Этапы подготовки речи

Содержание

Слайд 2

Этапы подготовки публичной речи – по сути, путь «от мысли к

Этапы подготовки публичной речи – по сути, путь «от мысли к

звучащему публичному слову» – риторическая традиция со времен Цицерона трактует через пять составляющих – пять этапов «классического риторического канона»:
I. Inventio Нахождение, (лат. находка, изобретение того, изобретение) что сказать.
II. Dispositio Упорядочение,
(лат. расстановка, расположение по порядку найденного, расположение) изобретенного.
III. Elocutio Придание найденному (лат. выражение, речь, словесной формы, слог, стиль) украшение словами.
IV. Memoria Утверждение в памяти, (лат. память) запоминание.
V. Actio Произнесение.
(лат. действие)
Слайд 3

I. Inventio Существенным для инвенции является общий замысел, на базе которого

I. Inventio

Существенным для инвенции является общий замысел, на базе которого

строится аргументативное изложение материала.
По сути, «изобретая» речь, оратор создает её мысленную основу, выбирает те или иные смысловые модели, по которым выстраивает информацию о предмете речи.
Слайд 4

Топосы (топы) Такие модели известны еще из античных риторик и называются

Топосы (топы)

Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами,

или топами (от гр. τοποξ. – место, общее место).
Топос (топ) – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения.
Учение о топосах называется топикой.
Слайд 5

Топика, или «места риторические» (по М.В. Ломоносову) Родоначальник русской риторики М.В.

Топика, или «места риторические» (по М.В. Ломоносову)

Родоначальник русской риторики М.В. Ломоносов в своем

«Кратком руководстве к красноречию» отмечал:
«Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем».
Учёный сгруппировал все идеи в некоторые обобщающие классы, «места риторические», из которых особо выделил основные 16.
Слайд 6

16 «мест риторических» по М.В. Ломоносову 1) род и вид, 2)

16 «мест риторических» по М.В. Ломоносову

1) род и вид,
2) целое и части,
3)

свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость),
4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства),
5) имя (небо, август, Москва),
6) действия и страдания,
7) место,
8) время,
9) происхождение,
10) причина,
11) предыдущее и последующее,
12) признаки,
13) обстоятельства,
14) подобия,
15) противные и несходные вещи,
16) уравнения.
Слайд 7

Современная топика (по А.К. Михальской) 1) род – вид, 2) определение,

Современная топика (по А.К. Михальской)
1) род – вид,
2) определение,
3) целое – части,
4)

свойства (признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия),
5) сопоставление (сравнение, противопоставление),
6) причина и следствие,
7) обстоятельства (где, когда, как, каким образом),
8) пример,
9) свидетельства (цитаты, изречения),
10) имя (происхождение слова, которое входит в название темы, его смысл).
Слайд 8

II. Dispositio Диспозиция представляет собой план изобретённого материала, расположение его частей:

II. Dispositio

Диспозиция представляет собой план изобретённого материала, расположение его частей:
введение

→ главная часть → заключение
для публичной речи:
зачин →введение → главная часть → заключение → концовка
Диспозиция зависит от типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Слайд 9

повествование Повествование строится обычно по следующей стратегии: Начало речи: зачин: обращение

повествование

Повествование строится обычно по следующей стратегии:
Начало речи:
зачин: обращение к адресату
введение

в тему (или вступление): излагается общая мысль повествования (возбуждение интереса); дается общепринятая истина (высказанная в афористической форме); заявляются место, время действия, лицо.
Середина речи:
главная часть  (следование естественному ходу событий, продвижение к кульминации).
Конец речи:
развязка истории, заключение (выводы)
концовка: обращение к адресату (напутствие).
Принципы создания интересного повествования:
Простота, ясность, краткость.
Правдоподобие.
Постепенное нарастание интереса.
Слайд 10

описание Согласно топикам, описание строится по следующим схемам: Описание неодушевленных предметов:

описание

Согласно топикам, описание строится по следующим схемам:
Описание неодушевленных предметов:
дается определение

предмета, используется смысловая модель род-вид;
смысловая модель целое-частное;
внешние свойства (форма, материал) ;
место, где встречается данный предмет;
функции предмета;
свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы).
Техническое описание предмета (инструкция):
описание должно быть понятным, полным, точным.
Описание одушевленных предметов:
дается определение, используется смысловая модель род-вид;
свойства, внешний вид;
действия, образ жизни;
свойства внутренние: характер, нрав;
польза (мораль).
Слайд 11

рассуждение (хрия) Хрия – ( в переводе с древнегреческого - «необходимость,

рассуждение (хрия)
Хрия – ( в переводе с древнегреческого - «необходимость, речь по

правилам»). Хрия изъясняет или доказывает (опровергает) какой-либо тезис. В общем она состоит из проблемы, описания, решения.
Различаются строгая (классическая, или прямая) и нестрогая (свободная) разновидности хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса.
  Структура строгой хрии ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО содержит 8 частей:
1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание) .
2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…) .
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношение к теме) .
Нестрогая (свободная) хрия – это такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис.
Структура нестрогой хрии ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – ТЕЗИС состоит из 5 частей:
1. Приступ.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
4. Формулировка тезиса (основной мысли).
5. Заключение.
Слайд 12

III. Elocutio Элокуция предполагает соблюдение всех коммуникативных качеств речи: точность ясность

III. Elocutio

Элокуция предполагает соблюдение всех коммуникативных качеств речи:
точность
ясность
правильность
уместность
логичность
выразительность (особенно средства

усиления изобразительности – тропы и фигуры) и др.
Слайд 13

IV. Memoria Относительно запоминания текста и произнесения речи следует принять за

IV. Memoria
Относительно запоминания текста и произнесения речи следует принять за правило:

в ораторской практике могут читаться лекции, доклады и официальные документы.
Остальные виды речей должны произноситься,