Русская сатирическая журналистика 1860-1870-х годов

Содержание

Слайд 2

Сатира В политической и литературной борьбе, которую вели революционные демократы 50-60-х

Сатира

В политической и литературной борьбе, которую вели революционные демократы 50-60-х годов,

ими было выковано разящее оружие - сатира. Сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения.
Слайд 3

Листки Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы,

Листки

Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы, не

отличались литературными достоинствами, их уделом было пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя.

Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» — копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством.

Слайд 4

Статья «Уличные листки» В сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов

Статья «Уличные листки»

В сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался

на него статьей «Уличные листки».
Слайд 5

Характеристики листков В своем подавляющем большинстве листки: бессодержательны, наполнены старыми анекдотами

Характеристики листков

В своем подавляющем большинстве листки:
бессодержательны,
наполнены старыми анекдотами и

пошлыми рассуждениями.
Им присущи:
беспринципность
мелкотемье
Слайд 6

Представители уличных листков Характеристики эти в большей мере можно отнести также

Представители уличных листков

Характеристики эти в большей мере можно отнести также к

известным либерально-буржуазным журналам, возникшим в конце 50-х годов, — «Весельчаку» и «Развлечению».
Конечно, в литературном отношении они были значительно выше, но мелкотемье и беспринципность сводили на нет общественный вес издания такого типа.
Слайд 7

«Весельчак» «Весельчак», журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных» выходил в

«Весельчак»

«Весельчак», журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных» выходил в 1858—1859

гг.
Вначале его возглавляли О. И. Сенковский (барон Брамбеус) и Н. В. Кукольник. Вскоре Сенковский умер, и руководителем журнала стал реакционно настроенный Н. М. Львов, автор бездарных комедий.
«Приходите смеяться с нами, смеяться над нами... надо всем и обо всем смеяться, лишь бы только не скучать».
Слайд 8

Содержание Грубое, площадное остроумие назойливо преследует читателя «Весельчака» времен Сенковского. Однако

Содержание

Грубое, площадное остроумие назойливо преследует читателя «Весельчака» времен Сенковского.
Однако плоские

шутки и пошлые анекдоты — это еще не весь «Весельчак». Рассчитанные на вкус неразборчивого, мещанского читателя, юмористические материалы очень часто разбавлялись здесь враждебными выпадами против «Современника».
Продержаться долго такой журнал не мог и в начале 1859 г., растеряв подписчиков, бесславно закончился.
Слайд 9

«Развлечение» Иной была судьба другого известного в 60-е годы юмористического журнала

«Развлечение»

Иной была судьба другого известного в 60-е годы юмористического журнала —

«Развлечение», выходившего в Москве.
Возникнув в 1859 г., это издание продолжалось до 1905 г. Менялись издатели, редакторы, сотрудники, а «Развлечение» — журнал насквозь обывательский, служивший утехой купечеству и мещанству, — продолжал выходить.
Слайд 10

Сотрудники «Развлечение» основал Ф. Б. Миллер, который был его редактором и

Сотрудники

«Развлечение» основал Ф. Б. Миллер, который был его редактором и издателем

до 1881 г.
В журнале сотрудничали
Б. Н. Алмазов,
В. П. Буренин,
П. И. Вейнберг,
Н. В. Гербель, А. И. Левитов, Л. А. Мей.
Слайд 11

Карикатуры На страницах «Развлечения» появились, хотя в общем весьма безобидные, но

Карикатуры

На страницах «Развлечения» появились, хотя в общем весьма безобидные, но все

же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени.
Когда обстановка в стране изменилась, критические заметки исчезли, и с 1864 г. «Развлечение» сделалось заурядным обывательским журналом.
Слайд 12

«Искра» 1859-1873 г.

«Искра»

1859-1873 г.

Слайд 13

Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти

Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти

пятнадцати лет — с 1859 по 1873 г.
«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В. С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н. А. Степановым. Замысел сатирического журнала с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить.
Слайд 14

Первый номер Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г.

Первый номер

Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января 1859 г. и

составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое распространение. С каждым днем известность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий.
В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.
Слайд 15

Редакторы Успех «Искры» — заслуга прежде всего его редакторов. К началу

Редакторы

Успех «Искры» — заслуга прежде всего его редакторов. К началу издания

журнала Курочкин и Степанов были хорошо известны в литературных и художественных кругах.
Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца.
Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет. 
Слайд 16

Курочкин и Степанов Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли

Курочкин и Степанов

Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг

друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов — художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. «В журнале этом, — писал Горький, — собралась компания самых резких и наиболее демократически настроенных людей того времени...».
Слайд 17

Поэты Здесь много и плодотворно работали поэты: Д. Д. Минаев, В.

Поэты

Здесь много и плодотворно работали поэты:
Д. Д. Минаев,
В. И.

Богданов,
Н. С. Курочкин,
П. И. Вейнберг,
Слайд 18

Прозаики Н. и Гл. Успенские, Ф. М. Решетников, А. И. Левитов,

Прозаики

Н. и Гл. Успенские,
Ф. М. Решетников,
А. И. Левитов,

Слайд 19

Публицисты Г. 3. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт,

Публицисты

Г. 3. Елисеев,
М. М. Стопановский,
Н. А. Демерт,

Слайд 20

Художники-карикатуристы П. Ф. Марков, М. М. Знаменский, Н. В. Иевлев, В. Р. Щиглев и многие другие.

Художники-карикатуристы

П. Ф. Марков,
М. М. Знаменский,
Н. В. Иевлев,
В. Р. Щиглев и

многие другие.
Слайд 21

Корреспонденты «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело

Корреспонденты

«Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни

одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям о фактах, заслуживающих разоблачения в «Искре».
Слайд 22

«Нам пишут» Многочисленные сообщения из провинции становились основой материала для отдела

«Нам пишут»

Многочисленные сообщения из провинции становились основой материала для отдела «Нам

пишут», который составлял M. M. Стопановский. В «Искре», разумеется, было много интересного и кроме этого обозрения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала все же занимал важнейшее место.
Слайд 23

«Нам пишут» «Нам пишут» создавал «Искре» популярность, помогал проникать в самые

«Нам пишут»

«Нам пишут» создавал «Искре» популярность, помогал проникать в самые глухие

места, воспитывал читателя, который теперь не только пассивно воспринимал печатное слово, но все больше сознавал себя активным участником издания. По воспоминаниям современников, «Искра» в Петербурге играла как бы роль «Колокола», царские чиновники очень боялись «попасть» в «Искру». Курочкина же по праву называли «председателем суда общественного мнения».
Слайд 24

Цензура Цензура препятствовала тому, чтобы в журнале обличались крупные чиновники, назывались

Цензура

Цензура препятствовала тому, чтобы в журнале обличались крупные чиновники, назывались города,

где творится произвол и беззаконие. Редакция пошла на хитрость и придумала условные имена, которыми постоянно пользовалась.
Слайд 25

Появление «Искорок» Читатель быстро научился узнавать города и подлинные фамилии чиновников.

Появление «Искорок»

Читатель быстро научился узнавать города и подлинные фамилии чиновников. «Искра»

била прямо в цель. Это понимали и в правительственных кругах. С № 29 за 1862 г. отдел «Нам пишут» был запрещен.
Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток, афоризмов, пародий, эпиграмм, и «Сказки современной Шехерезады».
Слайд 26

«Хроника прогресса» Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» —

«Хроника прогресса»

Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» — цикл

передовых статей, начатый в № 5 за 1859 г. Его вел Г. 3. Елисеев. Статьи из этого цикла помещались не в каждом номере. Елисеев предупреждал в первой статье: «...Когда не появится в «Искре» моей Хроники, значит, прогресс подвигается плохо. Если Хроника моя прекратится совсем, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать».
Слайд 27

Поэзия Очень большое место занимала в «Искре» поэзия. Поэтические произведения, весьма

Поэзия

Очень большое место занимала в «Искре» поэзия. Поэтические произведения, весьма разнообразные

по жанрам — от стихотворного фельетона и пародии до лирического стихотворения и песни, — составляли ядро журнала.
Слайд 28

Задачи «Искры» Задачи «Искры» были намечены уже в объявлении об издании

Задачи «Искры»

Задачи «Искры» были намечены уже в объявлении об издании журнала,

которое рассылалось при газетах в конце 1858 г.
«На нашу долю, — говорилось в нем, — выпадает разработка общих вопросов путем отрицания всего ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве. ...Средством достижения нашей цели... будет сатира в ее общем обширном смысле».
Слайд 29

Борьба со строем Политическая и эстетическая платформы издания в объявлении четко

Борьба со строем

Политическая и эстетическая платформы издания в объявлении четко не

сформулированы, но главная тенденция и жанровая специфика из него ясны. Первые же номера «Искры» показали, что «отрицание всего ложного» понималось редакцией как непримиримая борьба с самодержавно-крепостническим строем, как защита интересов широких масс людей труда. Сатира журнала была обращена против всей системы государственного строя России.
Слайд 30

Тема социального неравенства Уже в 1859 и 1860 гг. в «Искре»

Тема социального неравенства

Уже в 1859 и 1860 гг. в «Искре» получает

широкое развитие тема социального неравенства. Она составляет идейное содержание и публицистики Елисеева, и стихов В. Курочкина, и рассказов Н. Успенского.
Слайд 31

Тема города и помещиков «Искра» всегда уделяла особое внимание городской теме,

Тема города и помещиков

«Искра» всегда уделяла особое внимание городской теме, однако

жизнь деревни, бедствия народа, отношение помещика к крестьянину как в дореформенный, так и в послереформенный период занимают в журнале видное место.

В 1859—1860 гг. в «Искре» появилось много статей, стихов и рисунков, сатирически изображающих русских помещиков. 

Слайд 32

Против чего выступала В «Искре» было немало резких выступлений против казнокрадства,

Против чего выступала

В «Искре» было немало резких выступлений против казнокрадства, взяток,

подхалимства, невежества чиновников; беспринципности, враждебности народу суда; самоуправства царской полиции. Все это делало журнал демократическим в самом высоком значении слова.
И все же твердо на революционно-демократические позиции «Искра» становится лишь после объявления крестьянской реформы 1861 г. Раньше редакция журнала, неоднородная по своему составу, колебалась между демократизмом и либерализмом, и это сказывалось на издании в целом.
Слайд 33

Острая социальная сатира Если поставить вопрос, что же было в «Искре»

Острая социальная сатира

Если поставить вопрос, что же было в «Искре» главным,

определяющим в 1859—1860 гг., то на него можно ответить только так — острая социальная сатира, беспощадное обличение крепостничества. Развиваясь, эта тенденция прочно утвердилась в журнале. В 1861 г. «Искра» становится изданием революционно-демократическим.
Слайд 34

Позиция Четкость идейных позиций «Искры» обнаружилась сразу же после объявления крестьянской

Позиция

Четкость идейных позиций «Искры» обнаружилась сразу же после объявления крестьянской реформы.

Как и «Современник», она встретила манифест царя «проклятием молчания». Очередной номер «Искры» вышел не 7 марта, как обычно, а только 17-го, и в нем не было ни слова о царском манифесте.
Слайд 35

Революционный демократизм «Искры» Революционный демократизм «Искры» проявился в ее борьбе против

Революционный демократизм «Искры»

Революционный демократизм «Искры» проявился в ее борьбе против «гласности»

и либерализма. Совсем недавно четкой позиции в этом вопросе у журнала еще не было. Некоторые сотрудники даже не видели разницы между Добролюбовым и Розенгеймом. Теперь — другое дело. Елисеев, В. Курочкин и другие высмеивают либеральную «гласность», показывают непоследовательность либеральной идеологии.
Слайд 36

Поддержка «Современника» «Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с «Русским вестником»

Поддержка «Современника»

«Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с «Русским вестником» и

другими журналами либерально-монархического толка. В 1862 г. «Искра» резко выступила против реакционного «Нашего времени» и его сотрудника Чичерина. 
Слайд 37

Принципы критического реализма Большую роль сыграла «Искра» в борьбе за идейность

Принципы критического реализма

Большую роль сыграла «Искра» в борьбе за идейность литературы

и искусства, за утверждение принципов критического реализма. Свое понимание литературы как действенного оружия преобразования общества «искровцы» противопоставляли защитникам реакционной теории «искусство для искусства».
Слайд 38

«Отцы и дети» Заметным фактом общественно-литературной жизни 60-х годов была полемика

«Отцы и дети»

Заметным фактом общественно-литературной жизни 60-х годов была полемика вокруг

романа Тургенева «Отцы и дети». В духе революционно-демократических взглядов «Искра» выступала с резким осуждением позиций Тургенева. «Искровцы» упрекали Тургенева в том, что он сознательно исказил образ демократа шестидесятых годов. Наиболее категоричен в своих суждениях был Д. Д. Минаев, обвинявший Тургенева в открытых симпатиях к «отцам». 
Слайд 39

Притеснение властей Четкая программа, которую выдвинула и проводила «Искра» в шестидесятые

Притеснение властей

Четкая программа, которую выдвинула и проводила «Искра» в шестидесятые годы,

ее идейная близость к «Современнику», связь с Герценом, широкая популярность журнала, который, как говорил Горький, был доступен «и уму, и карману наиболее ценного читателя той поры — учащейся молодежи», — все это не осталось без внимания властей. «Искра» испытывала на себе постоянные притеснения цензуры.
Слайд 40

Уход редакторов Особым нападкам подвергался редактор «Искры» В. Курочкин. С 1862

Уход редакторов

Особым нападкам подвергался редактор «Искры» В. Курочкин. С 1862 г.

власти проявляют к нему повышенный интерес, с октября 1865 г. он под постоянным надзором полиции. После выстрела Каракозова Курочкин был арестован и свыше двух месяцев провел в Петропавловской крепости.
В 1864 г. цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить В. Курочкина на посту редактора. Руководство изданием принял на себя его брат Вл. Курочкин. В это же время из «Искры» ушел второй редактор Н. Степанов, который вскоре стал издавать журнал «Будильник».
Слайд 41

Запрет карикатур Лицо «Искры» заметно меняется. «Резкий тон журнала значительно смягчился

Запрет карикатур

Лицо «Искры» заметно меняется. «Резкий тон журнала значительно смягчился с

устранением от редакции В. Курочкина», — с удовлетворением признает в 1865 г. цензурное ведомство. Однако «Искра» по-прежнему выступает против произвола и беззакония, поддерживает все передовое и прогрессивное. Цензура бессильна бороться с различными приемами эзопова языка, на котором разговаривали с читателем «искровцы». Тогда журнал получает новый удар: в 1870 г. «Искре» запретили печатать карикатуры.
Слайд 42

Политическую острота Но и без карикатур, став, по словам Скабичевского, «мухой

Политическую острота

Но и без карикатур, став, по словам Скабичевского, «мухой без

крыльев», журнал все же сумел сохранить сатирическую направленность и политическую остроту. Это особенно проявилось в материалах, посвященных Парижской коммуне. «Искра» с симпатией писала о коммунарах Парижа и их героической борьбе, называла Тьера с его приспешниками «шайкой интриганов», клеймила позором зверства версальских палачей.