Проза жизни Сергея Довлатова

Содержание

Слайд 2

«После смерти – начинается история…»

      
«После смерти – начинается
история…»

Слайд 3

Слайд 4

Сергей Довлатов принадлежит к "третьей волне" русской эмиграции. За публикации в

Сергей Довлатов принадлежит к "третьей волне" русской эмиграции.

За публикации

в 1976 г. в журнале "Континент" Довлатов был исключен из Союза журналистов СССР, а затем выслан из страны в 1978 г.
В эмиграции быстро приобрел известность и признание. За двенадцать лет жизни в эмиграции Довлатов выпустил двенадцать книг на русском языке, а также две книги, написанные в соавторстве - "Не только Бродский" (с М. Волковой), "Демарш энтузиастов" (с В. Бахчаняном и Н. Сагаловским).
В Америке пользовались успехом переводы его произведений. Он был лауреатом премии американского Пенклуба, печатался в самом престижном американском журнале "Ньюйоркер", где до него из русских публиковали только вещи Набокова.
При жизни писателя его произведения были переведены на немецкий, датский, шведский, финский, японский языки.
Слайд 5

www.themegallery.com

www.themegallery.com

Слайд 6

www.themegallery.com

www.themegallery.com

Слайд 7

www.themegallery.com

www.themegallery.com

Слайд 8

Слайд 9

Из записной книжки… Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим — рабство

Из записной книжки…

Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое вслед

за этим — рабство
Слайд 10

Из записной книжки… Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых,

Из записной книжки…

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а

чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных
Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам.
 Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь!

 В любой работе есть место творчеству.

Вежливость маскирует пороки. Нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда.

Слайд 11

www.themegallery.com Художник: Флоренский Александр Альбом эстампов "Рисунки А. Флоренского к произведениям Сергея Довлатова"

www.themegallery.com

Художник:  Флоренский Александр Альбом эстампов "Рисунки А. Флоренского к произведениям Сергея Довлатова"

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Произведения С.Довлатова «Наши»

Произведения С.Довлатова

«Наши»

Слайд 15

www.themegallery.com Главы "книги судьбы" выстраиваются в хронологическом порядке: "Зона" (1982) -

www.themegallery.com

Главы "книги судьбы" выстраиваются в хронологическом порядке:
"Зона" (1982) - о

службе в армии, "Компромисс" (1981) - о работе журналистом,
"Заповедник" (1983) - о работе экскурсоводом,
"Ремесло", "Чемодан" (1986), "Иностранка" (1986), "Филиал" (1989) - об отъезде и жизни в эмиграции.
Слайд 16

Особенности прозы Долматова ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА ИМЕЕТ ОДНУ СУЩЕСТВЕННУЮ ОСОБЕННОСТЬ: ВСЕ

Особенности прозы Долматова

ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА ИМЕЕТ ОДНУ СУЩЕСТВЕННУЮ ОСОБЕННОСТЬ: ВСЕ ЕГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧНЫ. ЦИКЛЫ ЕГО РАССКАЗОВ: "ЗОНА", "КОМПРОМИСС", "ЗАПОВЕДНИК", "ЧЕМОДАН", "РЕМЕСЛО", "НАШИ" ОСНОВАНЫ НА ФАКТАХ СУДЬБЫ ИХ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ - ДВОЙНИКА АВТОРА. ПЕТР ВАЙЛЬ И АЛЕКСАНДР ГЕНИС, ХОРОШО ЗНАВШИЕ ДОВЛАТОВА, СЧИТАЮТ, ЧТО ВСЯ ПРОЗА ЭТОГО ПИСАТЕЛЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГО АВТОПОРТРЕТ.
Слайд 17

Особенности прозы Долматова СВЯЗЬ ПРОЗЫ С ПЛАТОНОВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ; СВЯЗЬ С ТРАДИЦИЯМИ

Особенности прозы Долматова

СВЯЗЬ ПРОЗЫ С ПЛАТОНОВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ;
СВЯЗЬ С ТРАДИЦИЯМИ

ОДЕССКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАБЕЛЯ;
СВЯЗЬ С АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗОЙ ИСКАНДЕРА;
СВЯЗЬ С ТРАДИЦИЯМИ А.П.ЧЕХОВА;
ТРАДИЦИЯ "ЛИТЕРАТУРЫ О ЛИТЕРАТУРЕ"
Слайд 18

Особенности прозы Долматова В ПРОЗЕ ВОССОЗДАН ПОРТРЕТ "ЭПОХИ ЗАСТОЯ", ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ И МАСШТАБАМ ОБОБЩЕНИЯ

Особенности прозы Долматова
В ПРОЗЕ ВОССОЗДАН ПОРТРЕТ "ЭПОХИ ЗАСТОЯ", ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ

И МАСШТАБАМ ОБОБЩЕНИЯ
Слайд 19

Особенности прозы Долматова ЯЗЫК ЕГО ГЕРОЕВ СТОЛЬ ЖЕ ВЫРАЗИТЕЛЕН, КАК И,

Особенности прозы Долматова

ЯЗЫК ЕГО ГЕРОЕВ СТОЛЬ ЖЕ ВЫРАЗИТЕЛЕН, КАК И, К

ПРИМЕРУ, ЯЗЫК ПЕРСОНАЖЕЙ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА. ТОЛЬКО ГЕРОИ ДОВЛАТОВА ЧАСТО ГОВОРЯТ ШТАМПАМИ, ПРИКРЫВАЯ МЕРТВЫМИ СЛОВАМИ СВОЮ ТОСКУ И РАСТЕРЯННОСТЬ. И, КОНЕЧНО, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ДОВЛАТОВ ВЫШЕЛ ИЗ ШИНЕЛЕЙ ЗОЩЕНКО, АВЕРЧЕНКО И РАННЕГО БУЛГАКОВА.
Слайд 20

Цикл рассказов "Зона" сопровождается авторским комментарием - "Письмом издателю", где обозначен

Цикл рассказов "Зона" сопровождается авторским комментарием - "Письмом издателю", где обозначен

момент начала его "злополучного писательства". Попав в лагерную охрану, благополучный молодой человек из интеллигентной семьи был потрясен открывшейся ему правдой: "Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел".
Здесь точно определены нравственные и эстетические принципы прозы Довлатова: ее беспощадный реализм, правдивость и глубокий психологизм.
Слайд 21

«Компромисс» Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит

«Компромисс»

Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит 12 новелл («компромиссов»). Они создавались

в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны в 1981 году.
Сюжеты для новелл «Компромисса» взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах — процесс работы.
Слайд 22

« Компромисс» Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской литературы

« Компромисс»

Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской литературы вопросами о

неустроенности жизни, неясности будущего, неопределенности своих помыслов и чувств.
Слайд 23

"ЖИЗНЬ КОРОТКА. ЧЕЛОВЕК ОДИНОК. НАДЕЮСЬ ВСЁ ЭТО ДОСТАТОЧНО ГРУСТНО, ЧТОБЫ Я

"ЖИЗНЬ КОРОТКА. ЧЕЛОВЕК ОДИНОК. НАДЕЮСЬ ВСЁ ЭТО ДОСТАТОЧНО ГРУСТНО, ЧТОБЫ

Я МОГ ПРОДОЛЖИТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ..."
СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ, ИЛИ
«…ПОСЛЕДНИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»
Слайд 24

www.themegallery.com "РОДИНА – ЭТО МЫ САМИ... ВСЕ, ЧТО С НАМИ БЫЛО,

www.themegallery.com

 "РОДИНА – ЭТО МЫ САМИ... ВСЕ, ЧТО С НАМИ БЫЛО, –

РОДИНА. И ВСЕ, ЧТО БЫЛО, – ОСТАНЕТСЯ НАВСЕГДА...", – ПИШЕТ ДОВЛАТОВ ОБ ОТЧИЗНЕ В СВОЕМ ЦИКЛЕ "РЕМЕСЛО".
Слайд 25

3 сентября 2007 года в 15:00 в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна,

3 сентября 2007 года в 15:00 в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна, дом

23, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски писателю
Слайд 26

Память

Память

Слайд 27

Довлатов как будто смотрит на нас из окон зданий, где когда-то жил.

 Довлатов как будто смотрит на нас из окон зданий, где когда-то

жил.