Об исторических связях России и Индии в области фитотерапии

Содержание

Слайд 2

Индийская медицина в памятниках древнерусской письменности Летописи Киева, Новгорода, Владимира на

Индийская медицина в памятниках древнерусской письменности

Летописи Киева, Новгорода, Владимира на Клязьме

и др.
Былины о Василии Буслаеве, о Дюке Степановиче
Голубиная книга
«Повесть временных лет» Нестора Летописца: И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией,
Рассказы «Об иньдейском царстве», куда входили повесть «Александрия» (известна в переводе на Руси с 11-12 вв.), собрание афоризмов «Стефанит и Ихнилат», «Житие и жизнь Варлаама пустынника и Иоасафа-царевича», «Христианская топография», написанная Козмой Индикопловом» и др.
Слайд 3

Собрание афоризмов «Стефанит и Ихнилат» Произведение является переработкой книги «Панчатантра» -

Собрание афоризмов «Стефанит и Ихнилат»

Произведение является переработкой книги «Панчатантра» - сборника

басен и притч древней Индии
Разного рода кровью наслаждался я: кровью брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Она у них соленая, слизистая, и ею нельзя насытиться. А у того, кто спит на этом ложе, кровь, несомненно, услаждает сердце и подобна нектару. Он ведь не страдает от болезней, ибо постоянно с усердием принимает лекарства и всякие целебные зелья, предписанные врачами. Ему придают силу приятные жидкие, искусно приготовленные кушанья, крепкие от примеси сахара, граната, имбиря и перца и состоящие из превосходного мяса обитателей земли, воды и воздуха! Впитавшая все но кровь кажется мне подобной жизненному эликсиру.

Для успехов скорого излечения решающее значение приобретает искренний рассказ больного: «ни убогому нищету свою перед другоими прикрывати, ни болящему достоит от врача болезнь свою скрывати»

Слайд 4

«Христианская топография, написанная Козмой Индикопловом» Козьма Индикоплов (греч. Κόσμας Ἰνδικοπλεύστης —

«Христианская топография, написанная Козмой Индикопловом»

Козьма Индикоплов (греч. Κόσμας Ἰνδικοπλεύστης — Козьма,

плававший в Индию), Косма Индикоплевст — византийский купец, написал между 535 и 547 годом дошедший до нас богословско-космографический трактат «Христианская топография»
Много описаний растений и животных.
На Руси «Топография» переписывалась в большом числе экземпляров.
Слайд 5

Русские люди в Индии. Афанасий Никитин и его путешествие в Индию

Русские люди в Индии. Афанасий Никитин и его путешествие в Индию

«Хожение за три моря»

Путешествие Афанасия Никитина в Индию принадлежало к замечательным событиям в истории путешествий средневековой Европы. Его путевые заметки вошли во Вторую Софийскую летопись 1475 года.
…Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море -- Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская.

И Кожикоде - пристань всего Индийского моря. Пройти мимо нее не дай бог никакому судну: кто ее пропустит, тот дальше по морю благополучно не пройдет. А родится там перец, да имбирь, да цветы муската, да орех мускатный, да каланфур --корица, да гвоздика, коренья пряные, да адряк, да всякого коренья родится там много. И все тут дешево.

Слайд 6

Приблизительно через полстолетия после посещения Индии Никитиным правительство Индии сделало попытку

Приблизительно через полстолетия после посещения Индии Никитиным правительство Индии сделало попытку

к активному сношению с Русью. В 1532 г.
В Москву прибыл посланник правителя Бабура Ходжа Гусейн для заключения договора о дружбе. В царствование Михаила Федоровича а Волге обосновались индийские купцы, а в Астрахани в 1625 г. по приказу воеводы был выстроен индийский караван-сарай.
Во второй половине 17 века в Москву приглашались индийские мастера.
Слайд 7

Институт Гималайских исследований «Урусвати», г. Кулу (1929-1939) Особую роль в его

Институт Гималайских исследований «Урусвати», г. Кулу (1929-1939)

Особую роль в его подготовке

сыграла Центрально-Азиатская экспедиция 1923–1928 годов. Уникальные коллекции, которые были собраны на маршруте этой экспедиции, дали возможность, не замедляя темпа работ, приступить к исследованиям, внедряя в Институте методы новой науки.
В институте был открыл отдел медицины , научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок.
В медицинском отделе, наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи, была организована биохимическая лаборатория, в которой изучали средства борьбы против рака.

Ю.Н. Рерих с учеными ламами

Слайд 8

Источники знаний о лекарственных растениях Индии О многих растениях говорится уже

Источники знаний о лекарственных растениях Индии

О многих растениях говорится уже в

самых ранних памятниках письменности Киева, Новгорода, Владимира на Клязьме, Чернигова и городов Галицко-Волынской Руси.
Переводные лечебники с немецкого (Прохладный вертоград Николая Булева, 1534 г.), польского языков (травник Бутурлина, Книга о рождении младенческом)
Многочисленные рукописи, упомянутые в книге А.Ф. Змеева «Русские врачебники. Исследование в области древней врачебной письменности» (1896)
Н.А. Богоявленский «Индийская медицина в древнерусском врачевании» (1956)
Хагер Х. - Руководство к фармацевтической и медико-химической практике.
Книга «Пряности» Олега Дмитриевича Барнаулова
Слайд 9

Пряные растения из Индии Современные названия некоторых тропических растений напоминают нам

Пряные растения из Индии

Современные названия некоторых тропических растений напоминают нам об

Индии:
Тамар-инд – слабительная кашка
Каннабис индика
Краска индиго
Кардамон цейлонский
Кунжут индийский
Пряности иноземные у нас назывались «оспица» в силу свойственной многих из них способности оказывать прижигающее действие на слизистые оболочки.
Это, по выражению русских писателей, - «зелия бридостные и остростные», т.е. острые по вкусу, горечи, возбуждающие «желание брашна».
Слайд 10

Гвоздика Упоминается уже в памятниках XII века под названием «гвозника». Средневековые

Гвоздика

Упоминается уже в памятниках XII века под названием «гвозника».
Средневековые рукописи

по всеобщей географии того времени сообщали, что «гвозниковые деревья растут в скважинах гор», «цвет же того древа прекрасен», «которые плоды тверже, те лутчи бывают, а как их сушат, кропят морскою водою», что «на острове молюке гвозники толикое множество, что весь свет оттоле наполняется»
Слайд 11

Медицинское применение гвоздики Лечебники ее рекомендовали при слабости зрения. Гвоздика часто

Медицинское применение гвоздики

Лечебники ее рекомендовали при слабости зрения. Гвоздика часто прията,

очем светлость наводит.
При заболеваниях желудка, печени и сердца. Гвоздика прията, стомах и печень, и сердце укрепляет, и утробу заключает, и ноение стомаху творит, и благовонство всему телу наводит, и блевание уймет.
Закладывали гвоздичный цветок к кариозную полость зуба.
А утре на тще сердце с молоком коровьим прията, естество укрепляет и растение сперме творит.
Вшивали сверху головного убора «мешечки с гвозникой»
Применялась в порошке, водных растворах, в виде «прилепов» (пластырей), линиментов, бальзамов.
Слайд 12

Черный перец Самое популярное на Руси и в России тропическое растение

Черный перец

Самое популярное на Руси и в России тропическое растение –

«перец обычный».
Рецепты от болезней, в состав которых входил «перец», часто обнаруживается в рукописях северного Белозерского княжества по спискам XV века.
Русские при употреблении его обычно смешивали с солью. Такие мешочки соли с перцем, как утверждают Герберштейн, Флетчер и др., имел при себе каждый воин в походах времен Ивана Грозного
Назначался в пластырях при «камчюге» (ревматизме) и невралгиях.
Компонент «раздражительной терапии»: закладывался в течение 40 дней вместе с мышьяком или соком лютика в искусственно проделываемые подкожные «мешки» при постановке «заволоков» (фонтанелей, долгих нарывных сочащихся язв) для максимального выделения серозного содержимого, для исправления соков тела.
Перец с вином пить – четверодневная трясавичная болесть от того приятия престает
Перец часто прият мужескому полу помыслы движет
Слайд 13

Имбирь Тот инбирь лучши есть, кой привозят из индейских стран нежели

Имбирь

Тот инбирь лучши есть, кой привозят из индейских стран нежели тот,

кой привозят из арапских стран»
Назначали для жевания при зубных болях, гингивите, цинге.
За ним долго сохранялась репутация противопростудного средства, поэтому, «ложася спати», его принимали «полтора золотника» в уксусе, «тогда вредительсную мокрость потом выгонит», причем больному рекомендовалось «окутатися гораздо на постели»
Его давали также с вином и «во ухе», т.е. в виде настойки «тем, коих обморок обходит и безсильствуют».
Инбирь же пристоит всякому человеку прияти тем, кои нутром суть студены.
Слайд 14

Лимон В литературе упоминается о лимонах уже в XIII веке (житие

Лимон

В литературе упоминается о лимонах уже в XIII веке (житие

Онуфрия), в топографии Индикоплава.
Лимоны назывались у нас в древности словом «божюрь». Оно представляет лишь несущественное искажения индийского слова «баджаура».
В Киевской Руси лимоны, или «китры», заливали бортовым медом, замораживали и в таком виде ели.
Лимоны назначались при «несвоеличии» (малокровии), кровоточивости из десен, а также при сердечных болезнях и даже от «слабоумия», «неистовства», «меланколии».
Из погребов Аптекарского приказа в XVII веке водочные настойки на «лемонах» рассылались для воиснких гарнизонов в качестве одного из надежных противоцинготных и возбуждающих аппетит средств
Слайд 15

Другие виды индийского растительного сырья Корица – «тем, кои недугуют водяным

Другие виды индийского растительного сырья

Корица – «тем, кои недугуют водяным отоком»,

«кто часто корицу в брашне приемлет, у того бледность из лица выведет и благолепостен станет»
Рвотный орех – рвотное и слабительное
Кротоновое масло – слабительное
Тамаринд («овощ волосатый») «в лечбе для малых деток», выгонит колеру и блевание уймет, плод в воде варен и пит, жажду тушит и сердце укрепляет. И растение доброй крови творит
Банан («зуя», «муса») продавали в виде сухой прессованной массы в Киеве, Новгороде, городах Галицкой Руси
Мускатный орех («мацис», «мушкат») вся внутренняя укрепляют
Ароматическое алоэ («альгуи» в Супральском рукописи и Остромировом Евангелии XI века)
Кунжут
Сенна (в «стязании о хытрости врачевьской» в Киеве между монастырским лечьцом Агапитом и врачом «орменином») XIII век)
Слайд 16

Таблетки для ума Состав: хитозан водорастворимый, порошок корней шлемника байкальского, имбиря,

Таблетки для ума

Состав: хитозан водорастворимый, порошок корней шлемника байкальского, имбиря, бакопы

Монье, арники олиственной, змееголовника молдавского, донника лекарственного, вздутоплодника мохнатого, родиолы розовой, левзеи сафлоровидной, астрагала перепончатого, чаги
Действие: устраняет энергодефицит в тканях головного мозга, антигипоксантное, адаптогенное, антристрессовое, кардиотоническое действие, тонизирует функции головного мозга (память, внимание), повышает работоспособность, улучшает кровообращение в тканях мозга
Показания: энцефалопатия сосудистого генеза
По 1 таблетке утром и днем до еды в течение 2-3 недель и более