Эрих Фромм (1900-1980)

Содержание

Слайд 2

Биографический очерк Родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне. После окончания

Биографический очерк

Родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне. После окончания гимназии

поступил в Гейдельбергский университет, где изучал социологию, психологию и философию. В 22 года защитил докторскую диссертацию. В Институте психоанализа в Берлине познакомился с Карен Хорни. В 1925 году открыл частную практику, которая длилась около 35 лет. В 1933 году переехал в Нью-Йорк. Преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском, Мичиганском и Национальном автономном университете Мексики. Сооснователь Института психиатрии Уайта. Автор множества книг, активный политический деятель. Скончался 18 марта 1980 г. в Локарно от сердечного приступа.
Слайд 3

Теория личности Поведение человека может быть принято только в свете влияния

Теория личности

Поведение человека может быть принято только в свете влияния культуры

в конкретный момент истории. На выражение потребностей человека всегда влияют социальные системы.
Личность – продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
Слайд 4

Движущая сила развития личности – борьба двух врожденных бессознательных потребностей: в

Движущая сила развития личности – борьба двух врожденных бессознательных потребностей: в

укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности - причина внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Общество Личность

Слайд 5

Потребности Фромм также выделяет такие уникальные экзистенциальные потребности как: Потребность в

Потребности

Фромм также выделяет такие уникальные экзистенциальные потребности как:
Потребность в установлении

связей (горизонтальные связи) – чтобы преодолеть ощущение изоляции всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести за кого-то ответственность.
Слайд 6

Потребности Потребность в преодолении – все люди нуждаются в преодолении своей

Потребности

Потребность в преодолении – все люди нуждаются в преодолении своей животной

природы, чтобы стать активными и творческими создателями своей жизни.
Потребность в системе взглядов и преданности – согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора в виде системы взглядов, убеждений, помогающих постигать реальность, кроме того человек нуждается в объекте, посвящении себя кому-то или чему-то. Это наделяет жизнь смыслом.
Слайд 7

Структура личности Выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных

Структура личности

Выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных

условий, в которых живет человек. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – «основные ориентации характера», которые рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Слайд 8

Механизмы бегства от свободы Неотъемлемым проявлением человеческого существования в наше время

Механизмы бегства от свободы

Неотъемлемым проявлением человеческого существования в наше время является

одиночество и отчужденность.
Преодолевая отчужденность человек использует различные поведенческие стратегии:
Авторитаризм – стремление соединиться с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я».
Слайд 9

Механизмы бегства от свободы Деструктивность – человек пытается преодолеть комплекс неполноценности,

Механизмы бегства от свободы

Деструктивность – человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая

и подавляя других.
Подчинение – люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью.
Слайд 10

Позитивная свобода Человек чувствует себя частью мира и в то же

Позитивная свобода

Человек чувствует себя частью мира и в то же время

осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность» (то есть, руководствоваться не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями).
Слайд 11

Типы характера Непродуктивные типы характера: Рецептивный тип – зависимые, пассивные, не

Типы характера

Непродуктивные типы характера:
Рецептивный тип – зависимые, пассивные, не способные делать

что-либо без посторонней помощи, стремящиеся быть любимыми, оптимисты, идеалисты.
Эксплуатирующий тип – берут все необходимое силой и изобретательностью, они агрессивны, надменны, эгоцентричны.
Слайд 12

Типы характера Накапливающий тип – стремятся обладать как можно большим количеством

Типы характера

Накапливающий тип – стремятся обладать как можно большим количеством материальных

благ, власти, любви, упрямые, подозрительные, предусмотрительнось, сдержанность.
Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Их отношения с окружающими поверхностны.
Слайд 13

Типы характера Продуктивный тип характера – конечная цель в развитии человека.

Типы характера

Продуктивный тип характера – конечная цель в развитии человека. Он

независимый, честный, любящий, спокойный, творческий, ответственный, уважительный. Это зрелая, целостная структура характера.
Ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, они сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Влияние социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у человека.
Слайд 14

Заключение Теория Фромма показывает, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными

Заключение

Теория Фромма показывает, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими

потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.
Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности – т.н. гуманистический общинный социализм.
Слайд 15

Заключение Наибольшее значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в

Заключение

Наибольшее значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в русле

основных положений психоанализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности человека имели огромное значение не только для психологии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, педагогики. Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологическим определением развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных и культурных факторов ее формирования.
Слайд 16

Интересные факты Фромм в 1920-е годы ввёл понятие, широко применяемое для

Интересные факты

Фромм в 1920-е годы ввёл понятие, широко применяемое для характеристики

современного капиталистического общества, — «общество потребления».
Одним из источников профессиональных интересов Фромма было учение дзен-буддизма: он воспринимал его как озарение и в течение всей жизни исповедовал принципы древней восточной мудрости.
Слайд 17

Основные труды «Биография З. Фрейда» (1959) «Психоанализ З. Фрейда — достоинства

Основные труды

«Биография З. Фрейда» (1959)
«Психоанализ З. Фрейда — достоинства и

недостатки» (1979)
«Бегство от свободы» (1941)
«Человек для самого себя» (1947)
«Революция надежды» (1968)
«Иметь или Быть» (1976)
«Искусство любить»