Культура и стиль эпохи

Содержание

Слайд 2

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры XVII

— XVIII веков, центром которой была Италии.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Барокко — один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. 

Слайд 3

История В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На

История

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На

ее территории начинают хозяйничать иностранцы – испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций – она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить. Так на территории Италии возникает барокко.
Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.
Слайд 4

Черты барокко Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для

Черты барокко

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI

века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Слайд 5

Основные черты искусства барокко Антиномичность Театральность Фееричность Иллюзионизм

Основные черты искусства барокко

Антиномичность
Театральность
Фееричность
Иллюзионизм

Слайд 6

Основные черты искусства барокко Эмблематика Аллегория Опера

Основные черты искусства барокко

Эмблематика
Аллегория
Опера

Слайд 7

Стиль барокко был порождён в результате возникновения нового типа храма, который,

Стиль барокко был порождён в результате возникновения нового типа храма, который,

в свою очередь, возник как реакция на протестантизм. Барокко одухотворяет все части здания и интерьера, за меняя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей.

Римская
церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у четырех фонтанов), созданная
Ф. Борромини.

Слайд 8

В социальном отношении барокко можно рассматривать как продолжение королевских покоев –

В социальном отношении барокко можно рассматривать как продолжение королевских покоев –

архитектура зданий, садов и парков есть продолжение интерьера. Ковры и мозаики клумб, подстриженная «исправленная» растительность французских парков со статуями, беседками и павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной декорацией.
Слайд 9

Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме.

Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св.

Петра в Риме.
Слайд 10

Сан-Марко - трёхнефная титулярная базилика в Риме, на площади Сан-Марко, окружённая

Сан-Марко - трёхнефная титулярная базилика в Риме, на площади Сан-Марко, окружённая

Палаццо Венеция. Церковь была построена в 336 г. В 1740-1750 г. внутреннее убранство церкви отреставрировано в барочном стиле.
Слайд 11

Сан-Джованни-деи-Фиорентини ( барокко,1509-1738гг)

Сан-Джованни-деи-Фиорентини
( барокко,1509-1738гг)

Слайд 12

Церковь Св. Марии Магдалины (барокко,XVII в.)

Церковь Св. Марии Магдалины (барокко,XVII в.)

Слайд 13

Церковь Иль-Джезу построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, довольно близко

Церковь Иль-Джезу построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, довольно близко

предвещавшем эстетику барокко(архитекторы Джакомо да Виньола и Джакомо делла Порта, первоначальный проект подготовил Микеланджело).
Слайд 14

Королевский дворец в Мадриде.

Королевский дворец в Мадриде.

Слайд 15

Чумная колонна (Вена, XVII в.)

Чумная колонна (Вена, XVII в.)

Слайд 16

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств —

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств —

променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Слайд 17

Маска и карнавал: сама суть барокко

Маска и карнавал: сама суть барокко

Слайд 18

Человек эпохи барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью,

Человек эпохи барокко.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью,

самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Портрет мадам де Монтеспан,
фаворитки Людовика XIV.

Слайд 19

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ.

gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.

Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

Слайд 20

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть,

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть,

но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Слайд 21

Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.
Слайд 22

Барокко в живописи. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью»

Барокко в живописи.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и

пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Караваджо. Призвание апостола Матфея.

Слайд 23

Живопись должна показывать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь, с

Живопись должна показывать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь, с

помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).

Изобразительное искусство барокко

Слайд 24

Наиболее ярким живописцем этого стиля стал П. П. Рубенс, заполнивший своими

Наиболее ярким живописцем этого стиля стал
П. П. Рубенс, заполнивший своими

гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом заката.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет в кругу друзей Мантуа

Слайд 25

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды, 1618 г. Питер Пауль Рубенс. Три Распятия, 1620г.

Питер Пауль Рубенс.
Союз Земли и Воды, 1618 г.

Питер Пауль Рубенс.

Три Распятия, 1620г.
Слайд 26

Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта – вершины XVII в.

Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта – вершины XVII в.

Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Возвращение блудного сына, 1669г.

Слайд 27

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет Рембрандта, 1661г.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет Рембрандта, 1661г.

Слайд 28

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Саскии в образе Флоры, 1634г.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Саскии в образе Флоры, 1634г.

Слайд 29

Барокко в литературе. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный

Барокко в литературе.

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир

как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Слайд 30

Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства,

Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства,

жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

Слайд 31

Франсиско де Кеведо. Испанский поэт и прозаик. Оноре д'Юрфе. Французский писатель XVII века.

Франсиско де Кеведо. Испанский поэт и прозаик.

Оноре д'Юрфе. Французский писатель XVII

века.
Слайд 32

На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман

На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман

«Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя.
Слайд 33

Немецкий писатель. Английский поэт, крупнейший представитель метафизического направления.

Немецкий писатель.

Английский поэт, крупнейший представитель метафизического направления.

Слайд 34

Барокко в романах А. Дюма

Барокко в романах А. Дюма

Слайд 35

Барокко в романах А. Переса-Реверте

Барокко в романах А. Переса-Реверте

Слайд 36

Жан-Батист Мольер (фр. Molière, 1622, Париж —1673, там же) — комедиограф

Жан-Батист Мольер

(фр. Molière, 1622, Париж —1673, там же) — комедиограф Франции и новой Европы,

создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.
Слайд 37

Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 1606, Руан — 1684, Париж) — французский драматург, «отец французской трагедии».

Пьер Корнель

(фр. Pierre Corneille; 1606, Руан — 1684, Париж) — французский драматург, «отец французской

трагедии».
Слайд 38

Педро Кальдерон исп. Pedro Calderón de la Barca; (1600 —1681) —

Педро Кальдерон

исп. Pedro Calderón de la Barca; (1600 —1681) — испанский драматург и поэт,

чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.
Слайд 39

Мода эпохи барокко. Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления

Мода эпохи барокко.

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика

XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Слайд 40

Стиль «Барокко»

Стиль «Барокко»

Слайд 41

Слайд 42

Стиль Барокко (Франция)

Стиль Барокко (Франция)

Слайд 43

Слайд 44

Барокко в интерьере. Для стиля Барокко характерна показная роскошь, хотя он

Барокко в интерьере.

Для стиля Барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет

в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.
Слайд 45

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и

украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Если все же Вам очень нравится барокко, даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:

статуэтки и вазы с растительным орнаментом;

гобелены на стенах;

зеркало в золоченой раме с лепниной;

стулья с резными спинками и т.д.

Слайд 46