Обряд Переселение семьи

Содержание

Слайд 2

Структура доклада Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей) Субъектный код Предметно-атрибутивный

Структура доклада

Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей)
Субъектный код
Предметно-атрибутивный код
Вербальный код
Акицональный код
Хронотоп
Вывод

(о доминировании субъектного кода)
Слайд 3

Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей) Новоселье – процесс, при котором

Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей)

Новоселье – процесс, при котором осуществляется

переход в новое жилище, призванный обеспечить благополучную жизнь семьи на новом месте.
Новый дом является символом нового мира, новой жизни, новых условий и вообще обновления каких-либо жизненных установок, поэтому к данному процессу славяне относились как к наиболее важному в их жизни событию.
Слайд 4

В связи с обеспечением именно благополучного обустройства в новом доме, данный

В связи с обеспечением именно благополучного обустройства в новом доме, данный

процесс переселения включает в себя два обряда у славян.

Обряд переселения домового (первичный, основной)

Переселение самой семьи (сперва было необходимо
переселить хозяина дома)

Слайд 5

1.1. Субъектный код 1.1. Субъектный код Обряд новоселья представлял собой так

1.1. Субъектный код

1.1. Субъектный код
Обряд новоселья представлял собой

так называемые «Лазины» – это переход семьи из одного дома в другой. Так как новый дом был ещё пространством сакрально негарантированным, чуждым и являлся местом скопления нечистых сил, негатива, оставленного прежними хозяевами, то первыми в дом заселяли животных, которые использовались в несобственной функции.
Слайд 6

Они использовались как ритуальный двойник человека, как хозяин дома, который примет

Они использовались как ритуальный двойник человека, как хозяин дома, который примет

на себя весь удар, поскольку существовало поверье о неизбежной смерти жильца, вошедшего в дом первым, следовательно, животные выступают как полноправные участники обряда, а значит, относятся к S-му коду.
Слайд 7

Первыми в дом заходят! кошка, курица или петух — в.-слав.; -петух, курица или собака — ю.-слав.,

Первыми в дом заходят!

кошка, курица или петух — в.-слав.;
-петух, курица

или собака — ю.-слав.,
Слайд 8

У белорусов животные, подобранные в порядке их ритуальной ценности, ночевали в

У белорусов животные, подобранные в порядке их ритуальной ценности, ночевали в

доме в течение 6 дней: в первый день — петух и курица, во второй — гусь или кот с кошкой, в третий — поросенок, в четвертый — овца, в пятый — корова, в шестой — лошадь, а в седьмой — хозяин с огнем и хлебом или тестом в квашне.
Слайд 9

Иерархия входа После того, как заселили животных, которые прогнали нечистую силу,

Иерархия входа

После того, как заселили животных, которые прогнали нечистую силу, заселялись

люди. Порядок перехода людей был строго регламентирован.
Слайд 10

Первыми в новый дом заселялся хозяин, или самый старший (старик), или

Первыми в новый дом заселялся хозяин, или самый старший (старик), или

больной человек – все эти люди опять же принимали на себя «удар», весь сгусток оставшегося негатива. Первый входящий мог умереть. Далее заселялась хозяйка, затем их дети: первые мальчики, затем дочери. После прочие родственники.
Слайд 11

Переход по нитке В других местностях хозяин или самый старый человек

Переход по нитке
В других местностях хозяин или самый старый человек

входил в дом по нитке один, а затем притягивал остальных внутрь избы. Иногда вместо нитки употребляли пояс. У болгар хозяйка входила в дом по белому полотну, разливая по пути воду.
Слайд 12

Предметно-атрибутивный код После заселения семьи в первую очередь в дом переносили

Предметно-атрибутивный код

После заселения семьи в первую очередь в дом переносили культурные

символы, определяющие статус дома как жилого, человеческого пространства и символизирующие идеи освоенности, богатства, изобилия, плодородия: огонь (из старого дома не потухшие угли в новую печь), иконы (и вообще всё, что находилось затем в красном углу), хлеб и соль (для домового, вносил строго мужчина), воду, водку, горшок каши (недоваривали в старом доме, доваривали в новом), дежу с тестом (деревянная кадка для выпечки хлеба).
Слайд 13

На Украине хозяин вносил в дом икону, а хозяйка — ухват

На Украине хозяин вносил в дом икону, а хозяйка — ухват

и кочергу, которыми крестила все углы хаты, «чтобы никакие насекомые не водились в ней».
В Болгарии обязательно входили в дом с полными сосудами: ведрами с водой, неначатым мешком только что смолотой муки, столиком с ситом, наполненным мукой, лепешкой с вареной курицей. Часто в дом вносили гнезда ласточки или аиста, а также многочисленные апотропеи (сл. слайд)
Слайд 14

Популярный апокриф «Сон Богородицы» с заговором, в котором говорилось, что «тот,

Популярный апокриф «Сон Богородицы» с заговором, в котором говорилось, что «тот,

кто имеет этот „Сон" в доме в чистоте и сохранности, будет помилован от лукавого; дьяволу к тому дому не подступиться, и будет в том доме святой дух ночевать и счастье и умножение всякого плода». Основная часть этих предметов хранилась в красном углу.
Слайд 15

Выделим основные компоненты данного кода: Огонь Икона Хлеб Соль Вода Дежа

Выделим основные компоненты данного кода:

Огонь
Икона
Хлеб
Соль
Вода
Дежа с тестом
Дежа с квасом
Ухват
Кочерга
Ведра с водой

Апотропеи:

конская

подкова, мак, чертополох, лопух, чеснок, крапива, осина, рябина, освященные в церкви ветки вербы, четверговая свеча и соль, иорданская вода, апокриф «Сон Богородицы»
Слайд 16

Вербальный код (в основном молитвы) В Болгарии хозяева вносили в дом

Вербальный код (в основном молитвы)

В Болгарии хозяева вносили в дом

жито, приговаривая: «Сколько зерен в этом сосуде, столько пусть будет урожая».
Став на пороге дома, хозяин читал «Отче наш» и по окончании молитвы входил в хату и ставил икону в святой угол. Затем возвращался к двери и брал от жены дежу, вносил ее в хату, говоря: «Как в этой деже полно хлеба, дай, Господи, чтобы так было полно в этой хате хлеба и всякого добра!»
Слайд 17

Популярнейшая молитва при новоселье Боже Спасителю наш, изволивый под сень Закхееву

Популярнейшая молитва при новоселье

Боже Спасителю наш, изволивый под сень Закхееву внити

и спасение тому и всему дому того бывый, Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами, недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго вреда соблюди невредимы, благословляя тех зде жилище, и ненаветен тех живот сохраняяй. Аминь.
Слайд 18

Акциональный код Жертвоприношение: после заселения на пороге отрубить голову курице, повесить

Акциональный код

Жертвоприношение: после заселения на пороге отрубить голову курице, повесить её

в сарае, а из тела сварить суп.
Кушать всей семьёй, семейная трапеза. Важная часть завершения обряда – совместный обед. Порядок рассаживания за столом был пространственной моделью социальных отношений, действовавших в семье: хозяин во главе стола, справа — мужчины, слева — женщины и дети, топить печь следовало не соломой, а дровами и ничего в ней не варить.
Слайд 19

Лишь когда дрова в ней перегорали, туда ставили нечетное число хлебов,

Лишь когда дрова в ней перегорали, туда ставили нечетное число хлебов,

а в один из них хозяйка втыкала неперегоревший уголь, по которому гадали о будущей жизни в новом доме. Было также принято креститься у красного угла семь дней, который располагался или в прихожей, или у печи.
Слайд 20

Хронотоп Собственно переход в новый дом был регламентирован рядом ограничений временного

Хронотоп

Собственно переход в новый дом был регламентирован рядом ограничений временного и

социального характера.
Сакрально гарантированными днями для новоселья у русских считались двунадесятые праздники, в особенности, введение во храм Богородицы (в качестве сакрального прецедента).
Слайд 21

Старались входить в дом ночью, чтобы хозяина не было видно, и

Старались входить в дом ночью, чтобы хозяина не было видно, и

в те часы, когда на небе высоко стоит созвездие Плеяд (белорусы);
Перед восходом солнца, в полдень, в новолуние или перед полнолунием, чтобы «всего было полно».
Русские избегали поселяться в понедельник и субботу, чтобы нечасто переходить из дома в дом. Болгары, напротив, считали «хорошими днями» понедельник, среду или четверг, но также обходили субботу.