- Главная
- Культурология
- Основные виды русской росписи
Содержание
- 2. Основные виды промысла Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно
- 3. Городецкая роспись по дереву В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии, мастерили прялочные донца
- 4. Палехская роспись на шкатулках Палехская школа возникла в одноименном поселке Ивановской области. Еще до революции это
- 5. Вятская роспись по дереву Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной
- 6. Хохломская роспись Самые известные виды росписи по дереву в России существуют многие столетия, причем за все
- 7. Гжельская роспись Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на окраинах которого находились залежи
- 8. Федоскинская лаковая миниатюра В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике. Начиналось
- 9. Мезенская роспись Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы считают самым
- 11. Скачать презентацию
Основные виды промысла
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования.
Основные виды промысла
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования.
Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:
мезенская;
хохлома;
гжельская;
жостовская;
федоскинская;
городецкая;
палех;
северодвинская;
прикамская.
Городецкая роспись по дереву
В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии,
Городецкая роспись по дереву
В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии,
Для городецкой росписи характерна трехярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.
Первая Мировая едва не поставила под угрозу городецкую роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.
В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком.
Палехская роспись на шкатулках
Палехская школа возникла в одноименном поселке Ивановской области.
Палехская роспись на шкатулках
Палехская школа возникла в одноименном поселке Ивановской области.
В начале XIX в. в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера основали ремесленную артель, которая занималась производством лаковой живописи на формах из папье-маше. Традиционными мотивами были узнаваемые сюжеты из народных сказок, творчества А.С. Пушкина, красивые пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает палехскую школу от остальных.
Броши, серьги, коробочки, шкатулки, портсигары и прочие безделушки, выполненные в этой манере, были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала почти синонимом этого вида живописи. Заготовка вначале покрывается фоном – красным или черным лаком.
Кстати, известно ли вам, что по этой детали можно отличить оригинальное изделие от поддельного? У настоящих шкатулок слой лака настолько тонкий, что его практически не видно.
Благодаря особой манере письма создается эффект трехмерного изображения. Основные характеристики палехской живописи – тщательно прорисованные образы, сочность и насыщенность, отделка сусальным золотом.
Вятская роспись по дереву
Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по
Вятская роспись по дереву
Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по
Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.
В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.
Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.
Хохломская роспись
Самые известные виды росписи по дереву в России существуют многие столетия,
Хохломская роспись
Самые известные виды росписи по дереву в России существуют многие столетия,
Для русской хохломы характерна уникальная техника, благодаря которой посуда приобретает золотистый цвет. Изначально поверхность грунтуется и покрывается маслом. Далее втирается алюминиевый порошок, а после росписи красками на изделие наносят лак в несколько слоев, периодически закаливая посуду в печи.
Кстати, благодаря этому закаливанию как раз получается всем известная золоченая поверхность.
Для хохломской росписи более характерны цветы, ягоды рябины или земляники, но нередко можно встретить изображения птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой и изредка белый, зеленый. Существует два способа нанесения узоров: верховая и под фон.
В первом случае рисунок наносится красками, поверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон означает нанесение контуров узора, после чего основной фон окрашивается черным.
Гжельская роспись
Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на
Гжельская роспись
Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на
Фарфоровые сервизы стали признаком статуса владельца, именно в это время начала формироваться школа гжельской росписи. В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски. Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали в печи. В современной Росси удалось сохранить технологию изготовления гжельской росписи.
Федоскинская лаковая миниатюра
В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике.
Федоскинская лаковая миниатюра
В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике.
Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком.
Мезенская роспись
Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно
Мезенская роспись
Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно
Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.
Теперь вы знаете, какие были виды народного творчества на Руси и всегда сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!