М.Ю. Лермонтов, поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. (Часть 2)

Содержание

Слайд 2

«Неслучайные «случайные связи»» М.Ю. Лермонтов «…воспитан на народных песнях» Журнал «Московский

   «Неслучайные «случайные связи»»

М.Ю. Лермонтов

«…воспитан на народных песнях»

Журнал «Московский вестник»

Годы учёбы

в пансионе Московского университета

Профессор
А.Ф. Мерзляков

Слайд 3

Литературоведческий словарь Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, для которого

  Литературоведческий словарь

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, для которого характерны

сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.
Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества, повествования (то, о чём говорится в тексте).
Идея – основная, главная мысль текста.
Проблема – сложный вопрос, задача,
требующие разрешения, исследования.
Слайд 4

Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песней…»

Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песней…»

«доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы.
Слайд 5

Нравственные позиции, с помощью которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские,

Нравственные позиции, с помощью которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские,

а народные.
Это многократно усиливает торжество правды в произведении.
Слайд 6

Алёна Дмитриевна и Степан Парамоно-вич наделены лучшими качествами: честностью, челове-ческим достоинством.

Алёна Дмитриевна и Степан Парамоно-вич наделены лучшими качествами: честностью, челове-ческим достоинством.
Чтобы

очистить имя своей верной жены от неспра-ведливых подо-зрений, Калашников не жалеет даже собственной жизни.
Слайд 7

Купец вызывает на кулачный бой обидчика.

Купец вызывает на кулачный бой обидчика.

Слайд 8

В честном бою он побеждает Кирибеевича, но царь живёт по своим

В честном бою он побеждает Кирибеевича, но царь живёт по своим

законам.
Суд царя разошёлся с судом народным.
Слайд 9

Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Слайд 10

Действия поэмы относятся к русскому средневековью, эпохе Ивана Грозного. В основе

Действия поэмы относятся к русскому средневековью, эпохе Ивана Грозного. В основе

сюжета – событие, вероятное в царствование Ивана IV. Исторический сюжет в «Песне…» органически соединяется с фольклором.

Разрабатывая народно-историческую тему, Лермонтов стремился к воссозданию исторической действительности с позиций настоящего.

Слайд 11

Народно-поэтические традиции «Песни…» проявляются на всех уровнях поэтической системы: в самом

Народно-поэтические традиции «Песни…» проявляются на всех уровнях поэтической системы: в самом

строе речи, стилистике, лексике, синтаксисе, стихе.
Начинается «Песня…» характерным для народной поэзии отрицательным сравнением:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучи синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Многократно используется параллелизм, повторы, много-численные «перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору.
Слайд 12

Так же как народные певцы, Лермонтов в своей «Песне…» повторяет анафорические

Так же как народные певцы, Лермонтов в своей «Песне…» повторяет анафорические

зачины стиха - вопросительные частицы, союзы «и», «иль» или отрицания при глаголе:
И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москва-реке, сын купеческий?»

Не встречает его молодая жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью.

Слайд 13

Свойственные фольклорной поэтике: приём объединения под одним ударением двух слов помог

Свойственные фольклорной поэтике:
приём объединения под одним ударением двух слов помог

Лермонтову передать характер старинной народной песни:
«царю грозному», «думу чёрную», «статный молодец», «во златом венце», «вольной волею».
«Постоянные» эпитеты из народной поэзии:
«Конь добрый», «сабля вострая», «смерть лютая».
Уменьшительно-ласкательные имена: «голубушка», «сторонушка», «детинушка».
Краткие формы прилагательных: «стар человек» или народно-речевые формы полного прилагательного: «у ворот стоят у тесовыих».
Слайд 14

Особенности народной речи передают: некоторые формы деепричастий: «играючи», «пируючи»; Глаголы с

Особенности народной речи передают:
некоторые формы деепричастий: «играючи», «пируючи»;
Глаголы с двойными

приставками: «призадумались», «поистратились»;
Редкие сочетания глагола с приставкой: «как возговорил православный царь»;
Специфическая народная лексика: «супротив», «нониче».