Искусство Индии

Содержание

Слайд 2

Персы и китайцы эту называли страну Синдху, греки же произносили это

Персы и китайцы эту называли страну Синдху, греки же произносили

это слово как «Индос».
Мусульмане, завоевавшие Индию в XII—XIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна индусов), которое в Европе звучало как Индостан.
Название «Индия» в его современном значении появилось только в XIX в.
Слайд 3

Множество индийских мифов связано с реками Индом и Гангой (в древнеиндийской

Множество индийских мифов связано с реками Индом и Гангой
(в древнеиндийской

мифологии Ганга — небесная река, дочь царя гор, олицетворение реки Ганг, на санскрите — имя женского рода). Древнейшая индийская цивилизация возникла в III тыс. до н. э.
Слайд 4

Индию населяют многочисленные народы, которые имеют разное происхождение и культуру и

Индию населяют многочисленные народы, которые имеют разное происхождение и культуру и

говорят на разных языках. Здесь мирно сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, христианство, мусульманство.
Слайд 5

Наиболее значительные находки были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних

Наиболее значительные находки были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних

городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана.
Слайд 6

Мохенджо-Даро.2500-1500 г.г. до н.э.

Мохенджо-Даро.2500-1500 г.г. до н.э.

Слайд 7

Раскопками, начатыми в 1921 г., открыты города со строгой планировкой улиц,

Раскопками, начатыми в 1921 г., открыты города со строгой планировкой улиц,

которые тянулись параллельно с востока на запад и с севера на юг. Считается, что хараппская цивилизация существовала с середины III до половины II тыс. до н. э.
Слайд 8

О высоком уровне развития этой цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие

О высоком уровне развития этой цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие

письменности и произведений искусства.
Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя найдено уже достаточно большое количество печатей с надписями.
Города обносились стенами, здания строились высотой в 2 - 3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурились глиной и гипсом.
Сохранились развалины дворцов, общественных зданий и бассейны для религиозных омовений; система водостоков этих городов была самой совершенной в Древнем мире.
Слайд 9

Города строились по четкому плану: улицы пересекались под прямым углом. Как

Города строились по четкому плану: улицы пересекались под прямым углом.
Как

правило, крупный город состоял из двух частей: «нижнего» города и «верхнего» города.
Слайд 10

Хараппа. «Верхний» город представлял собой крепость на холме, там жили представители

Хараппа.

«Верхний» город представлял собой крепость на холме, там жили представители городских

властей и жрецы. Здесь же находились различные общественные сооружения: зернохранилища, купальни и т.п.
Слайд 11

Примечательно, что в «верхнем» городе не строили дворцов или храмов. В

Примечательно, что в «верхнем» городе не строили дворцов или храмов. В

этом плане хараппская цивилизация существенно отличается от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.
В «нижнем» городе проживала основная часть населения. Дома возводились из обожженного кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трехэтажных домах. Проложенные вдоль улиц сточные каналы представляли собой одну из самых древних систем городской канализации.
Слайд 12

Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии.

Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры

долины Инда с культурой Месопотамии.
Слайд 13

Артефакты Мохенджо-Даро. Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также

Артефакты
Мохенджо-Даро.

Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также статуэткам

из меди, камня и обожженной глины.
Слайд 14

В Мохенджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка девушки-танцовщицы. Вероятно, именно в хараппском

В Мохенджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка девушки-танцовщицы.
Вероятно, именно в хараппском

искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре.
Слайд 15

Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, представляет собой погрудное

Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, представляет собой погрудное

изображение бородатого мужчины с крупными, схематичными чертами лица. На этом лице доминируют длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, что, по всей видимости, должно означать самосозерцание. Считается, что этот бюст изображает жреца или божество.
Слайд 16

Арии Во II тыс. до н. э. в долинах Инда и

Арии

Во II тыс. до н. э. в долинах Инда и Ганга

начали расселяться индоевропейские племена ариев. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам — священным текстам на санскрите, древнеиндийском языке. Бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племен стал главный священный текст — Ригведа (XI—X вв. до н. э.). Ригведа представляет собой собрание гимнов арийским богам, главными из которых были: Сурья — бог солнца, Индра — повелитель грозы и грома, Агни — бог огня.
Слайд 17

Арии жили по большей части в деревнях, жилища строили из кирпича,

Арии жили по большей части в деревнях, жилища строили из кирпича,

глины, бамбука, камыша, дерева.
На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, жертвоприношения — на временных алтарях, каменных или деревянных.
X—IV вв. до н. э. не оставили памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», в котором упоминается немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.
Слайд 18

При царе Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы.

При царе Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения,

символы буддизма (ступы), пещерные храмы.
Слайд 19

Ступа- полусферическое сооружение без внутреннего пространства. Буддийский храм в Санчи.

Ступа- полусферическое сооружение без внутреннего пространства.

Буддийский храм в Санчи.

Слайд 20

Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения,

Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения,

и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза — архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи.
Слайд 21

Львиная капитель из Сарнатха.

Львиная капитель из Сарнатха.

Слайд 22

образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их

образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их

числе — урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей и т.д.
Слайд 23

Слайд 24

Чайтья- небольшой пещерный храм. Пещерные храмы Аджанты

Чайтья- небольшой пещерный храм.

Пещерные храмы Аджанты

Слайд 25

Вход в чайтью. Чайтья в Карли. Разрез.

Вход в чайтью.

Чайтья в Карли. Разрез.

Слайд 26

Росписи храмов Аджанты.

Росписи храмов Аджанты.

Слайд 27

Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий

Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий

около тридцати пещер, высеченных в скалистом берегу реки.
Пещеры внутри росписи выполнены по сухой штукатурке, на самые разные буддийские сюжеты. Живопись Аджанты отражает жизнь Индии того периода.
Наряду с религиозными образами здесь богато представлены природа страны и населяющие ее люди — от царей до представителей самых низших слоев.
Слайд 28

Фрески изображают главным образом сцены из жизни Будды и эпизоды из джатак.

Фрески изображают главным образом сцены из жизни Будды и эпизоды

из джатак.
Слайд 29

Слайд 30

Росписи храмов Аджанты.

Росписи храмов Аджанты.

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

В изображениях человеческого тела художники достигли большого совершенства рисунка, воплотив в

В изображениях человеческого тела художники достигли большого совершенства рисунка, воплотив в

них древнейшие эстетические представления о линейном ритме, о физической и духовной красоте человека.
Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Росписи храмов Аджанты.

Росписи храмов Аджанты.

Слайд 37

Росписи Аджанты — выдающийся художественный памятник прошлого.

Росписи Аджанты — выдающийся художественный памятник прошлого.

Слайд 38

Слайд 39

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Слайд 40

Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня

Неотделимой от архитектуры становится скульптура.
Выполненные с большим мастерством из камня

произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание.
Слайд 41

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре.725-755г.г.

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре.725-755г.г.

Слайд 42

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Слайд 43

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Слайд 44

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Скальный храм Кайласанатхи в Эллоре. 725-755г.г.

Слайд 45

Слайд 46

колоссальный рельеф «Нисхождение Ганга», размером около 9x27 м, посвященным легенде о благотворной силе Ганга.

колоссальный рельеф «Нисхождение Ганга», размером около 9x27 м, посвященным легенде о

благотворной силе Ганга.
Слайд 47

Эта река протекала якобы в небесных сферах, но люди умолили богов

Эта река протекала якобы в небесных сферах, но люди умолили богов

спустить ее на землю.
Этот радостный момент и изображен на рельефе, в центре которого расселина, в дни праздников смачиваемая водой.
Она символизирует русло Ганга, в котором плывут змееподобные божества вод — наги. Все фигуры рельефа — люди, небожители и животные — устремлены к центру. Великолепны образы животных: слоны со слонятами, львы, антилопы, птицы, резвые обезьяны. В целом рельеф воспринимается как мощный гимн животворящей силе воды.
Слайд 48

Главным элементом декоративного убранства наземных архитектурных сооружений стала скульптура.

Главным элементом декоративного убранства наземных архитектурных сооружений стала скульптура.

Слайд 49

Новые типы храмов — высокая башня шикхара, зал для ритуальных танцев

Новые типы храмов — высокая башня шикхара, зал для ритуальных танцев

— мандапа были разделены на ярусы, богато украшенные скульптурой.
Слайд 50

Слайд 51

Храм Махабодхи в Бодхгайе. Около 5в.н.э.

Храм Махабодхи в Бодхгайе. Около 5в.н.э.

Слайд 52

Слайд 53

Храм Минакши в Мадурай

Храм Минакши в Мадурай

Слайд 54

Храм Минакши в Мадурай — яркий пример тамильской цветной храмовой архитектуры

Храм Минакши в Мадурай  — яркий пример тамильской цветной храмовой архитектуры — имеет 258 метров

в ширину и 223 метра в длину. Высота — 51,9 метров.
Он увенчан четырнадцатью гопурами — башнями высотой до 50 метров. Пять башен расположены внутри храма, остальные снаружи.
Все они полностью покрыты множеством относительно небольших разрисованных скульптур. Это многорукие Шивы, многоликие богини, жрецы и музыканты, мифические животные, мужчины и женщины.
Много тысяч фигур, ни одна не похожа на другую. Перед входом в храм расположен «Пруд золотой лилии», предназначенный для обряда омовения. Храм вытянут с востока на запад.
Внутри храма располагается святилище бога Шивы-Сундарешвары и его скульптурное изображение.
Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

В архитектуре северных районов Индии по мере утверждения ислама распространяются типы

В архитектуре северных районов Индии по мере утверждения ислама распространяются типы

мусульманских зданий с характерными для них порталами, стрельчатыми арками, купольными покрытиями, высокими минаретами, строятся крепости и укрепленные резиденции феодалов.
Слайд 58

Вводятся более совершенные строительные приемы и конструкции — арки, своды, купола;

Вводятся более совершенные строительные приемы и конструкции — арки, своды, купола;

скульптурную пластику с изображениями человека сменяет резьба и инкрустация с геометрическим и растительным орнаментом.
Происходит широкий обмен строительным опытом между Индией, с одной стороны, и Ираном и Средней Азией — с другой.
Слайд 59

Под их влиянием создаются типы мечетей и мавзолеев. Наиболее совершенной из

Под их влиянием создаются типы мечетей и мавзолеев. Наиболее совершенной из них

является гробница Тадж-Махал в Агре (1632—1650 гг.), в ансамбль которой входят монументальное центрически-купольное здание и четыре изящные минарета, расположенные по углам основного здания.
Слайд 60

Слайд 61

Трёхликий Шива.

Трёхликий Шива.

Слайд 62

Ганеша-бог изобилия.

Ганеша-бог изобилия.

Слайд 63

Якшиня.

Якшиня.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67