Русский авангард

Содержание

Слайд 2

МОДЕРНИЗМ – КУЛЬТУРНА ПАРАДИГМА АВАНГАРД – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА НАПРАВЛЕНИЯ – ГРУППОВАЯ (ЛИЧНАЯ) ПАРАДИГМА

МОДЕРНИЗМ – КУЛЬТУРНА ПАРАДИГМА АВАНГАРД – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА НАПРАВЛЕНИЯ – ГРУППОВАЯ (ЛИЧНАЯ) ПАРАДИГМА

Слайд 3

Михаил Ларионов 1881-1964 Наталья Гончарова 1881-1962

Михаил Ларионов 1881-1964 Наталья Гончарова 1881-1962

Слайд 4

Дождь. 1904 Акации весной. 1904

Дождь. 1904 Акации весной. 1904

Слайд 5

Свинья. 1906 Свинопас. 1909

Свинья. 1906 Свинопас. 1909

Слайд 6

М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911

М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911

Слайд 7

Декабрь 1910 года. Выставка «Бубновый валет»

Декабрь 1910 года. Выставка «Бубновый валет»

Слайд 8

Илья Машков Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. ГРМ

Илья Машков Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910. ГРМ

Слайд 9

И. Машков. Привет XVII съезду ВКП (б) 1934

И. Машков. Привет XVII съезду ВКП (б) 1934

Слайд 10

П. Кончаловский Автопортрет в сером. 1911 Сирень в корзине. 1933

П. Кончаловский Автопортрет в сером. 1911 Сирень в корзине. 1933

Слайд 11

А. Лентулов 1912. Аллегорическое изображение войны 1812 года 1914. Битва победы

А. Лентулов 1912. Аллегорическое изображение войны 1812 года 1914. Битва победы

Слайд 12

1912. Выставка «Ослиный хвост» («….ссора хвостов с валетами»)

1912. Выставка «Ослиный хвост» («….ссора хвостов с валетами»)

Слайд 13

Н. Гончарова. Четыре Евангелиста (тетраптих) 1911. «Все выставленные кощунственные произведения должны

Н. Гончарова. Четыре Евангелиста (тетраптих) 1911. «Все выставленные кощунственные произведения должны быть

немедленно убраны с выставки; нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, "лучистых" пейзажей и прочей "кубистической" дребедени»
Слайд 14

М. Ларионов. Курящий солдат. 1911

М. Ларионов. Курящий солдат. 1911

Слайд 15

К. Малевич. Полотеры. 1912

К. Малевич. Полотеры. 1912

Слайд 16

В. Татлин. Автопортрет. 1912

В. Татлин. Автопортрет. 1912

Слайд 17

Выставка «Мишень». 1913 «…Признание всех стилей, которые были до нас и

Выставка «Мишень». 1913

«…Признание всех стилей, которые были до нас и созданы

теперь, как то — кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации и смешение стилей. Нами создан собственный стиль «лучизм», имеющий в виду пространственные формы».
Слайд 18

1912 «Лучисты и будущники» 1913 «Манифест лучизма» Мы, Лучисты и Будущники,

1912 «Лучисты и будущники» 1913 «Манифест лучизма»

Мы, Лучисты и Будущники, не желаем

говорить ни о новом, ни о старом искусстве и еще менее о современном западном. Довольно «Бубновых валетов», прикрывающих этим названием свое убогое искусство, бумажных пощечин, даваемых рукой младенца, страдающего собачьей старостью — Союзов старых и молодых!
Нам не нужно пошлых счетов с общественным вкусом — пусть этим занимаются те, кто на бумаге дает пощечину, а фактически протягивает руку за подаянием. Довольно этого навоза, теперь нужно сеять! У нас скромности нет, мы это прямо и откровенно заявляем — Мы себя считаем творцами современного искусства.
Выдвигаемый нами стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника.
Луч условно изображается на плоскости цветной линией.
Слайд 19

М. Ларионов. Петух и курица. 1912.

М. Ларионов. Петух и курица. 1912.

Слайд 20

М. Ларионов. Красный лучизм. 1913.

М. Ларионов. Красный лучизм. 1913.

Слайд 21

«Двадцать школ рождались в месяц: футуризм, кубизм — это уже античность, предыстория…» С. Дягилев

«Двадцать школ рождались в месяц: футуризм, кубизм — это уже античность, предыстория…» С.

Дягилев
Слайд 22

Л.Мясин, Н. Гончарова, И.Стравинский, М.Ларионов, Л.Бакст Лозанна, 1915

Л.Мясин, Н. Гончарова, И.Стравинский, М.Ларионов, Л.Бакст Лозанна, 1915

Слайд 23

Н.Гончарова Эскиз декораций к спектаклю «Золотой петушок» 1914

Н.Гончарова  Эскиз декораций к спектаклю «Золотой петушок» 1914

Слайд 24

1915. Балет «Шут или Полуночное солнце» Н. Римский –Корсаков Л. Мясин М. Ларионов

1915. Балет «Шут или Полуночное солнце» Н. Римский –Корсаков Л. Мясин М. Ларионов

Слайд 25

-

-

Слайд 26

М. Ларионов. Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916

М. Ларионов. Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916

Слайд 27

«Пощёчина общественному вкусу». 1912 Первый поэтический сборник кубофутуристов. Манифест кубофутуризма. Велимир Хлебников Владимир Маяковский Давид Бурлюк

«Пощёчина общественному вкусу». 1912 Первый поэтический сборник кубофутуристов. Манифест кубофутуризма. Велимир Хлебников Владимир Маяковский Давид Бурлюк

Слайд 28

Манифест русского футуризма Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы —

Манифест русского футуризма

Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми Всем этим Куприным, Блокам, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
Слайд 29

В. Хлебников (1885-1922)

В. Хлебников (1885-1922)

Слайд 30

Манифест «Слово как таковое» («самовитое слово», «заумь») В. Хлебников Заклятие смехом

Манифест «Слово как таковое» («самовитое слово», «заумь») В. Хлебников Заклятие смехом О, рассмейтесь,

смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!  О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики, О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908 -1909    
Слайд 31

К. Малевич (1879-1935) Алогизм К. Малевич Англичанин в Москве 1914

К. Малевич (1879-1935) Алогизм К. Малевич Англичанин в Москве 1914

Слайд 32

«Первый Всероссийский съезд футуристов» Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых 1913

«Первый Всероссийский съезд футуристов» Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых 1913

Слайд 33

Опера «Победа над Солнцем» музыка М. Матюшина текст А. Крученых пролог

Опера «Победа над Солнцем» музыка М. Матюшина текст А. Крученых пролог В. Хлебникова декорации и эскизы

костюмов К. Малевича Синтез литературной, музыкальной и живописной алогичности
Слайд 34

«Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием

«Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием

вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте». М. Матюшин
Слайд 35

После «Пролога», написанного Хлебниковым и произнесенного Кручёных, занавес был не раздвинут,

После «Пролога», написанного Хлебниковым и произнесенного Кручёных, занавес был не раздвинут,

а разорван пополам. На сцене, ослепительно освещённой прожектором, появились ошеломившие зрителей своей абсурдностью, внешним видом и поведением персонажи: Нерон, Похоронщик, Неприятель, Авиатор, Калигула, Трусливый, Некий злонамеренный, Внимательный рабочий. Особое впечатление произвели громадные фигуры Будетлянских силачей. Спектакль шел в атмосфере непрекращающегося скандала.
Слайд 36

- -

-

-

Слайд 37

Слайд 38

З. Серебрякова (1884-1967) За туалетом Автопортрет 1909

З. Серебрякова (1884-1967) За туалетом Автопортрет 1909

Слайд 39

З. Серебрякова. За завтраком. 1914.

З. Серебрякова. За завтраком. 1914.

Слайд 40

1912. Выставка «Мира искусства». К. Петров-Водкин «Купание красного коня»

1912. Выставка «Мира искусства». К. Петров-Водкин «Купание красного коня»

Слайд 41

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ АВАНГАРД -

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ АВАНГАРД

-

Слайд 42

Искусство эпохи Империализма. ГРМ. 1932. «Авангард – вывернутая наизнанку буржуазность» Художники

Искусство эпохи Империализма. ГРМ. 1932. «Авангард – вывернутая наизнанку буржуазность» Художники РСФСР за

15 лет. ГРМ. 1932.
Слайд 43

1981-1982. Авангард в России. Из коллекции Георгия Костаки. Музей Соломона Гуггенхайма. Нью_Йорк.

1981-1982. Авангард в России. Из коллекции Георгия Костаки. Музей Соломона Гуггенхайма. Нью_Йорк.

Слайд 44

Казимир Северинович Малевич (1979-1935)

Казимир Северинович Малевич (1979-1935)

Слайд 45

К. Малевич. Полотеры. 1912 К. Малевич Англичанин в Москве. 1914 К. Малевич Будетлянский силач. 1914

К. Малевич. Полотеры. 1912 К. Малевич Англичанин в Москве. 1914 К. Малевич Будетлянский

силач. 1914
Слайд 46

Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915 Последняя футуристическая выставка картин

Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915 Последняя футуристическая выставка картин «0,10» (ноль-десять) .

1915-1916 «Содержание картин автору неизвестно»
Слайд 47

-

-

Слайд 48

Манифест супрематизма. 1918 Искусство всегда разделялось на две категории: ремесло и

Манифест супрематизма. 1918

Искусство всегда разделялось на две категории: ремесло и стремление

к творчеству. До сей поры под Искусством Академизма [академизмом мы считаем все то, где в изображении торчат пара глаз и улыбка, все то, что основывается на формах природы и рассказах нашей обыденной жизни] путались понятия [Великого] Искусства, [т.е. тех] гениев, которые пробивали через уродство форм природы выход непосредственному творчеству, и искусства тех художников, у которых было одно - стремление достигнуть тождественности, т.е. достигнуть ремесла умения выполнять заказные портреты и сценки. Смешивалось ремесло и творчество. Бунт в Искусстве Кубизма и футуризма есть стремление гения разбить толщу наслоения ремесленной идеи и выйти к проявлению своей воли. Мы же пошли дальше и отвергли всё, изгнали всякое соприкосновение с вещью и сутолокой жизни. Мы вынесли себя за пределы горизонта вещей к новой Культуре Искусства не как ремесла, а творчества. И объявляем себя свободными творцами в противовес свободным художникам Академического ремесла.
Слайд 49

Супрематизм: от лат. supremus — наивысший

Супрематизм: от лат. supremus — наивысший

Слайд 50

Б. Кустодиев. Царь Николай II. 1915 К. Малевич. Черный квадрат. 1915

Б. Кустодиев. Царь Николай II. 1915 К. Малевич. Черный квадрат. 1915

Слайд 51

Б.М. Кустодиев (1878-1927) Большевик. 1920. ГТГ Автопортрет у окна. 1899 -

Б.М. Кустодиев (1878-1927) Большевик. 1920. ГТГ Автопортрет у окна. 1899

-

Слайд 52

Б.М. КУСТОДИЕВ. МАСЛЕНИЦА. 1903. ГРМ «Россия вся единый Иван И рука

Б.М. КУСТОДИЕВ. МАСЛЕНИЦА. 1903. ГРМ

«Россия вся единый Иван И рука у него

— Нева, А пятки — каспийские степи…»;  В.МАЯКОВСКИЙ «150.000.000» 1921
Слайд 53

Б. Кустодиев Купчиха за чаем. 1918. ГРМ Набросок «Женщина, пьющая чай».

Б. Кустодиев Купчиха за чаем. 1918. ГРМ Набросок «Женщина, пьющая чай». Зарисовка

с Г. Адеркас «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе […] Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости» (из письма режиссеру Василию Лужскому)
Слайд 54

«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация

«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация

на площади Урицкого» 1921 год, 133 × 268; холст, масло; ГРМ Портрет Петра Капицы и Николая Семенова. 1921
Слайд 55

МЕТОД «НАИВНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕВОЛЮЦИИ» К. ЮОН (1875-1958) ВЕСЕННИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. 1910

МЕТОД «НАИВНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕВОЛЮЦИИ» К. ЮОН (1875-1958) ВЕСЕННИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. 1910 НОВАЯ ПЛАНЕТА.

1921. КАРТОН, ТЕМПЕРА, ГТГ
Слайд 56

К. Юон. Парад Красной Армии. 1923. К. Юон Парад на Красной

К. Юон. Парад Красной Армии. 1923. К. Юон Парад на Красной площади

в Москве 7 ноября 1941 года. 1949
Слайд 57

Иван Владимиров (1869-1947) Допрос в комитете бедноты Взятие Зимнего дворца

Иван Владимиров (1869-1947) Допрос в комитете бедноты Взятие Зимнего дворца

Слайд 58

Князь Васильчиков в его нынешнем положении (так проходит мирская слава). 1921.

Князь Васильчиков в его нынешнем положении (так проходит мирская слава). 1921. Спортивные

состязания в императорских садах. 1921.
Слайд 59

УНОВИС («Утвердители нового искусства») на базе Народной художественной школы Хроника УНОВИСа:

УНОВИС («Утвердители нового искусства») на базе Народной художественной школы

Хроника УНОВИСа:
«17 января. Организационное заседание

группы молодых кубистов.
19 января. Группа названа „Молпосновис“, молодые последователи нового искусства.
28 января. Слияние младшей группы со старшей, название „Посновис“. Работа по репетированию и писанию декораций для оперы «Победа над солнцем» и супрематического балета. Митинги в мастерских и общий в школе о новом искусстве.
3 февраля. Принята программа занятий в мастерских Посновиса.
6 февраля. Выступление Посновиса с митингом-спектаклем („Победа над солнцем“. супрематический балет).
14 апреля. Ввиду того, что коллектив является не только последователем нового, но и его революционным учредителем, название установить Уновис — утвердителей нового искусства…». 
Слайд 60

ИНХУК (1920-1926), ВХУТЕМАС (1920-1926) ИНХУК: В Москве: В.В. Кандинский, А.М. Родченко,

ИНХУК (1920-1926), ВХУТЕМАС (1920-1926)
ИНХУК:
В Москве: В.В. Кандинский, А.М. Родченко,
В Петрограде-Ленинграде:

К.С. Малевич, В.Е. Татлин, М.В. Матюшин
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества
ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) 1926-1930. В 1930 московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (позднее – им. В.И. Сурикова), Московский полиграфический институт.
На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ в апреле 1930 г. был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Слайд 61

Геометрическая абстракция

Геометрическая абстракция

Слайд 62

Супрематическая тарелка. К. Малевич

Супрематическая тарелка. К. Малевич

Слайд 63

К. МАЛЕВИЧ. ЧАЙНИК. 1921

К. МАЛЕВИЧ. ЧАЙНИК. 1921

Слайд 64

Получашка. Чернильница. Форма - К. Малевич, роспись - Н. Суетин. 1923 г.

Получашка. Чернильница. Форма - К. Малевич, роспись - Н. Суетин. 1923 г.

Слайд 65

«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной

«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры <…> потребует

к себе смены существующей мебели, посуды, платья…» К. Малевич
Слайд 66

КОНСТРУКТИВИЗМ Владимир Татлин (1885-1953) "В нашем изобразительном деле в 1914 году...

КОНСТРУКТИВИЗМ Владимир Татлин (1885-1953) "В нашем изобразительном деле в 1914 году... были положены

в основу "материал, объем и конструкция". Выразив недоверие глазу, мы ставим глаз под контроль осязания» (В. Татлин. 1920)
Слайд 67

Букет. 1911 Цветы. 1911

Букет. 1911 Цветы. 1911

Слайд 68

Моряк и китаец. 1910 Матрос. 1911

Моряк и китаец. 1910 Матрос. 1911

Слайд 69

Натурщица. 1913

Натурщица. 1913

Слайд 70

Угловой контр-рельеф. 1915 Контр-рельеф. 1916

Угловой контр-рельеф. 1915 Контр-рельеф. 1916

Слайд 71

Нормаль-одежда

Нормаль-одежда

Слайд 72

Башня Третьего Интернационала 1919

Башня Третьего Интернационала 1919

Слайд 73

Летатлин. 1929-1932 «Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»

Летатлин. 1929-1932 «Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»

Слайд 74

Цветы. 1930-е гг. Мясо. 1930-е гг.

Цветы. 1930-е гг. Мясо. 1930-е гг.

Слайд 75

Конструктивизм «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово

Конструктивизм «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства —

конструктивизм…»В. Маяковский

«…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» (Алексей Ган. «Конструктивизм». 1922)

Слайд 76

-

-

Слайд 77

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств

1925 года в Париже
Слайд 78

Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова

Дом культуры имени С. М. Зуева  архитектора Ильи Голосова

Слайд 79

Феномен постконструктивизма

Феномен постконструктивизма

Слайд 80

Дом политкаторжан. 1932-1933

Дом политкаторжан. 1932-1933

Слайд 81

Левашовский хлебзавод. 1930-1933

Левашовский хлебзавод. 1930-1933

Слайд 82

Александр Родченко (1891-1956) Фотография Нового ви́дения часто использовалась с типографическими элементами.

Александр Родченко (1891-1956) Фотография Нового ви́дения  часто использовалась с типографическими элементами.