Феофан Грек около 1340 – после 1405

Содержание

Слайд 2

Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер

Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер

колокольного дела не искал своей славы, а творил во имя Бога. Имена самых выдающихся мастеров дошли до нас через летописи, монастырские хроники, частную переписку. Одно из них – Феофан Грек, художник, чье искусство стало откровением для современников и потомков.

Феофан прибыл на Русь из Византии, поэтому и получил прозвище Грек или Гречин. Летопись сообщает, что ко времени прибытия на Русь он расписал сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе.

Слайд 3

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на

Ильине улице в Новгороде, построенной
в 1374 г.

Спас. Архангелы и серафимы

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
в Новгороде. 1374
Фотография 1874 г.

Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы.

Слайд 4

Неповторима и сама живопись Феофана: широкие удары кисти, точные , уверенно

Неповторима и сама живопись Феофана: широкие удары кисти, точные , уверенно

положенные блики(пробелА, «движки» по древнерусской терминологии), высветления, лепящие форму(«вохрение по санкирю»: последовательное высветление поверх основного коричневого тона). Живопись Феофана Грека почти монохромная, красно-коричневых и желтых охр, оттенки которых дают, однако, необычайное красочное многообразие.
Слайд 5

Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф,

Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф,

Енох, Ной. Из поздних – Илья Пророк и Иоанн Предтеча.

Пророки Адам, Авель, Сиф

Илья Пророк, Иоанн Предтеча

Образы Ильи и Иоанна Предтечи символизируют связь Ветхого
и Нового завета

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 6

Столпник Макарий Египетский Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Столпник

Макарий Египетский

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 7

Троица (Гостеприимство Авраама)

Троица (Гостеприимство Авраама)

Слайд 8

Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра

Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра

художника, сведенная к дихотомии: все пишет практически двумя красками – охрой и белилами. На охристо-глиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь, божественные энергии).

Роспись Преображенской церкви не находит аналогов среди древнерусских памятников.

Епифаний Премудрый называл Грека «философом зело хитрым» и рассказывал, что мастер писал свободно, невзирая на образцы, и что при этом общался со всяким,
кто приходит смотреть на его работу и даже проповедовал
с лесов.

Помимо Новгорода Великого и Москвы, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде, Переславле Залесском, Коломне.

Слайд 9

Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора

Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора

в Переславле- Залесском написан на доске большого размера (184x134) (ныне в ГТГ, Москва).

Преображение Господне. 1403

Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено по-феофановски темпераментно и смело. Свет, исходящий от Христа, не только повергает апостолов ниц, но
и преображает саму природу: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, камням, горам, образуя в них воронки, как бы вторгаясь внутрь материи, изменяя ее структуру. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия,
в которой преображается все творение.

Слайд 10

Преображение Господне. Фрагмент. 1403

Преображение Господне. Фрагмент. 1403

Слайд 11

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва). Образ

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва).

Образ Богородицы

на Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира
в Москву в 1395 г., когда городу угрожал хан Тамерлан.

Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы.

Донская икона Богоматери. 1392

Слайд 12

Успение Пресвятой Богородицы Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392 Фрагмент

Успение Пресвятой Богородицы
Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392

Фрагмент

Слайд 13

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу

великого князя Московского Василия Дмитриевича. Иконописную артель возглавляли три мастера: Феофан Грек, старец Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев.

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405:
архангел Михаил, Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча

Слайд 14

«Спас в силах» (Последняя четверть XIV в.). Благословляющая рука Христа. Доска,

«Спас в силах» (Последняя четверть XIV в.). Благословляющая рука Христа.
Доска, темпера.

210 х 142 см. Византийский стиль.
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

От первоначальной живописи «Спаса в силах» лучше всего сохранилось лично’е — лик и шея Христа, кисти рук и ступни обнаженных ног, хотя верхние красочные слои здесь также потерты (особенно брови, нос, притенения по овалу лика, борода и прическа, ладонь благословляющей руки и контуры ступней). По всей поверхности иконы — глубокие жесткие кракелюры, по краям которых виден левкас, а в трещинах — старая олифа. Золото, покрывавшее одежды Христа, нимб, фон и поля, утрачено почти полностью.
От белильных изображений символов Евангелий в углах «славы» остались только трудно различимые следы белил. Большие потертости и частично тонированные разрушения красочного слоя видны на внутреннем ромбе, овальной мандорле и на углах «славы», на ножках престола и на Евангелии. Лики «небесных сил», буквы текста на развороте Евангелия, красная опушь на нижнем поле сохранились фрагментарно. Поверх живописи лежит слой слегка потемневшей, неравномерно нанесенной олифы, частично использованной в качестве тонировок.

Слайд 15

«Богоматерь» (Последняя четверть XIV в.).Фрагмент. Лик Богоматери. Доска, темпера. 210 х

«Богоматерь» (Последняя четверть XIV в.).Фрагмент. Лик Богоматери.
Доска, темпера. 210 х 107-109

см. Византийский стиль.
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Лик Богоматери удлиненный, с крупным овальным подбородком. Нос прямой, с легкой горбинкой, коротким концом и низко опущенными крыльями ноздрей. Глаза большие, удлиненные. Губы полные, красные: верхняя — более интенсивного цвета, нижняя — светлее. Личное выполнено плотными слоями краски, нанесенной на темно-зеленый санкирь фактурными живописными мазками; на границе светов и санкирных теней — коричневые притенения- лессировки.
Света в виде положенных по форме параллельных мазков чистых густых белил сохранились на всех освещенных частях лика: на щеке вокруг правого глаза, на носу, на белках глаз, у губ и на подбородке. Опись носа двойная: широкая розово-красная линия усилена более темным коричнево-красным контуром. Описи век (верхние веки изображены в виде двойных дуг) розово-охристые, подчеркнуты красно-коричневой краской. Этой же краской написаны брови, притенения под бровями, радужная оболочка глаз. Брови, оттенения радужек и зрачки проработаны темно-коричневым (почти черным) цветом. Слезники глаз у переносицы отмечены красными мазками.

Слайд 16

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: Василий Великий, апостол Петр,

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405:
Василий Великий, апостол Петр,

архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст

Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского искусства.

Слайд 17

Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации

Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации

с триумфом, победой, неземной славой, величием Бога и подвигом человека. Это стало хорошей прививкой для культуры, жившей в условиях татарского ига, набиравшейся силы для сопротивления Орде
и национального возрождения. Этому же способствовала и деятельность преп. Сергия Радонежского с плеядой его учеников, митрополита Киприана, преп. Андрея Рублева.