Семейно-бытовые традиции донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Часть II Работа выполнена в рамках проекта «Отражение к

Содержание

Слайд 2

Обряды Свадебный обряд. Традиционному донскому свадебному обряду присущи многие черты южновеликорусской

Обряды Свадебный обряд.
Традиционному донскому свадебному обряду присущи многие черты южновеликорусской и

украинской свадьбы. Празднества обычно устраивали осенью или зимой. Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты.
«Завтра же поеду сватать! <…> –Женю!.. На дурочке женю!..»
Отправлялись на смотрины.
«–Дельце к вам по малости имеем <…> – У вас – девка невеста, у нас – жених… Не снюхаемся ли каким случаем?» (т.I, ч.I, гл.XV).
Договаривались после сватанья о дне свадьбы.
Слайд 3

За невестой Григорий ехал на бричке вместе с Петром, пели песни,

За невестой Григорий ехал на бричке вместе с Петром, пели песни,

веселились. Пестрели «красные околыши казачьих фуражек, синие и черные мундиры и сюртуки, рукава в белых перевязях, рассыпанная радуга бабьих шалевых платков, цветные юбки» (т.I, ч.I, гл.XX).
Слайд 4

Проводы и встреча казаков со службы. Казачья служба по закону с

Проводы и встреча казаков со службы.

Казачья служба по закону с

1875г. продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе.

Казаки перед выходом на службу. Фото Болдырева И.В., 1876г.

Слайд 5

Проводы казаков на службу являлись целым событием. Торжественно и тщательно готовились

Проводы казаков на службу являлись целым событием. Торжественно и тщательно

готовились к встрече служивых. Погуляв и отдохнув недельку казак принимался за работу.
«Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь: возвратились отслужившие сроки казаки, по будням серенькая работа неприметно сжирала время, по воскресеньям с утра валили в церковь семейными табунами…» (т.II, ч.III, гл.I).

Проводы казаков на службу. Фото Болдырева И.В., 1876г., сентябрь.

Слайд 6

Праздники. Пасха Один из самых светлых и красочных праздников – Пасха,

Праздники. Пасха

Один из самых светлых и красочных праздников – Пасха,

центральное событие в духовной жизни каждого христианина. Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. Неделя перед Пасхой – страстная, посвящена воспоминаниям о страданиях Христа. На Дону казаки, как и все православные, праздновали Пасху.

Семья богатого казака в праздник. Конец XIX в.

Слайд 7

«В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождик. В

«В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождик.

<...> В церковной ограде испещренной блестками талых лужиц, гуртовались парни. Из церкви через распахнутые двери на паперть, с паперти в ограду сползали гулкие звуки чтения. <...> В церковной караулке толпились казаки, приехавшие к светлому богослужению с ближних и дальних хуторов» (т.I, ч.II, гл.XII).

Вознесенский кафедральный войсковой собор г.Новочеркасска в праздник.

Слайд 8

Увеселения и забавы донских казаков. На забавы донских казаков, их увеселения

Увеселения и забавы донских казаков.

На забавы донских казаков, их увеселения

оказала влияние воинственная жизнь казаков. Поэтому главными развлечениями на праздниках были соревнования в стрельбе из ружья, устраивались скачки и кулачные бои, где казаки демонстрировали свое искусство езды на лошадях, показывали джигитовку.
Мирону Григорьевичу Гришка Мелехов приглянулся «…за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз…» (т.I, ч.I, гл.XVIII).
Слайд 9

К концу XIX – началу XX в.в. в станицах по примеру

К концу XIX – началу XX в.в. в станицах по

примеру крупных городов стали устраиваться вечера с танцами, игрой в карты.

Станица Багаевская, начало XX в. Игра на цимбалах.

Из музыкальных инструментов, сопровождавших такие вечера, были: гармонь, скрипка, бубен.

Слайд 10

Улица в праздник на виноградных садах. Фото Бондырева И.В., 1876г. «По

Улица в праздник на виноградных садах. Фото Бондырева И.В., 1876г.

«По вечерам

в топотном звоне стонали улицы, игрища всплескивались в песнях, в пляске под гармошку, и лишь поздней ночью догорали в теплой сухмени последние на окраинах песни»
(т.I, ч.III, гл.I).