Мультипликация и развитие дошкольника: норма и аномалия

Содержание

Слайд 2

Актуальность Мульткультура в наше время может быть представлена как самостоятельная культура;

Актуальность

Мульткультура в наше время может быть представлена как самостоятельная культура;
Мультфильмы привлекают

внимание детей, нравятся им;
Мультфильмы для современного ребенка часто легки, доступны и удобны (это связано с тем, что происходит упрощение, абстрагирование тела человека, эмоций, самой ситуации в мультфильмах);
Ввести мультфильмы в жизнь ребенка не сложно;
Для многих родителей мультфильмы – это идеальное средство для того, чтобы занять ребенка.
Слайд 3

Полустандартизированное интервью -Сбор анамнеза, в т.ч.: процесс родов/ стимуляция/травмы. -Совместный просмотр

Полустандартизированное интервью -Сбор анамнеза, в т.ч.: процесс родов/ стимуляция/травмы. -Совместный просмотр мультфильма с

ребенком. -Появление мультфильмов в жизни ребенка. -Отношение взрослых к мультфильмам. -Понимание функции мультфильмов. -Подбор мультфильмов. -Ориентировка ребенка в просмотре/Вопросы и объяснение (диалоговая схема обсуждения). -Список мультфильмов, которые смотрит ребенок. -Влияние мультфильмов на ребенка (отслеживание динамики). -Перенимание сюжетов. -Идентификация с героями. -Перенимание фраз.

Срезовое исследование
Цель - оценка уровня понимания идеи мультфильма, ориентировки в нем и специфика просмотра.
Схема эксперимента:
1. Знакомство с детьми; 2. Просмотр детьми мультфильмов в течение 7-10 минут; 3. Беседа с детьми; 4. Игра и взаимодействие.

Слайд 4

Понимание детьми идей мультфильмов 1. Ориентировка ребенка только на внешние конструкции

Понимание детьми идей мультфильмов

1. Ориентировка ребенка только на внешние конструкции и

звуки. На этом уровне для ребенка важны звуковые эффекты, быстрые передвижения героев, смена картинки, но не та идея, которая содержится в мультфильме. Первый уровень имеет патологическое влияние, т.к. ребенок вырастает не на приближении к идее, а на внешних характеристиках, которые не несут смыслового значения.
2. Распредмечивание экранных отношений Ребенок так же не замечает основной идеи мультфильма и придает значение только моментам взаимодействия героев друг с другом или с окружающим миром. Здесь уже в звуковые и внешние конструкции включаются особенности взаимоотношений героев.
3. Ориентировка на закадровый смысл произведения (опредмеченная в художественном контексте идея). Ребенок понимает основную идею и суть, заложенную в мультфильмах. Т.е. просмотр не носит формального характера, при котором ребенка необходимо занять, а имеет значимые для развития основания.
Правильное движение – это условия, при которых родитель объясняет ребенку то, что происходит в мультфильме, участвует в просмотре и развертывает диалоговую схему обсуждения. Взрослый опосредствует мульткультуру и вводит ребенка в язык искусства. Именно родитель переводит ребенка на этот 3 уровень.
Слайд 5

Проект «Театр» Участники: 13 детей дошкольников (6-7 лет) Схема проведения проекта:

Проект «Театр»

Участники: 13 детей дошкольников (6-7 лет)

Схема проведения проекта:
Срезовое исследование (претест).
Моделирование

эксперимента Мануйленко.
Введение в тему театрального искусства.
Проигрывание различных ситуаций/сюжетов.
Целостная постановка.
Срезовое исследование (посттест).

Цель – формирование у дошкольников культуры освоения и вхождения в искусство, развитие сюжетно-ролевой игры и мотивационно-потребностной сферы в условиях спонтанной театральной деятельности.

Слайд 6

Результаты срезов Срезовое исследование (пре-тест) Срезовое исследование (пост-тест)

Результаты срезов

Срезовое исследование (пре-тест)

Срезовое исследование (пост-тест)

Слайд 7

Результаты проекта Срезовое исследование (претест)

Результаты проекта

Срезовое исследование (претест)

Слайд 8

Срезовое исследование (посттест)

Срезовое исследование (посттест)

Слайд 9

Вывод Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря проекту «Театр», который

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря проекту «Театр», который ставил

перед детьми более сложную задачу, чем в мультипликации («сложность» связана с тем, что в мультфильмах общение персонажей, их поступки, чаще всего упрощены и далеки от жизненной действительности) дети стали лучше ориентироваться в межличностном взаимодействие, адекватнее и целостнее прослеживать взаимосвязь эмоций и действий/поступков (каузальность), а также снизился уровень невротизации, и частота застреваний в речевых формах выражения. Это связано с тем, что благодаря театральным задачам, с детьми разворачивалась более сложная и составная сюжетно-ролевая игра, которая, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольничестве и именно благодаря ей формируются основные новообразования. Актерская деятельность повлияла на то, как дети воспринимали мультфильмы, так как теперь в основе лежала попытка понять сюжетно-ролевое взаимодействие героев и их переживания (например, ребенок отказался смотреть «Маша и медведь», из-за насильственных действий по отношению к девочке). Конечно, можно заметить, что результаты у всех участников проекта не одинаковы, однако нельзя забывать об иных независимых переменных, которые могли повлиять на дошкольников.