Цирк в мировой живописи

Содержание

Слайд 2

Изображение египетской танцовщицы на известняковом черепке

Изображение египетской танцовщицы на известняковом черепке

Слайд 3

ЦИРК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Выступления акробатов, жонглёров , гимнастов с древнейших

ЦИРК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Выступления акробатов, жонглёров , гимнастов с древнейших времён

привлекали внимание художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений .

На египетских рельефах встречаются : мостики, шпагаты, вращения с ногой открытой в сторону (a la second), акробатические поддержки, жонглирование. И всё это люди уже исполняли около 4000 лет назад …

Слайд 4

АКРОБАТЫ С БЫКОМ.КНОССКИЙ ДВОРЕЦ.15 В. ДО Н.Э.

АКРОБАТЫ С БЫКОМ.КНОССКИЙ ДВОРЕЦ.15 В. ДО Н.Э.

Слайд 5

ЦИРК В АНТИЧНОМ МИРЕ Сюжеты на фресках , глиняных вазах ,

ЦИРК В АНТИЧНОМ МИРЕ

Сюжеты на фресках , глиняных вазах , барельефах

надгробий, в скульптуре свидетельствуют о том , что античным артистам было известно искусство акробатики , жонглирования , антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади.
Слова, которыми мы пользуемся до сих пор: сцена(скена), трагедия, комедия, оркестр (орхестра- ранее площадка для выступления)- пришли к нам из Древней Эллады.

Существовал там и прообраз привычного нам театра с помостом, на котором актёры играли свои роли с элементами циркового искусства, а вокруг, на возвышениях (в амфитеатре) сидели зрители.

Слайд 6

Цирк в Древнем Риме У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг»,

Цирк в Древнем Риме

У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг», «круглое

здание») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому.

Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Cirсus Maximus) в столице. Римский цирк был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и колесниц, единоборства гладиаторов, травли зверей. Всего в Риме было 5 цирковых площадок .

Рафаэлло Сорби « Скачки в Древнем Риме»

Слайд 7

Цирк в Средневековье В средние века выступления странствующих артистов мы видим

Цирк в Средневековье

В средние века выступления странствующих артистов мы видим на

полях английских, французских, фламандских манускриптов XII-XIV вв. Неизвестными мастерами изображены «канатные плясуны», атлеты, акробаты, жонглёры. Большой интерес у публики вызывали дрессированные животные : львы , обезьяны, лошади, собаки, медведи. Церковь осуждала цирковые представления, считая их «недостойными забавами»

Средневековая немецкая гравюра

Слайд 8

Первым известным по имени художником, запечатлевшим выступление артиста цирка был Босх.

Первым известным по имени художником, запечатлевшим выступление артиста цирка был Босх.

В картине «Шарлатан» он изобразил выступление фокусника, манипулирующего стаканчиками и шариками.
Слайд 9

Людвиг Блюме Зиберт.19 в. Цирк в городе

Людвиг Блюме Зиберт.19 в. Цирк в городе

Слайд 10

Шапито от фр.chapiteau — колпак, капитель)— разборная конструкция из мачт и

Шапито

от фр.chapiteau — колпак, капитель)— разборная конструкция из мачт и натягиваемого

на них полотна (парусины, брезента)-шатра, обычно красных и желтых цветов. Организацию и руководство работами по установке, эксплуатации и разборке конструкций шапито осуществляет шапитмейстер. В средние века Цирк-шапито получил широкое распространение, но долгое время многие артисты выступали под открытым небом.
Слайд 11

Цирк на Руси В России были популярны так называемые « Медвежьи

Цирк на Руси

В России были популярны так называемые « Медвежьи потехи»

, где животные смешно пародировали поведение и поступки людей . Медвежьи поводыри, поводчики или «медведчики» были самостоятельной профессией. Первыми «медведчиками» были скоморохи, которые сочетали игру на инструментах и акробатику в своих выступлениях.

Поводчик часто ряженный козой, сопровождал представление присказками и поговорками, объясняя происходящее. Медведи «танцевали» на задних лапах, подражали ребятам, скачущим на палке, солдату с ружьём на плече , но методы дрессуры были очень жестокими.

В.А. Милашевский иллюстрация к «Коньку-Горбунку»

Слайд 12

Рисс Франц Николаевич Скоморохи в деревне.1857г.

Рисс Франц Николаевич Скоморохи в деревне.1857г.

Слайд 13

Жиль Знаменитый «Жиль» Антуана Ватто (1717г.) -портрет всем известного героя комедии

Жиль

Знаменитый «Жиль» Антуана Ватто (1717г.) -портрет всем известного героя комедии дель

арте Пьеро, которого французы называли Жилем. Он запечатлён не в момент выступления, он одинок среди друзей, чужой среди своих же постоянных спутников. Это подчеркивается их присутствием, они заняты своими разговорами и находятся на ином уровне эмоционального и духовного развития, столь же далеком от переживаний героя, как и каменное изваяние фавна, охраняющее часть парка. Может быть, он сейчас соберётся с силами, «наденет улыбку», обернётся к своим товарищам как ни в чём не бывало. А сейчас в его взгляде звучит безмолвная просьба то ли о помощи, то ли о любви.
Слайд 14

Цирк в 19 в. й Образ цирка в картинах художников XIX

Цирк в 19 в.

й

Образ цирка в картинах художников XIX в.

многолик. Многоцветье циркового праздника представлено на картинах импрессионистов и их последователей : Дега, Тулуз Лотрека, Ренуара, Сёра.

Импрессионизм (от фр.impressionisme) – значит впечатление, одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX в. Художники стремились передать свои «впечатления» от мира в его сиюминутной изменчивости, «схватить» миг, время и пространство.

Тулуз Лотрек. В цирке Фернандо. Наездница. 1888г.

Слайд 15

Пуантилизм Пуантилизм — одно из ответвлений импрессионизма (от фр. Pointe- точка)

Пуантилизм

Пуантилизм — одно из ответвлений импрессионизма (от фр. Pointe- точка) —

живописная манера письма маленькими мазками и даже точками. К представителям пуантилизма принадлежит Жорж Сёра.
Полотно «Цирк» 1890-1891.
Слайд 16

Прекрасные и бесстрашные ФРАНСИСКО-ПЕРАЛЬТА-ДЕЛЬ-КАМПО.ЦИРКОВОЙ ВЫХОД. 1897Г. ЭДГАР ДЕГА. МАДЕМУАЗЕЛЬ ЛАЛА В ЦИРКЕ ФЕРНАНДО. 1879Г.

Прекрасные и бесстрашные

ФРАНСИСКО-ПЕРАЛЬТА-ДЕЛЬ-КАМПО.ЦИРКОВОЙ ВЫХОД. 1897Г.

ЭДГАР ДЕГА. МАДЕМУАЗЕЛЬ ЛАЛА В ЦИРКЕ ФЕРНАНДО.

1879Г.
Слайд 17

Мир цирка глазами Марка Шагала «Большой цирк» 1968г

Мир цирка глазами Марка Шагала

«Большой цирк» 1968г

Слайд 18

Сказочный мир создаёт в своих картинах Шагал- и цирковые акробаты, клоуны,

Сказочный мир создаёт в своих картинах Шагал- и цирковые акробаты, клоуны,

цирковые лошади становятся необходимой его частью.
«Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов, актёров, - писал Шагал, - как существа трагические. Они напоминают мне фигуры из религиозных картин».
В одной из последних работ «Большой цирк» художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа.
Здесь и оркестр с дирижёром, у которого словно в очередном трюке , отлетела голова, и акробаты, парящие над ареной. Они больше зрителей,
как во сне , и загадочный лик , тянущий руки и словно оберегающий артистов.
«Цирк мне кажется самым трагическим представлением на Земле, писал мастер,- веками он был самым пронзительным криком человека, жаждущего веселья и развлечений. Иногда он принимает вид высокой поэзии.
Дон-Кихот в поисках идеала для меня как тот вдохновенный клоун, который плакал и мечтал о простой человеческой любви»
Слайд 19

Сказочный мир Шагала « ГОЛУБОЙ ЦИРК» «НОЧНОЙ ЦИРК»

Сказочный мир Шагала

« ГОЛУБОЙ ЦИРК»

«НОЧНОЙ ЦИРК»

Слайд 20

Пабло Пикассо. Семья бродячих акробатов. 1905г.

Пабло Пикассо. Семья бродячих акробатов. 1905г.

Слайд 21

Девочка на шаре Эта картина ознаменовала переход художника к новому «розовому

Девочка на шаре

Эта картина ознаменовала переход художника к новому «розовому

периоду», названному так за цветопередачу и настроение.
Пикассо создает своей волей мир людей, которые нуждаются друг в друге. Дружба соединяет хрупкую девочку-эквилибристку, грациозно балансирующую на шаре, с атлетом, подобно египетскому фараону царственно восседающим на кубе. Хрупкость девочки подчеркивает силу атлета, массивность фигуры которого, в свою очередь, оттеняет изящество эквилибристки. Фигура девочки на шаре воплощает мечту художника о поэзии жизни и вместе с тем напоминает о мимолетности всего прекрасного, а мощь атлета как бы защищает ее от жестокой действительности.
Слайд 22

Александр Сапожников. Серия Цирк. Конец 20 в.

Александр Сапожников. Серия Цирк. Конец 20 в.