Цветоведение. Тема 1

Содержание

Слайд 2

физика – изучает электромагнитную природу света, разложение белого солнечного луча на

физика – изучает электромагнитную природу света, разложение белого солнечного луча на


цветовой спектр, аддитивный и субтрактивный синтезы, частоту колебаний и длину световых волн;
физиология – изучает глаз как зрительный анализатор, цветовое зрение (сумеречное и дневное), кривую цветочувствительности глаза, феномен остаточных изображений, способность живого организма узнавать окраску предметов;
психология - проблемы цветовосприятия, его воздействие на психику и на физиологию, способность вызывать различные эмоциональные состояния. Личное субъективное восприятие цвета и различное к нему отношение;
оптика - законы оптического смешения цвета и законы рассеяния, отражения и пропускания света;
химия - характеристики красочного сырья, проблемы их химической устойчивости и взаимодействия, способы получения синтетических пигментов;
эстетика - эстетическую сторону цветового воздействия, проблемы колористической гармонии;
история искусств - факторы влияющие на формирование отношения человека к тому или иному цвету;
биология - значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов;
колористика - теорию применения цветовых сочетаний в различных областях человеческой жизни.
живопись - отношения между цветовой реальностью и ощущением, оптические и эмоциональные проявления цвета в живописи. Возможности управления цветовыми иллюзиями и эффектами цветового воздействия в визуальном искусстве.

Цветоведение – комплексная наука включающая в с ебя совокупность научных дисциплин разных аспектов :

Москва, 2019

Слайд 3

История создания цветовых систем Москва, 2019

История создания цветовых систем

Москва, 2019

Слайд 4

Основоположник теории света - Исаак Ньютон (1643- 1661) В 1666 Ньютон

Основоположник теории света - Исаак Ньютон (1643- 1661)

В 1666 Ньютон провел

серию опытов по изучению солнечного света и причин возникновения цветов. Результаты исследований были опубликованы под названием "Новая теория света и цветов". Этой работой Ньютон заложил основу современных научных представлений о цвете.

Москва, 2019

Слайд 5

Цветовая модель Ньютона Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала

Цветовая модель Ньютона
Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку

Ньютону. Цветовая система Ньютона - это цветовой круг, составленный из семи цветов спектра замкнутых в круг.

Он первым выдвинул предположение, что цвет предмета, который мы видим - это лучи, которые этот предмет отражает, поглощая при этом все другие цвета. Например, красный помидор, потому красный что отражает только красные лучи, а все остальные поглощает.

Москва, 2019

Слайд 6

Цветовой круг Гете Йоганн Волфганг Гете (1749-1832), подошел к созданию своей

Цветовой круг Гете

Йоганн Волфганг Гете (1749-1832), подошел к созданию

своей теории цвета со стороны психологического, и психофизического восприятия. Он попытался осмыслить эмоциональное воздействие цвета на человека, рассматривая цвет как символ, с помощью которого можно вызывать определенные эмоции.

Гете разработал трактат «Учение о цвете» где описал свое видение общих закономерностей образования цвета, которое расходилось с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. Как субтрактивная система синтеза цвета она получила место в теориях цвета Делакруа и Кандинского и стала основой CMYK.

Москва, 2019

Слайд 7

Цветовой круг Вильгельма Оствальда Вильгельм Оствальд (немецкий ученый проводивший оптико-химические исследования)

Цветовой круг Вильгельма Оствальда

Вильгельм Оствальд (немецкий ученый проводивший оптико-химические исследования)

художник и исследователь цвета.
24 - частный цветовой круг Вильгельма Оствальда до сих пор остается одной из самых востребованных и адекватных цветовых систем построенной на принципе комплементарности цветов.

Москва, 2019

Слайд 8

Иоганнес Иттен Иоганнес Иттен ( 1888 – 1967) — швейцарский художник,

Иоганнес Иттен

Иоганнес Иттен ( 1888 – 1967)  — швейцарский художник, теоретик нового искусства и

педагог. 

Москва, 2019

Слайд 9

Два принципа синтеза цвета Первичные цвета в одной из систем цветообразования

Два принципа синтеза цвета

Первичные цвета в одной из систем цветообразования

- являются вторичными для другой системы.
Например: желтый первичен в субтрактивной системе и вторичен
( как производный цвет от красного и зеленого) в аддитивной системе цветообразования

Процесс получения различных цветов с помощью нескольких основных (первичных) излучений или красок называется цветовым синтезом. Существует два принципиально различных метода цветового синтеза: аддитивный и субтрактивный синтезы.

Москва, 2019

Слайд 10

Аддитивный и субтрактивный цветовые синтезы Методы образования цвета: аддитивный (излучаемый или

Аддитивный и субтрактивный цветовые синтезы

Методы образования цвета: аддитивный
(излучаемый или слагаемый)

и субтрактивный (отраженный или вычитаемый) цветовые синтезы

Излучаемый цвет

Отраженный цвет

Излучаемые цвета всегда ярче отраженных поскольку интенсивность отраженного света ниже, чем у падающего.

Москва, 2019

Слайд 11

Аддитивный (излученный ) цветовой синтез Аддитивный синтез цвета – является синтезом

Аддитивный (излученный ) цветовой синтез

Аддитивный синтез цвета – является синтезом сложения

и воспроизводит цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зелёного и синего - R, G, B).
Солнечный белый луч, содержащий в себе весь цветовой спектр, имеет излученную природу.
Цвет который мы видим в природе создается путем оптических смешений излученных и отраженных цветов и вызывает у нас сложные зрительные ощущения.

.

Москва, 2019

Слайд 12

Субтрактивный (отраженный) синтез цвета Субстрактивный синтез цвета - получение цвета в

Субтрактивный (отраженный) синтез цвета

Субстрактивный синтез цвета - получение цвета в результате

вычитания отдельных спектральных составляющих из белого. Используется при работе с физическими пигментными красками, в живописи или в полиграфии. За точку отсчета здесь берется белый лист бумаги и путем вычитания из общего луча отражаемого света поглощенные цвета. При субтрактивном синтезе цвета меняются от толщины слоев или концентрации в них красящих веществ.

Москва, 2019

Слайд 13

Свет – носитель зрительной информации, является единственным видом электромагнитных излучений, доступных

Свет – носитель зрительной информации, является единственным видом электромагнитных излучений,

доступных непосредственному восприятию человека. Длины волн видимого цвета находятся в интервале от 380 н.м. до 760 нанометров.
Волны с длиной волны менее 380 н.м. - это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. - это инфракрасный свет

Волновая теория цвета

Москва, 2019

Слайд 14

Физиология цветового зрения Москва, 2019 Изображение предмета отбрасывается хрусталиком на сетчатку

Физиология цветового зрения

Москва, 2019

Изображение предмета отбрасывается хрусталиком на сетчатку глаза. Сетчатка

состоит из окончаний нервных волокон, идущих от зрительного центра головного мозга.
Объединять цвета в категории умеют только люди, и делают они это очень по-разному.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (фоторецепторов): высокочувствительные палочки и менее чувствительные колбочки
Палочки отвечают за действие механизма ночного зрения, они обеспечивают восприятие ограниченное белым, серым и чёрным цветами.
Колбочки ответственны за механизм дневного зрения, и способность обеспечения цветового зрения. Есть три группы колбочек чувствительных к зонам спектра:
- красной
- синей
- зеленой

Слайд 15

Отраженный свет Тела отражающие или поглощающие различные цветовые лучи в равной

Отраженный свет

Тела отражающие или поглощающие различные цветовые лучи в равной степени

и неизбирательно, воспринимаются как серые, белые или черные, и называются ахроматическими.
Ахроматические тела обладают неизбирательным, а хроматические - избирательным поглощением.

Отраженный цвет – это свет, идущий от поверхности неизлучающего объекта и содержащий информацию о нем, а не об источнике света.

Москва, 2019