Судьба личности в тоталитарном обществе по роману Евгения Замятина Мы

Содержание

Слайд 2

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920

– 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия.
Слайд 3

Утопия – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны,

Утопия – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны,

отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.
Платон «Государство»
Томас Мор «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516) Томмазо Кампанелла «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)

Николай Чернышевский «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)

Слайд 4

Антиутопия – изображение пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества,

Антиутопия – изображение пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества,

соответствующего тому или иному социальному идеалу.
«Мы» – роман – антиутопия.
Главный вопрос антиутопии: «Каким будет будущее, если настоящее захочет им стать?»
Слайд 5

…каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносить, каждый

…каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносить, каждый

принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны…первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень науки, талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей… их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалываются глаза, Шекспир побивается каменьями… мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… полное послушание, полная безличность…”
Ф. М. Достоевский
Слайд 6

Мы, несметные, грозные Легионы Труда – Мы победили пространства морей, океанов


Мы, несметные, грозные Легионы Труда –
Мы победили пространства

морей, океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты…»
Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
В.Кириллов «Мы»
Слайд 7

Что такое счастье? Словарь СЧАСТЬЕ 1. Чувство и состояние полного, высшего

Что такое счастье?

Словарь

СЧАСТЬЕ
1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с.
2. Успех, удача. Во всём. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.).
Слайд 8

Счастливое общество? Формула математически безошибочного счастья: БЛАГОПОЛУЧИЕ (БЛАГОСОСТОЯНИЕ) ЗАВИСТЬ Чем меньше

Счастливое общество?

Формула математически безошибочного счастья:
БЛАГОПОЛУЧИЕ (БЛАГОСОСТОЯНИЕ)
ЗАВИСТЬ
Чем меньше зависть,
тем больше

показатель счастья.
Как уменьшить зависть?
УРАВНЯТЬ ВСЁ

= СЧАСТЬЕ

Слайд 9

Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль Глава государства Полицейская система Сердце и

Благодетель

Бюро Хранителей

Часовая Скрижаль
Глава государства

Полицейская система
Сердце и пульс
Единого Государства

Нумера

Низшая ступень
Единого Государства

Зелёная стена

- нерушимая граница Единого Государства

Музыкальный завод
(«Механический марш»)

Личное
время

Институт Государственных
Поэтов и Писателей

Государственная Газета

Единая Государственная
Наука

Наука и искусство

Дети
воспитываются
в Детском вос-
питательном
заводе

Устройство Единого Государства

Слайд 10

БЛАГОДЕТЕЛЬ Палач радетель за народ похож На Сократа на египетскую статую Великий инквизитор

БЛАГОДЕТЕЛЬ
Палач радетель за народ
похож
На Сократа на египетскую статую
Великий

инквизитор
Слайд 11

Единое Государство Опасности Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы

Единое Государство

Опасности

Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру

путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях
Слайд 12

«Какой-то из древних мудрецов, разумеется, случайно, сказал умную вещь: "Любовь и

«Какой-то из древних мудрецов, разумеется, случайно, сказал умную вещь: "Любовь

и голод владеют миром". Ergo: чтобы овладеть миром — человек должен овладеть владыками мира.»
Слайд 13

Главные герои: Д – 503 – строитель «Интеграла», один из математиков

Главные герои:
Д – 503 – строитель «Интеграла», один из математиков Единого

Государства;
О – 90 – «Милая О! она похожа на своё имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы – и оттого вся кругло обточенная … и ещё: круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей…»
I – 330 – «Тонкая, резкая, упрямо – гибкая, как хлыст…»
Слайд 14

Любовь или врождённый инстинкт? «Единое Государство повело наступление против другого владыки

Любовь или врождённый инстинкт?

«Единое Государство повело наступление против другого владыки

мира — против Любви. Наконец и эта стихия была тоже побеждена, т. е. организована, математизирована, и около 300 лет назад был провозглашен наш исторический "Lex sexualis": "всякий из нумеров имеет право — как на сексуальный продукт — на любой нумер".
Слайд 15

Тема любви и семьи в романе «Мы» Д-503 I-330 Любовь к

Тема любви и семьи в романе «Мы»

Д-503

I-330

Любовь к I-330 окончательно

утвердила в нем "Я", он стал личностью, способной чувствовать, переживать.
Любовь в Д-503 изменила его жизнь, всколыхнула душу.

В романе «Мы» очень необычно показываются отношения мужчины с женщиной. Такое чувство, как любовь, сведено к чистой физиологии. Но все-таки герою Д-503 выпадает счастье - он влюбляется. Его размеренная жизнь резко меняется и виной тому является любовь к I-330 .

Слайд 16

Словарь Что такое скрижали? СКРИЖАЛИ, в Библии каменные доски с «10

Словарь Что такое скрижали?

СКРИЖАЛИ, в Библии каменные доски с «10 заповедями»,

врученные Моисею богом на горе Синай. Перен. — «то, что хранит» (куда заносятся памятные события, даты, имена, идеи).
Слайд 17

Человек в системе социального устройства в произведении Е.Замятина «Мы» Человек Природа

Человек в системе социального устройства в произведении Е.Замятина «Мы»

Человек

Природа

Д-503

Искренность
Доброта
Нежность
Фантазия
Понимание
Собственное
Мнение
Чувство
ответственности
Индивидуальность

душа

Любовь
Наука
Искусство

Служение
Единому

Государству
Рационализм
Материальный расчёт
Врожденные инстинкты
Смирение
Единогласие
Безликость
Винтик в системе

Повиновение государству

Слайд 18

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для

героя произведения это слово — знак болезни Города: “...томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь...” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово:
М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала;
Е — символ окна;
Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа;
И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.

Болезнь города

Слайд 19

Символический смысл названия. В названии романа отражена главная проблема, волнующая писателя:

Символический смысл названия.
В названии романа отражена главная проблема, волнующая писателя: что

будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»
«Мы» – это «я и другие»,
«мы» - это и безликое, сплошное, однородное нечто.
Только в духовной свободе единственное спасение от победы тоталитарного начала.
Слайд 20

Salus Populi Suprema Lex -- Благо народа – высший закон Где

Salus Populi Suprema Lex -- Благо народа – высший закон

Где кончается

чувство гражданской ответственности и начинается предательство?

Может ли часть свобод гражданина быть принесена в жертву ради благополучия государства?

Может ли сильная власть быть гарантом стабильности в государстве?

Что есть свобода?

Проблема выбора: что важнее благополучие государства в целом или отдельно взятого гражданина?

Слайд 21

Своим романом Е.Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем: темы

Своим романом Е.Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и
политических проблем:
темы свободы и

счастья,
государства и личности,
столкновение индивидуального и коллективного.
Несовершенно то общество, которое уничтожает инакомыслие, вытравливая из людей вместе с индивидуальностью и способность рассуждать, думать, мечтать.
Становится страшно!
Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель.

Актуальность романа «Мы»

Слайд 22

Е.Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на

Е.Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на

евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все нумера, которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности.

Христианские мотивы

Слайд 23

Диктатура большинства Диктатура партии Диктатура партийного аппарата Диктатура одного человека Аналогия

Диктатура большинства

Диктатура партии

Диктатура партийного аппарата

Диктатура одного человека

Аналогия политического устройства романа «Мы»

и Советского Союза

Это произведение будет актуальным всегда как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.