Меланхолия в античности и средневековье

Содержание

Слайд 2

Меланхолия в античности и средневековье ___________________________________ Считалось, что меланхолик, порожденный Землей

Меланхолия в античности и средневековье

___________________________________
Считалось, что меланхолик, порожденный Землей под знаком

Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст
Слайд 3

Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический «Людям этой

Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический
«Людям этой

категории присущи неуклюжее сложение, худоба, смуглый цвет кожи, темные волосы и глаза, они угрюмы, печальны, инертны, ленивы, им свойственны скупость, жадность, коварство, они злобны и трусливы, избегают общества и ищут уединения». Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве» Ц. Г. Нессельштраус
Слайд 4

«Подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности, меланхолики как бы балансируют все

«Подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности, меланхолики как бы балансируют все

время между двумя пропастями, но зато путь их пролегает выше уровня посредственности; своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных» (Ц. Г. Нессельштраус)
Аристотель: «все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, – меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью»
Основываясь на подобных же взглядах, Платон развил свою теорию «божественного безумия», которое он считал высшей, доступной лишь избранным, формой прозрения
Слайд 5

Альбрехт Дюрер (1471-1528) немецкий живописец и график, крупнейший европейский мастер ксилографии

Альбрехт Дюрер
(1471-1528)
немецкий живописец и график, крупнейший европейский мастер ксилографии (гравюры на

дереве), один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса
Автопортрет в зрелые годы
1500
Старая Пинакотека
Мюнхен
Слайд 6

Альбрехт Дюрер опирался на сложившееся во второй половине XV века в

Альбрехт Дюрер опирался на сложившееся во второй половине XV века в

среде итальянских гуманистов новое толкование меланхолического темперамента, исходящее из положения Аристотеля о том, что особая возбудимость меланхоликов, будучи патологической («черной»), вызывает психические болезни, а будучи нормальной или незначительно болезненной («белой»), «стимулирует развитие разума и остроту чувств»
Слайд 7

Альбрехт Дюрер «Меланхолия» (гравюра на меди) 1514

Альбрехт Дюрер
«Меланхолия»
(гравюра на меди)
1514

Слайд 8

«Магический квадрат» Альбрехта Дюрера 1514

«Магический квадрат»
Альбрехта Дюрера
1514

Слайд 9

Арнольд Бёклин (1827-1901) швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей

Арнольд Бёклин
(1827-1901)
швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей

символизма в европейском изобразительном искусстве 19 века
Слайд 10

Арнольд Бёклин «Меланхолия»

Арнольд Бёклин
«Меланхолия»

Слайд 11

Горюющий старик. Сан-Реми, май-июнь, 1890. Холст, масло, 81х65. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо Vincent Van Gogh

Горюющий старик.
Сан-Реми,
май-июнь, 1890.
Холст, масло, 81х65. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо

Vincent Van

Gogh
Слайд 12

Слайд 13

Из густой облачности вырисовывается громадная женская полуфигура – пустоглазая, встрёпанная богиня,

Из густой облачности вырисовывается громадная женская полуфигура – пустоглазая, встрёпанная богиня,

сжимающая своей ладонью комок планеты Земля. Такова по представлению автора «Судьба Земли» - безысходность
Слайд 14

«Тоска» Все поле занимает изображение тоннеля из паутины. В центре изображение


«Тоска»
Все поле занимает изображение тоннеля из паутины. В центре изображение угрюмого

вида мужчины со сцепленными под подбородком руками. Лицо его изборождено морщинами. В волосах огромный, во всю голову, паук, высасывающий его мозг. Так виделась автору гнетущая человека тоска
Слайд 15

«Печаль» Огромный тоннель, стенами которого служат остолбеневшие в буквальном смысле люди.

«Печаль»
Огромный тоннель, стенами которого служат остолбеневшие в буквальном смысле люди. На

переднем плане уже полуутонувшая в песке (засасываемая им) фигура. Рядом с нею венок и сова. У выхода (из тоннеля) – солнце. Столбообразные фигуры (женские и мужские) – это ушедшие жизни. А вся композиция символизирует собою печаль утрат
Слайд 16

«Тревога» Мужская полуфигура со вздыбленными волосами, открытым ртом и распахнутыми глазами.


«Тревога»
Мужская полуфигура со вздыбленными волосами, открытым ртом и распахнутыми глазами. Стада

мышей движутся к фигуре, ползут к ней, устремляясь к голове, – аллегория тревоги
Слайд 17

«Страх» В мрачной камере фигура, лианообразные пальцы которой оплетают и сковывают

«Страх»
В мрачной камере фигура, лианообразные пальцы которой оплетают и сковывают её.

На грудной клетке, у самого сердца, огромный амбарный замок
Слайд 18

Слайд 19

«Победный танец» – аллегория конечного торжества смерти. Завивающееся ожерелье черепов, смерть

«Победный танец» – аллегория конечного торжества смерти. Завивающееся ожерелье черепов, смерть

в виде пляшущего скелета, бубен, смахивающий на череп, по которому она стучит берцовой костью. Слева – некая сфера (символ Земли), справа весы – знак относительности земного бытия
Слайд 20

Арнольд Бёклин швейцарский художник-символист Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке 1871-74 г.г. Национальная галерея, Берлин, Германия

Арнольд Бёклин
швейцарский художник-символист
Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке
1871-74 г.г.


Национальная галерея, Берлин, Германия
Слайд 21

Эдвард Мунк 1863-1944 норвежский художник

Эдвард Мунк
1863-1944 норвежский художник

Слайд 22

Слайд 23

Эдвард Мунк Отчаяние 1893-1894 Человек обречен на страдание, на поражение в неравной борьбе с силами Природы

Эдвард Мунк
Отчаяние
1893-1894
Человек обречен на страдание, на поражение в неравной борьбе с

силами Природы
Слайд 24

Эдвард Мунк Крик 1893

Эдвард Мунк
Крик
1893

Слайд 25

«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо

«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо

окрасилось в кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Слайд 26

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее

прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать.
Карл Густав Юнг
Слайд 27

Лечение меланхолии

Лечение
меланхолии

Слайд 28

«Особая диета» эпохи Возрождения: Постное мясо Свежие яйца Пресноводная рыба Много винограда

«Особая диета» эпохи Возрождения:
Постное мясо
Свежие яйца
Пресноводная рыба
Много винограда