Типы цветовых контрастов

Содержание

Слайд 2

Контраст-что это? Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два

Контраст-что это?

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два

цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте.
Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.
Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений.
Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Слайд 3

Конраст по цвету Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех

Конраст по цвету

Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех

семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонст­рировать с помощью всех чистых цветов в их предель­ной насыщенности.
Также как чёрный и белый цвета образуют самый силь­ный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, крас­ный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три ярких и до­статочно удаленных друг от друга цвета.
Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.
Интенсивность цветового контраста всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаля­ются от основных трёх. Так, оранжевый, зелёный и фио­летовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.
Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой цветовой контраст, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных цветовых контрастов
Слайд 4

Слайд 5

Контраст по цвету Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов

Контраст по цвету

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится

главная роль, а остальные исполь­зуются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая ка­кой-то один цвет, мы усиливаем общую выразитель­ность работы.
На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и кера­мика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах
Слайд 6

Контраст светлого и темного Для художника белый и чёрный цвет является

Контраст светлого и темного

Для художника белый и чёрный цвет является

наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними располо­жены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Сущест­вует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным.
Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя.
Этот предел может быть снижен путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Едино­образный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщи­ков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к то­нальным различиям.
Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов.
легко возбуждается и даёт великолепные тона.
Любой цвет немедленно может выве­сти серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его.
Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне.
Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов.
Он смягчает их силу или делает их более сочными.
Слайд 7

Проблемы цветовых контрастов светлого и тёмного лег­ко могут быть разрешены с

Проблемы цветовых контрастов светлого и тёмного лег­ко могут быть разрешены с

помощью упражнения, представленного на рисунке К двенадцатичастным градациям серого тона в его переходах от белого к чёр­ному, мы добавляем двенадцать чистых цветов цветово­го круга, соответствующих по своей светлоте градациям серого цвета. И видим, что чистый жёлтый цвет соответ­ствует третьей ступени серого цвета, оранжевый - пя­той, красный — шестой, синий - восьмой, а фиолето­вый — десятой. Таблица показывает, что насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых тонов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, что­бы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистый красный и синий тона расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и да­леко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает яркость цвета.
Слайд 8

Тот факт, что насыщенные яркие цвета отличаются между собой по светлоте,

Тот факт, что насыщенные яркие цвета отличаются между собой по светлоте,

как это показано на таблице рисунка , чрез­вычайно важен.
Нам следует усвоить, что яркий, насы­щенный жёлтый цвет весьма светел и что такой субстан­ции как тёмный жёлтый цвет не существует.
Насыщен­ный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона бледны и неярки.
Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет свою яркость.
Колорист обязательно должен учитывать это в своих композици­ях.
Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный жёлтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то вре­мя как насыщенный красный или синий требуют общего тёмного решения композиции. тёмными..
Слайд 9

.Контраст холодного и тёплого холодный - тёплый теневой - солнечный прозрачный

.Контраст холодного и тёплого

холодный - тёплый
теневой - солнечный
прозрачный — непрозрачный
успокаивающий -

возбуждающий
жидкий - густой
воздушный - земной
далёкий — близкий
лёгкий -тяжёлый
влажный - сухой.
Слайд 10

я В природе более удалённые предметы в силу отделяю­щего их от

я

В природе более удалённые предметы в силу отделяю­щего их от нас

воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает так­же свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Если необходимо создать композицию, проработанную и строго выдержанную с точки зрения определенного контраста, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не исполь­зоваться.
В упражнениях с контрастом холодного и тёплого пол­ностью исключается контраст светлого и тёмного, и все цвета, входящие в композицию, должны быть одинако­во светлыми или одинаково тёмными. Эти модуляции могут быть выполнены на любом то­нальном уровне, но наиболее благоприятное условие -это средняя светлота тонов.
Слайд 11

Контраст цветового распространения Контраст цветового распространения характеризует раз­мерные соотношения между двумя

Контраст цветового распространения

Контраст цветового распространения характеризует раз­мерные соотношения между двумя или

несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопос­тавление между «много» и «мало», «большой» и «ма­ленький».
Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами лю­бого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие ко­личественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться урав­новешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того. чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейт­рально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны.
+Гёте установил для этой цели простые числовые соотно­шения, очень удобные в нашем случае. Эти соотноше­ния приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготов­ленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету, По Гёте световую насыщенность различных цветов мож­но представить системой следующих соотношений:
жёлтый : 9
оранжевый: 8
красный: 6
фиолетовый: 3
синий: 4
зелёный: 6
Приведём отношения светлоты следующих пар допол­нительных цветов:
жёлтый : фиолетовый == 9:3 = 3:1 = 3/4 ;1/4
оранжевый : синий = 8:4= 2:1 = 2/3 ; 1/3
красный : зелёный =6:6=1:1=1/2:1/2
Слайд 12

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то

необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых вели­чин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, зани­маемого его дополнительным фиолетовым цветом.
Слайд 13

Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обла­дая равными пространствами своего

Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обла­дая равными пространствами своего

цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных про­странственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность..
При резко выраженном контрасте распространения цве­тов они начинают производить совершенно новое впе­чатление.
На рисунке красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к не­му занимает огромную площадь, в связи с чем по зако­ну симультанного контраста красный, наоборот, начина­ет звучать очень ярко.