Футуризм. Серебряный век

Содержание

Слайд 2

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) Авангардистское течение в европейском и

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее)

Авангардистское течение в европейском и

русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 3

Характерные признаки футуризма Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией;

Характерные признаки футуризма

Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией;
Возвеличивание

себя и презрение к слабому;
Утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Слайд 4

Основные признаки футуризма: Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; Отрицание

Основные признаки футуризма:

Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
Отрицание культурных традиций,

попытка создать искусство, устремленное в будущее;
Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
Поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
Культ техники, индустриальных городов;
Пафос эпатажа (Пафос – это приём обращения к эмоциям аудитории, а эпатаж - это привлечение к себе внимания неадекватным поведением, внешним видом и т. д.).
Слайд 5

В. Маяковский Д. Бурлюк В парке Д. Бурлюк Ветер Е. Гуро

В. Маяковский

Д. Бурлюк
В парке

Д. Бурлюк
Ветер

Е. Гуро
Женщина в платке

Е. Гуро
Корни деревьев

Слайд 6

Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк,

Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид

Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёнов, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).
Слайд 7

Владимир Маяковский (19 июля 1893 — 14 апреля 1930)

Владимир Маяковский (19 июля 1893 — 14 апреля 1930)

Слайд 8

В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако

В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако

из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой.
В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».
Слайд 9

Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием.

Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием.

Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.
Слайд 10

Велимир Хлебников (1885-1922).

Велимир Хлебников (1885-1922).

Слайд 11

будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ

будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ

в издательство, которое курировалось под эгидой Максима Горького. Однако первая попытка не увенчалась успехом.
он всегда стремился добиться успеха, но постоянно выбирал не тот путь. Так, в 1904 году деятель продолжил обучение на физико-математическом факультете, а спустя четыре года решил стать филологом и историком в одном лице. Однако не смог продолжить обучение и спустя три курса подал на увольнение.
Слайд 12

Поэт создает новый жанр «сверхповести». «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных

Поэт создает новый жанр «сверхповести». «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных

отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом», ― пишет он в предисловии к сверхповести «Зангези» (1922)
Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом.
Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников
Слайд 13

Игорь Северянин (16 мая 1887— 20 декабря 1941)

Игорь Северянин (16 мая 1887— 20 декабря 1941)

Слайд 14

Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений

Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений

- влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры и рассылал их по редакциям "для отзыва".
20 ноября 1907 года он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым, который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
Слайд 15

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней

поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
Слайд 16

в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические

в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические

розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди.
А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там же на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Слайд 17