Эпоха классицизма. Петр Ильич Чайковсикий

Содержание

Слайд 2

Этапы Классицизма В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из

Этапы Классицизма

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм

XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой
Слайд 3

История Классицизма Классицизм, как художественное направление, сложился во Франции в первой

История Классицизма

Классицизм, как художественное направление, сложился во Франции в первой

половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.
Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.
Слайд 4

Один из выдающихся композиторов эпохи Классицизма: Петр Ильич Чайковсикий К роялю,

Один из выдающихся композиторов эпохи Классицизма: Петр Ильич Чайковсикий

К роялю, вероятно,

Петра впервые подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова, которая была из крепостных

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Пётр Ильич Чайковский 25 апреля  1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября  1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Слайд 5

Первые впечатления о Петербурге В начале августа 1850 года с матерью

Первые впечатления о Петербурге

В начале августа 1850 года с матерью и

сёстрами Зинаидой и Александрой он прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения — закрытое мужское учебное заведение, находившееся углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.
Его петербургским попечителем стал друг семьи — Модест Вакар.
К весне 1851 года попечение Модеста Вакара сменилось попечением Ивана Ивановича Вейца и Платона Вакара. В апреле того же года Пётр Чайковский впервые увидел императора Николая I.
Слайд 6

Поступление в училище Пётр успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс

Поступление в училище

Пётр успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс Училища

правоведения. Его классными воспитателями были «очень ограниченный, но очень хороший, то есть добрый человек»[17] И. С. Алопеус и Эдуард Гальяр де Баккара[18], а любимым учителем — И. И. Берар, преподававший литературу и французский язык. В училище он также учился у Франца Беккера по фортепиано и пел в хоре по руководством Гавриила Ломакина.
В мае 1853 года юный поэт Алексей Апухтин (Лёля) оказался в одном классе с Петром Чайковским, они подружились на всю жизнь. Будучи самым близким другом, Апухтин оказал заметное влияние на Чайковского: на его веру, ценности, убеждения и литературные пристрастия.
13 (25) мая 1859 года Чайковский окончил училище, а 29 мая (10 июня) — получил аттестат и был удостоен чина девятого класса (титулярный советник).
Слайд 7

Творчество 1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его

Творчество

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают

историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).
Слайд 8

Увертюра «1812 год» Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 — оркестровое

Увертюра «1812 год»

Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 — оркестровое произведение Петра Ильича

Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Пользуется популярностью в мире из-за эффектного звучания и важности событий 1812 года для Европы и Америки. В исполнении участвуют колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.
Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 августа (20 августа) 1882 года
Слайд 9

Щелкунчик «Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Чайковского в двух актах

Щелкунчик

«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.

Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Музыкальный отрывок «Вальс Цветов»