Тренировочные задания. Школьный тур олимпиады по литературе

Содержание

Слайд 2

Тренировочные упражнения. Подготовка к олимпиаде Тема. Поэтическая идея. Жанр. Средства выразительности. Тропы

Тренировочные упражнения. Подготовка к олимпиаде

Тема. Поэтическая идея. Жанр. Средства выразительности.

Тропы
Слайд 3

Жанровая форма Жанр – типологическая разновидность художественного произведения Жанры эпоса (рассказ

Жанровая форма

Жанр – типологическая разновидность художественного произведения
Жанры эпоса (рассказ

о событиях): басня, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея
Жанры лирики (выражение мыслей и чувств): элегия, ода, идиллия, сонет
Жанры драмы (показывает события): комедия, драма, трагедия
Лиро-эпические жанры: баллада, поэма, стихотворения в прозе
Слайд 4

1) «Муму» 2) «Кавказский пленник» 3) «Станционный смотритель» 4) «Левша» 5)

1) «Муму»
2) «Кавказский пленник»
3) «Станционный смотритель»
4) «Левша»
5) «Бородино»
6) «Повесть о том,

как один мужик двух генералов прокормил…»
7) «Дубровский»
8) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

9) «Алые паруса»
10) «Полтава»
11) «Медный всадник
12) «Русский язык»
13) «Хамелеон»
14) «Светлана»
15) «Василий Тёркин»
16) «Волк на псарне»

Слайд 5

Слайд 6

Речевая задача Произведение «Три поездки Ильи Муромца» относится к жанру былины.

Речевая задача

Произведение «Три поездки Ильи Муромца» относится к жанру былины. На

это указывают следующие признаки:
1) Цель
2) Жанровая форма
3) Язык
Слайд 7

Литературные понятия 1.Закончите предложения, используя материал набора. а) ____ – основная,

Литературные понятия

1.Закончите предложения, используя материал набора.
а) ____ – основная,

главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь.
б) _____ – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
в) ____ – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
г) _____ – проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения.
д)_____ – душевное переживание, чувство.
Набор: 1) проблема; 2) эмоция; 3) тема; 4) мотив; 5) идея
Слайд 8

а) Автор в своем произведении размышляет о судьбе родины. (______ )

а) Автор в своем произведении размышляет о судьбе родины. (______ )


б) «Что такое поэзия? Каково призвание поэта? Каким целям служит искусство?» - эти вопросы звучат в тексте рассказа. (______ )
в) «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» - эти слова И.В. Гёте отражают главную мысль прочитанного рассказа. (______ )
г) Стихотворение наполнено грустью, это чувство передают такие слова, как «безнадежно», «серый день», «ненастье» (______ )
д) В рассказе возникают образы, которые сближают его со стихотворением М. Лермонтова «Парус»: одинокая лодка, ветер, стоящий на берегу человек.
Слайд 9

Тема произведения М. Лермонтова «Листок» Дубовый листок оторвался от ветки родимой

Тема произведения

М. Лермонтова «Листок»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И

в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
Слайд 10

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности

Слайд 11

Часть 1. Тропы Эпитет Сравнение Метафора (олицетворение) Метонимия (синекдоха) Гипербола (литота) Перифраз Ирония

Часть 1. Тропы

Эпитет
Сравнение
Метафора (олицетворение)
Метонимия (синекдоха)
Гипербола (литота)
Перифраз
Ирония

Слайд 12

Средства выразительности 1. Эпитет – это художественное определение, отмечающее существенную для

Средства выразительности

1. Эпитет – это художественное определение, отмечающее существенную для

данного контекста, черту в изображаемом явлении.
Слайд 13

Лишь кой-где бледные березы, Кустарник мелкий, мох седой, Как лихорадочные грезы,

Лишь кой-где бледные березы,
Кустарник мелкий, мох седой,
Как лихорадочные грезы,


Смущают мертвенный покой.
(Ф. Тютчев)
«____________» – этот эпитет усиливает ощущение болезненности, чахлости. Береза, один из важнейших поэтических образов русского пейзажа, у Тютчева утрачивает свою красочность и яркость, она у него не белая, а «____________», больная, увядающая.
Слайд 14

2. Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения

2. Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому.
Сравнения выражаются

различными способами:
1. творительным падежом (" и с каждым днем уходит дымом");
2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия
(«Душа ее зефира тише/И зрак прекраснее рая»);
3. оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/Мне тяжело, как смутное похмелье»);
4. лексически ( при помощи слов  подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»)
Слайд 15

То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На

их листве первоначальной.
(С. Есенин)
В реализации поэтической идеи важную роль играют сравнения. Стволы сравниваются с ____________ . Это сопоставление воплощает (в-1; мысль о быстротечности человеческой жизни; идею всеобщего побратимства; дисгармонию мира; красоту человеческой души).
Слайд 16

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом,

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом,
Есть лица

– подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Н. Заболоцкий. О красоте человеческого лица
Слайд 17

Когда я был любим – в восторгах, в наслажденье, Как сон

Когда я был любим – в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный,

вся жизнь моя текла.
Василий Жуковский «Песня»
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
С. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Слайд 18

Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении

Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении

на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов.
«Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», - писал известный стиховед Е. Эткинд.
Слайд 19

Олицетворение является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа

Олицетворение является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа

на явления природы, предметы и понятия.
Слайд 20

И надо мною одиночество Возносит огненную плеть За то, что древнее

И надо мною одиночество
Возносит огненную плеть
За то, что древнее пророчество
Мне

суждено преодолеть.
Н. Гумилев. Одиночество
Поэт, использует ______ («______ возносит огненную плеть»), котор__ превращает чувство в _____ силу, отделенную от человека.
Слайд 21

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании

смежности. Смежность может быть проявлением связи:
1. между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще  тарелочку, мой милый!
2. между автором и произведением: Ругал  Гомера, Феокрита,
Зато читал  Адама Смита.
3. между действием и орудием этого действия:
Их села и нивы за буйный набег обрек он  мечам  и пожарам.
Слайд 22

4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на

4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан:
 Янтарь  на трубах

Цареграда, фарфор и бронза  на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом  хрустале.
5. между местом и людьми, находящимися на этом месте:
И едва ли кто в городе спал:
Ночью пушечный гром грохотал.
Не до сна! Вся столица молилась,
Чтоб Нева в берега воротилась.
Слайд 23

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления

на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит
И зверь нейдет. (А. Пушкин)
Слайд 24

Как часто их серпы златую ниву жали, И плуг их побеждал

Как часто их серпы златую ниву жали,
И плуг их побеждал упорные

поля!
Как часто их секир дубровы трепетали,
И потом их лица кропилася земля.
В. Жуковский «Сельское кладбище»
Поэт использует в своем стихотворении ____, котор_ позволяет не только создать яркую художественную картину крестьянского труда, но и вывести за границы изображенной действительности человека, оставив только орудия труда.
Слайд 25

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием

их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор "Героя нашего времени"» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял "оборачивать" изображаемое явление кружевами высокой, торжественной образности: "Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы"; "Смиритель стран Казанских" (М. Ломоносов).
Слайд 26

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

Литота - выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»  (Н. Некрасов)