Драматическое мастерство А.Островского. Пьеса «Бесприданница». Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же
- Главная
- Литература
- Драматическое мастерство А.Островского. Пьеса «Бесприданница». Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же
Содержание
- 2. Эмоциональный фон. Как и в «Грозе», в «Бесприданнице» действие происходит на улице, на берегу Волги. Это
- 3. Композиция. Сюжет. Основной конфликт. В отличие от «Грозы», композиция организована более строго: все события, происходящие в
- 4. Что узнаем мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны Огудаловой? Нравственный облик Огудаловой, как
- 5. Отношение Огудаловой к дочери. И совершенно иная манера держаться и разговари-вать с Карандышевым. С ним Огудалова
- 6. Кто такой Паратов? Как характеризуют его дру-гие действующие лица -- Кнуров, Вожеватов, Карандышев? С шиком живет
- 7. В его поступках есть удаль, лихость, молоде-чество, но нельзя не согласиться и со словами Каранышева: «Сердца
- 8. Так ли уж Паратов свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает
- 9. Кнуров и Вожеватов В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается
- 10. Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими купцами. Купцы составляют единый лагерь
- 11. Драматическое положение женщины в буржуазном обществе Здесь торжествуют «идолы» Кнуровы, Вожеватовы, Парато-вы с их цинизмом, волчьей
- 12. Лариса и Карандышев. «Я все чувства потеряла... давно точно во сне вижу, что кру-гом меня происходит.
- 13. Комментируем Д 3 явл.11,22; д 4 явл. 5,7,8 Одна за другой следуют короткие сцены -- объяснение
- 14. Комментируем явл. 9 дейст. 4. В Карандышеве любовь принимает уродливую форму, осквер-няется чувством мести. В тот
- 16. Скачать презентацию
Эмоциональный фон.
Как и в «Грозе», в «Бесприданнице» действие происходит на улице,
Эмоциональный фон.
Как и в «Грозе», в «Бесприданнице» действие происходит на улице,
Композиция. Сюжет. Основной конфликт.
В отличие от «Грозы», композиция организована более строго:
Композиция. Сюжет. Основной конфликт.
В отличие от «Грозы», композиция организована более строго:
Лариса — красивая, умная, гордая, при этом чуткая и отзывчивая девушка, гибнет в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.
Основной конфликт произведения по своему построению во многом отличается от предыдущей пьесы. В отличие от Катерины, о бедности которой не было и речи, судьба Ларисы полностью предопределяется ее жалким положением в обществе. И морально извращенное общество оставляет свой след на образе самой героини. В ней чувствуется ранняя усталость от жизни, внутренняя опустошенность, разочарованность. В ее душе происходит постепенное крушение надежд, крушение веры в любовь, дружбу, семью. В конечном итоге, она сама осознает себя вещью, и выстрел Карандышева принимает как избавление от ожидавшего ее неминуемого позора.
Что узнаем мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты
Что узнаем мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты
Нравственный облик Огудаловой, как и других ге-роев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна -- приживалка при знатных господах. Очевидно, в моло-дости она роскошествовала за счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей до-чери.
Жизненная позиция Огудаловой обусловила от-ношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход. К Кну-рову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растеря-лась, право... не знаю, где и посадить пас». Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:
С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо».
Отношение Огудаловой к дочери.
И совершенно иная манера держаться и разговари-вать с
Отношение Огудаловой к дочери.
И совершенно иная манера держаться и разговари-вать с
Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие силь-ного, богатого человека...» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощ-ряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.
Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гар-дероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь.
Кто такой Паратов? Как характеризуют его дру-гие действующие лица -- Кнуров,
Кто такой Паратов? Как характеризуют его дру-гие действующие лица -- Кнуров,
С шиком живет Паратов», -- с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно»,--соглашается с ним Вожеватов. Какой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом -- выстрелом из пушки.. Цыгане, слуги, кучера - все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.
В его поступках есть удаль, лихость, молоде-чество, но нельзя не согласиться
В его поступках есть удаль, лихость, молоде-чество, но нельзя не согласиться
Жизненная философия Паратова особенно отчетливо раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться».
Так ли уж Паратов свободен и независим? Ради чего он бросил
Так ли уж Паратов свободен и независим? Ради чего он бросил
Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное -- деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу.
Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой -- эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщи-нам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин -- натура несравненно более глубокая. Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью об-щества, не находящий дела по своим силам. Паратов же -- самовлюблённый, торжествующий эгоист. Он при-нимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого. Деньги, по-ложение в обществе, -- то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, -- составляют цель жиз-ни и определяют линию поведения Паратова.
Кнуров и Вожеватов
В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров
Кнуров и Вожеватов
В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров
Кнуров замкнут, неразговорчив. «Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними разговаривает, а больше не с кем; ну он и молчит»,-- говорит о нем Гаврило. Эта характеристика потверждается во втором явлении. Гаврилу и Ивана Кнуров просто не замечает, на их поклоны не обращает никакого внимания, да и с Вожеватовым держится несколько покровительственно и снисходительно. При встрече с Кнуровым Вожеватов почтительно кланяется, Кнуров же ограничивается рукопожатием.
Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими
Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими
Нравственный облик купцов раскрывается прежде; всего в их взаимоотношениях с Ларисой. Обратим внимание на то, цинизм Кнурова прикрывается маской почтительно и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, -- обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.--Мне кажется, она теперь; находится в таком положении, что нам, близким лю-дям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её судьбе». Итак, не воспользо-ваться безвыходным положением Ларисы, а «принять участие в её судьбе». Та же фразеология в разговоре Кнурова с Ларисой: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете... Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов...» В такой форме изложено предложение идти к нему на содержание. В этом обращении нет ни одного слова о любви.
Драматическое положение женщины в буржуазном обществе
Здесь торжествуют «идолы» Кнуровы, Вожеватовы,
Драматическое положение женщины в буржуазном обществе
Здесь торжествуют «идолы» Кнуровы, Вожеватовы,
Внутренний мир Ларисы раскрываетчя через столкновения юной героини с разными людьми в разных обстоятельствах. В ее душе нарастает необычайная острота лирического конфликта при воспоминании о Паратове. Лариса не скрывает от Карандышева, что продолжает любить Сергея Сергеевича.
Лариса и Карандышев.
«Я все чувства потеряла... давно точно во сне вижу,
Лариса и Карандышев.
«Я все чувства потеряла... давно точно во сне вижу,
Мелкий чиновник Карандышев, униженный чуждым ему обществом разбогатевших хамов, гордится женитьбой на красавице Ларисе, медлит с отъездом в природу, он хочет уязвить ненавистное ему общество. Умная Лариса говорит ему: «Вы только о себе. Все себя любят Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели».
Карандышеву нужно шумной свадьбой ознаменовать свое торжество над высокомерными богачами.
Комментируем Д 3 явл.11,22; д 4 явл. 5,7,8
Одна за другой следуют
Комментируем Д 3 явл.11,22; д 4 явл. 5,7,8
Одна за другой следуют
Островский хочет, чтобы Лариса, мятущаяся, страдающая, но сохраняющая чувство собственного достоинства устояла, не сломилась, как когда-то Катерина.
Но слишком в затруднительной ситуации находится героиня. Совсем недавно радость переполняла ее сердце. Она думала, что выстрадала взаимную любовь. И такой резкий, неожиданный переход от радости к трагическому накалу горестных чувств.
Комментируем явл. 9 дейст. 4.
В Карандышеве любовь принимает уродливую форму,
Комментируем явл. 9 дейст. 4.
В Карандышеве любовь принимает уродливую форму,
Умирая от пули Карандышева, Лариса не теряет самообла-дание. Она не хочет чтобы его обвинили в убийстве. Всю вину в своей смерти она берет на себя.
«Это я сама... сама... Я не хочу мешать никому. Живите! Живите все:.. Я ни на кого не обижаюсь... Вы все хорошие люди...»
Островский, народный писатель России, умел передать в пьесе даже самую трагическую ситуацию в оптимистических тонах. Критики, исследователи этого произведения пьесу сравнивают с симфронией, настолько это произведение внутренне музыкально, гармонично по построению, точно выверено по нарастающему ритму действия. Все линии пьесы подчинены главной теме произведения -- драме человеческой личности в бесчеловечном обществе.