Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Содержание

Слайд 2

Тайная вечеря Ок. 1494-1498 До реставрации. Смешанная техника 460х880 см. Трапезная

Тайная вечеря Ок. 1494-1498 До реставрации. Смешанная техника 460х880 см. Трапезная монастыря

Санта Мария делла Грация. Милан.
Слайд 3

После того, как в 1494 году Лодовико Моро (Моро – Мавр

После того, как в 1494 году Лодовико Моро (Моро – Мавр

и Лодовико Сфорцо одно и тоже лицо) был назван герцогом Милана, он решил сделать монастырь Санта Мария делла Грация своей фамильной усыпальницей. Леонардо был дан заказ на роспись трапезной монастыря. «Тайная вечеря» не единственная роспись в трапезной. На противоположной торцовой стене большое изображение «Распятия», написанное миланским художником Донато Монторфано в 1495 г.. Современники высоко оценили «Тайную вечерю», французский король после взятия в 1499 году Милана высказал пожелание перенести её во Францию. Уже через 20 лет после создания фрески появились повреждения –от проникшей на стену воды. В 1943 году во время воздушной атаки в трапезной монастыря взорвалась бомба, крыша и стена справа от «Тайной вечери» были разрушены, фреска, защищённая мешками с песком не пострадала.
Слайд 4

С 1980 г. проводится реставрация исключительно при закрытых дверях – без

С 1980 г. проводится реставрация исключительно при закрытых дверях – без

атмосферного влияния и дыхания посетителей, так отрицательно повлиявших на её состояние, активизировавшие процесс разрушения. Было принято решение оставить места утрат открытыми, удалив лишь возникшие позже поновления. Единственным исключением являются изображения гобеленов, в которых были сохранены значительно поздние красочные слои. Было выявлено много повреждений. Сейчас «Тайную вечерю» можно смотреть в том оригинальном качестве, которое ей дал автор.
Слайд 5

На металлической посуде после реставрации стали видны красочные отражения одеяний апостолов,

На металлической посуде после реставрации стали видны красочные отражения одеяний апостолов,

раскрылись тончайшие переходы светотени. Учёные изучили порядок нанесения красочных слоёв и использованные художником материалы. Потвердили сообщения современников о том, что Леонардо над фреской работал очень медленно, нанося, порой, лишь несколько мазков в течение целого дня. При традиционной технике фрески (по сырому – роспись ведётся, пока не высохнет слой штукатурки) такой медленный темп работы был бы невозможен. Леонардо применил смешанную технику и писал, как в станковой живописи на двухслойном грунте маслом и темперой. Ответственный хранитель «Тайной вечери» миланец Пьетро Марани считает, что именно эта техника стала причиной раннего разрушения росписи при неблагоприятных климатических условиях. Год окончания фрески 1498 упоминается в книге монаха и математика Луи Пачоли «Божественная пропорция».
Слайд 6

Примечание: намеренно не приведены слайды с фреской «Тайная вечеря» и её

Примечание: намеренно не приведены слайды с фреской «Тайная вечеря» и её фрагментами

после реставрации, так как выложенный в Интернете материал вызывает сомнение.
Слайд 7

В основе картины лежат наброски людей в действии. Это было принципиально

В основе картины лежат наброски людей в действии. Это было принципиально

важно для Леонардо в работе над идеей картины, что выразилось художником в трактате о живописи: « И такие образы, если жесты и положения хорошо подходят к их душевному состоянию понимаются так, словно бы они разговаривали».
Слайд 8

Этюд Тайной вечери (фрагмент) Ок. 1494-95 Бумага, перо, чернила В черновом

Этюд Тайной вечери (фрагмент) Ок. 1494-95 Бумага, перо, чернила В черновом эскизе

должно было проявиться отношение персонажей к происходящему через жесты, мимику, манеру держаться. Он разработал общее расположение фигур. А затем детально проработал персонажи (рисунки предыдущего слайда), одновременно оттачивая композицию, добиваясь целостности.
Слайд 9

Этюд к Тайной вечере Ок. 1494-1495 Бумага, сангина 26х39,2 Венеция Композиция

Этюд к Тайной вечере Ок. 1494-1495 Бумага, сангина 26х39,2 Венеция Композиция намечена

рукой Леонардо, а затем рисовал один из учеников мастера. Надписи в зеркальном отражении свидетельствуют лишь о том, что Леонардо приложил руку к этому листу.
Слайд 10

Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие, Милан «Фигура, нарисованная с точки

Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие, Милан «Фигура, нарисованная с точки

зрения сверху, всегда выглядит так, как если бы на неё смотрели сверху, даже если глаз зрителя находится ниже, чем изображение» Леонардо. «Кто хочет отобразить природу столь точно, чтобы ввести в заблуждение зрителя, может не копировать её, он должен перехитрить зрителя. Но это может сделать только тот, кто знает природу и законы восприятия».
Слайд 11

Итоговое задание по теме. Ответить на вопросы: 1. Назовите источник, сообщивший

Итоговое задание по теме. Ответить на вопросы: 1. Назовите источник, сообщивший нам

дату создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. 2. Кто отвечает за сохранность «Тайной вечери» - назовите должность, имя. 3. В каком городе и где находится роспись «Тайная вечеря». 4. Схематично в тетради передайте композицию росписи «Тайной вечери». 5. Портрет Цецилии Галлерани –второе название портрета. 6.Продолжите мысль Леонардо: искусство мертво, если… 7. В чьей мастерской учился Леонардо? 8. В чём родство композиций Леонардо да Винчи «Благовещение», Сандро Боттичелли «Венера и Марс»?