Технология создания авторской куклы. Основные сведения о видах кукол и их устройстве

Содержание

Слайд 2

Кукла представляет собой физический заместитель тела человека в условном пространстве ритуала,

Кукла представляет собой физический заместитель тела человека в условном пространстве ритуала,

представления, игры, при моделировании реальности.

Самой древней куклой считается марионетка из мамонтовой кости, найденная при археологических раскопках в захоронении города Брно, на территории нынешней Чехии. У этой мужской фигурки, изготовленной около 28 000 лет назад, были подвижные конечности.

Слайд 3

Типы кукол, их характеристика и особенности Модель тела человека Ритуальная кукла

Типы кукол, их характеристика и особенности

Модель тела человека

Ритуальная кукла

Скульптура

болван

кукла-игрушка

играющая кукла

пугало

пандора

манекен

Сувенирная кукла

театральная кукла

кукла-автомат

мультипликационная кукла

телевизионная кукла

авторская художественная кукла

Слайд 4

Ритуальная кукла Ритуальная кукла обозначала (подменяла) человеческое тело в различных ритуалах

Ритуальная кукла

Ритуальная кукла обозначала (подменяла) человеческое тело в различных ритуалах и

магической практике, в обрядах жизненного и календарного циклов как инструмент продуцирующей, защитной, очистительной и заместительной магии. Их облику присуща обобщенность, знаковость.
Слайд 5

кукла-болван Основной характеристикой типа куклы-болвана является ее представительская функция. Она унаследовала

кукла-болван

Основной характеристикой типа куклы-болвана является ее представительская функция. Она унаследовала от

ритуальной куклы функцию телесного замещения, утратив его сакральный смысл. Главное в облике такой куклы - представление контуров тела человека в самых общих чертах.

Кукла-пандора, Англия. 1680 г.

Манекены в начале XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского между
1905 и 1915 гг.

Слайд 6

Кукла-игрушка Кукла-игрушка является универсальным предметом, известным всем народам мира. Игрушка -

Кукла-игрушка

Кукла-игрушка является универсальным предметом, известным всем народам мира. Игрушка - это,

прежде всего, инструмент социализации, а в традиционной культуре - способ погружения в мифологию.
Ее внешний вид в значительной степени предопределен целым рядом факторов:
социально-культурных (гендерные стереотипы общества, главенствующие общественные педагогические идеи эпохи, мода),
политических (религиозная и государственная идеология)
производственных (уровень технико-технологического развития
общества и маркетинговые стратегии компаний-производителей).
Слайд 7

Играющая кукла К типу играющей куклы относятся все разновидности театральных кукол,

Играющая кукла

К типу играющей куклы относятся все разновидности театральных кукол, куклы

для театрализованных шествий (ростовые куклы), а также мультипликационные и телевизионные куклы и куклы-автоматы.
Главная их особенность в том, что таких кукол создают специально для разного рода представлений и со всей полнотой их художественные достоинства раскрываются лишь в движении. Сегодня играющая кукла - это всегда проработанный образ, созданный профессиональным художником, при этом она - самостоятельное произведение искусства, отдельное от актера и принципиально независимое от его природных, человеческих данных.

Пьер Жаке Дро. Кукла-автомат «Пишущий мальчик», вторая половина 18в.

Куклы чешского «Национального Театра марионеток»

Ростовые куклы

Мультипликационные куклы

Слайд 8

Авторская кукла Авторская кукла - это произведение изобразительного искусства в виде

Авторская кукла

Авторская кукла - это произведение изобразительного искусства в виде куклы.


Авторская кукла лишена функции замещения, что позволяет говорить о расширении ее художественных возможностей и рассматривать ее как произведение изобразительного, а не декоративно-прикладного искусства.
При создании подобного произведения художник принимает на себя ряд формальных ограничений, поскольку без соблюдения основных историко-художественных требований к облику куклы, произведение утрачивает свой «кукольный» статус и превращается в скульптуру или «арт-объект».
Слайд 9

В западноевропейской авторской кукле в большей степени заметно влияние куклы-игрушки, в

В западноевропейской авторской кукле в большей степени заметно влияние куклы-игрушки, в

российской -играющей (театральной и мультипликационной).

Авторская кукла
Герлинде Фезер из силикон-винила.

Авторская фарфоровая кукла Сильвии Везер

Наталья Лопусова-Томская. Авторская
кукла из папье-маше

Ольга Егупец

Гуля Алексеева

Слайд 10

Коллекционные, авторские, антикварные и винтажные куклы "Коллекционная" означает, что данная кукла

Коллекционные, авторские, антикварные и винтажные куклы

"Коллекционная" означает, что данная кукла не

предназначена для игры (в общепринятом смысле), а является украшением, предметом декора. Она может быть и ручного, и промышленного производства.
"Авторская" означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре ("one-of-a-kind") или быть тиражной ("limited edition"), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично.
Слайд 11

Антикварная кукла – кукла, возраст которой сто и более лет. Винтажная

Антикварная кукла – кукла, возраст которой сто и более лет.
Винтажная кукла

– кукла, появившаяся на свет более 30-75 лет назад.
Репликант (реплика), репродукция - авторская или промышленная кукла, максимально точно воссоздающая дизайн куклы с учетом технологических особенностей прообраза. Обычно за основу берется дизайн кукол, созданных 30 лет назад и более. Применительно к некоторым категориям кукол-репликантов может применяться приставка «репро». В паспорте куклы-репликанта или на ее коробке всегда помечается, какая именно кукла была взята за основу.

Кукла Брю, 1870 г.

Куклы-репликанты автор Бранка Шарли

Кукла-репликант автор Бранка Шарли

Слайд 12

Три подхода к решению кукольного образа: 1 идеализация 2 характерность 3

Три подхода к решению кукольного образа:

1 идеализация 2 характерность 3 реалистичность


Александра Кукинова
«Белый сад»

Елена Кунина
«Парадный выход арт-критика»

Михаил Зайков

Слайд 13

Три типа композиционного решения авторской куклы одинофигурная многофигурная сюжетная композиция Александра

Три типа композиционного решения авторской куклы

одинофигурная многофигурная сюжетная композиция

Александра Худякова

Anna

& Maria.
«На одну ночку»

Ольга Егупец
«В джазе только девушки»

Слайд 14

Три жанровые линии авторской куклы костюмная портретная кукла-персонаж Дима ПЖ. Пушкин

Три жанровые линии авторской куклы

костюмная портретная кукла-персонаж

Дима ПЖ. Пушкин

Елена и Михаил

Сорины

Александра Кукинова
«Ася»

Слайд 15

Разновидности кукол в зависимости от материала изготовления Характеристика куклы по материалу

Разновидности кукол в зависимости от материала изготовления

Характеристика куклы по материалу («кукла

из текстиля», «кукла из паперклэя» и т. д.) производится по тому материалу, из которого выполнены ее скульптурные части (голова, руки, ноги).
При создании авторских кукол художники используют для этого как традиционные материалы - керамика, фарфор, фаянс, ткань, дерево, папье-маше, так и современные - полимерные массы.
Слайд 16

Текстильные куклы Наталья Вельчинская Татьяна Овчинникова Елена Сухорукова

Текстильные куклы

Наталья Вельчинская

Татьяна Овчинникова

Елена Сухорукова

Слайд 17

Фарфоровые куклы Маргарита Цветкова Сью Линг Ванг Александра Худякова

Фарфоровые куклы

Маргарита Цветкова

Сью Линг Ванг

Александра Худякова

Слайд 18

Куклы из дерева Юлия Сочилина Юлия Ральникова Xenis dolls

Куклы из дерева

Юлия Сочилина

Юлия Ральникова

Xenis dolls

Слайд 19

Куклы из полимерных масс Елена Кунина Кристина Васса Михаил Зайков

Куклы из полимерных масс

Елена Кунина

Кристина Васса

Михаил Зайков

Слайд 20

Кукла на проволочном каркасе

Кукла на проволочном каркасе

Слайд 21

Подвижная кукла с набивным телом Оксана Муратова

Подвижная кукла с набивным телом

Оксана Муратова

Слайд 22

Шарнирная кукла Глиняная кукла. Греция. 450-400 гг. до н.э. Рим IV

Шарнирная кукла

Глиняная кукла.
Греция. 450-400 гг. до н.э.

Рим IV век н.э.

Французская

шарнирная кукла конца 19-го в.

Марина Бычкова Водная нимфа

Слайд 23

Российские кукольные галереи «Роза Азора» (Москва), «Вахтановъ» (Москва), галерея кукол Варвары

Российские кукольные галереи

«Роза Азора» (Москва),
«Вахтановъ» (Москва),
галерея кукол Варвары

Скрипкиной (Санкт-Петербург),
«М'арс» (Москва)
Клуб-студия «Кукольная Коллекция» (Москва).
Слайд 24

Темы для выполнения работы к зачету Кукла в народном костюме Кукла

Темы для выполнения работы к зачету

Кукла в народном костюме
Кукла в историческом

костюме
Портретная кукла
Кукольный образ литературного персонажа