Культура и этнос как основные категории этнопсихологии

Содержание

Слайд 2

9 января 1991 г. Женева переговоры иракского министра иностранных дел Тарика

9 января 1991 г. Женева
переговоры иракского министра иностранных дел Тарика

Азиза и госсекретаря США Джеймса Бейкера

С 16 на 17 января 1991 г. Кувейт
Начало операции «Буря в пустыне»

ОПЕРАЦИЯ «БУРЯ В ПУСТЫНЕ»

Слайд 3

Рассматриваемые вопросы лекции 1. Понятие культуры в психологии, ее основные характеристики.

Рассматриваемые вопросы лекции

1. Понятие культуры в психологии, ее основные характеристики.
2. Факторы

формирования культуры и последствия культуры.
3. Психологические измерения культур (Г. Триандис).
4. Понятие этноса в этнопсихологии.
5. Подходы к пониманию природы этноса.
6. Психический склад этноса его компоненты и структура. Этнический /национальный/ характер
7. Концепция пассионарности Л.Н.Гумилева в объяснении этнической истории земли
Слайд 4

Определение культуры В научной литературе насчитывается более 200 определений культуры Херсковиц:

Определение культуры

В научной литературе насчитывается более 200 определений культуры
Херсковиц: «культура –

это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религии, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.). (Херсковиц, 1955)
Тайлор определил культуру как все способности и привычки, усвоенные членами общества (Тайлор, 1865).
Линтон назвал культуру социальным наследием (Линтон, 1936)
Кребер и Клукхольн (Клакхолн) определили культуру как паттерны поведения, усвоенного и переданного посредством символов, и паттерны, обеспечивающие это поведение, которые составляют особые достижения человеческих групп, включая их воплощение в артефактах (Кребер, Клукхольн, 1952)
Слайд 5

Определение культуры Триандис противопоставил объективные аспекты культуры, такие как орудия труда,

Определение культуры

Триандис противопоставил объективные аспекты культуры, такие как орудия труда, субъективным

аспектам, таким как слова, общие представления, установки, нормы, роли и ценности (Триандис, 1972).
Яхода утверждает, что культура – это описательный термин, который охватывает не только правила и значения, но также и поведение (1984).
Некоторые теоретики описывали культуру в терминах личности, а другие – как общие символьные системы, выходящие за рамки индивидов. Берри, Пуртинга, Сегалл и Дасен определяют культуру просто как единый образ жизни группы людей (Берри и др., 2007).
Холл понимал культуру как общение (Холл, 1959),
Хофстед рассматривал культуру как компьютерную программу, регулирующую поведение (Хофстед, 1980),
Гиртц говорил, что культура это то, что наделено общим смыслом (Гиртц, 1973).
Д. Мацумото определяет культуру как динамическую систему правил, эксплицитных и имплицитных, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколения в поколение, относительно устойчивые, но способные изменяться во времени.
Слайд 6

Шесть основных классов определений культуры (Кребер, Клукхольн, (1952) Описательные определения; Исторические

Шесть основных классов определений культуры (Кребер, Клукхольн, (1952)

Описательные определения;
Исторические определения

(в этих определениях внимание привлекается к культурному наследию, традициям);
Нормативные определения (в одних из этих определений культура рассматривается как образ жизни, в других – как ценности и идеалы, в третьих – как материальные и социальные ценности, в том числе и институты, обычаи, установки, поведенческие реакции);
Психологические определения (опираются на психологические феномены: например, приспособление, культурная адаптация, решение проблем, обучение, навыки);
Структурные определения (это модели организации культуры. Культура – не комплекс обычаев, а способ формирования единой модели внутрисвязанных феноменов);
Генетические определения (в данных определениях культура истолковывается с позиции ее происхождения, а основное внимание фиксируется на том, что все материальные объекты, верования, установки функционируют в контексте «символирования»)
Слайд 7

Определение культуры Культура - совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов

Определение культуры

Культура - совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения,

которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них (Лебедев, 2011)
Слайд 8

Характеристики культуры Мы наблюдаем поведение, в котором проявляется культура, но не

Характеристики культуры

Мы наблюдаем поведение, в котором проявляется культура, но не ее

саму. В этом смысле (культура является абстрактным понятием, которое, однако, помогает объяснить различия в поведении представителей разных культур).
Культура - не статичное явление, она всегда находится в изменении. Изменение в поведении людей с необходимостью влечет изменения в культуре.
Также культура:
самодостаточна (надорганичность),
целостна,
имеет внутренние и внешние проявления,
осуществляет контроль над поведением,
определяет менталитет,
культура представляет собой устойчивые повторяющиеся образцы поведения и деятельности.
Слайд 9

Феномены и элементы культуры «Внешние» элементы культуры - открыты и доступны

Феномены и элементы культуры

«Внешние» элементы культуры - открыты и доступны наблюдателю

(обычаи, традиции).
«Внутренние» элементы - скрывающиеся за поведением, их нельзя наблюдать извне, часто они даже не осознаются индивидом. (правила общения, нормы поведения).
Объективные элементы – это предметы, которые мы можем фактически увидеть и потрогать (одежда, артефакты, посуда, архитектура и др.).
Субъективные элементы культуры – это элементы, которые мы не можем увидеть или потрогать, но знаем, что они существуют (социальные нормы, обычаи, установки, ценности).
Именно субъективные элементы чаще всего являются предметом анализа психологов. Субъективные элементы культуры характеризуются через специфические социально-психологические характеристики, которые рассматриваются как значимые результаты, продукты или составляющие культуры, включая установки, ценности, представления, мнения, нормы, обычаи, ритуалы (они называются доменами), а также через общие тенденции, которые влияют на поведение и отражают значимые аспекты культурной вариабельности (они называются показателями).
Слайд 10

Мы не можем забронировать Вам комнату в указанные сроки Мы забронировали

Мы не можем забронировать Вам комнату в указанные сроки
Мы забронировали

Вам комнату в указанные сроки

Вы бронируете отель и после этого получаете такое уведомление, как вы его проинтерпретируете?

Слайд 11

Элементы культуры Культурно-специфические элементы. Когда исследователь изучает культуры сами по себе,

Элементы культуры

Культурно-специфические элементы. Когда исследователь изучает культуры сами по себе, то

в основном выделяются эмик-элементы культуры (специфические)
Универсальные. Когда исследователь сравнивает культуры друг с другом – появляется основание для выявления этик-элементов, то есть универсальных элементов культуры
Слайд 12

Факторы, влияющие на формирование культуры Среда, Плотность населения, Технология, Климат, История.

Факторы, влияющие на формирование культуры

Среда,
Плотность населения,
Технология,
Климат,
История.

Слайд 13

Разделение мира на 6 «культурных регионов» 1. Европа и те регионы,

Разделение мира на 6 «культурных регионов»

1. Европа и те регионы, на

которые европейская культура оказала сильное влияние.
2. Южная Африка и район Сахары
3. Восточная Азия (Япония и Китай) и Южная Азия (например, Индия)
4. Острова Тихого океана, включая австралийский аборигенов
5. Индейцы Северной Америки
6. Индейцы Южной Америки
Burton et all., 1992 – существует еще 7 регион
Слайд 14

Аспекты, влияющие на культурную дистанцию 1. Язык (лингвистические семьи) 2. Структура

Аспекты, влияющие на культурную дистанцию

1. Язык (лингвистические семьи)
2. Структура семьи (полигамия,

полиандрия, моногамные семьи, расширенные). Todd (1983) – 8 типов семейных структур
3. Религия (христианство, буддизм, иудаизм, ислам, индуизм, синтоизм, языческие культы)
4. Уровень жизни (показатель ВВП на душу населения)
5. Ценности (культуры различаются по значимости, например, ценности почитания традиций (Shwartz, 1992))
Слайд 15

Психологические измерения культур Культурные синдромы - определенный набор ценностей, установок, верований,

Психологические измерения культур

Культурные синдромы - определенный набор ценностей, установок, верований, норм

и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.
Триандис выделил «индивидуализм-коллективизм», «простоту-сложность культуры», «открытость-закрытость».
Малдер и позже Хофстед использовали показатель «дистанция власти» (степень неравенства во власти между менее и более влиятельными индивидами).
Мацумото предложил несколько модифицированную версию «дистанции власти», названную дифференциацией статуса (в какой степени культуры поддерживают различия в статусе у своих представителей).
Хофстед также предложил показатель избегание неопределенности (то, в какой степени культуры развивают институты и ритуалы, призванные справиться с тревогой, которая вызвана неопределенностью и двусмысленностью), и маскулинность (то, в какой степени культуры поддерживают традиционные гендерные различия среди своих представителей).
Пелто предложил классифицировать культуры по показателю напряженности (степени их внутренней гомогенности).
Холл полагал, что культуры можно дифференцировать согласно показателю контекстуализации (высококонтекстуальные культуры способствуют дифференцированному поведению в соответствии со специфическим контекстом, низкоконтекстуальные культуры минимизируют различия в поведении, вызываемые контекстом).
Слайд 16

Психологические измерения культуры (У. и К. Стефаны) 11 психологических измерений культуры:

Психологические измерения культуры (У. и К. Стефаны)

11 психологических измерений культуры:
индивидуализм

- коллективизм;
степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм;
степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах;
маскулинность - феминность;
оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;
сложность культуры, степень ее дифференциации, эмоциональный контроль;
близость контактов или допустимые во времени общения дистанции и прикосновения;
дистанция власти; высокая - низкая контекстность или максимизация - минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации;
дихотомия человек / природа или степень господства человека над природой
Слайд 17

Культурные синдромы по Триандису ГарриТриандис Четыре универсальных культурных синдромов, которые имеются

Культурные синдромы по Триандису

ГарриТриандис

Четыре универсальных культурных синдромов, которые имеются во всех

культурах:
Культурная сложность (cultural complexity)
Культурное давление или жесткость/рыхлость (закрытость/открытость)(cultural tightness)
Коллективизм (вертикальный и горизонтальный)
Индивидуализм (вертикальный и горизонтальный)
Слайд 18

Культурные синдромы по Триандису «Сложность культуры» Чем более сложной является культура,

Культурные синдромы по Триандису

«Сложность культуры»
Чем более сложной является культура, тем


Люди более разграничивают объекты и события окружающей среды.
Большее количество профессий.
Высокая сложность исполнения религиозных культов.
Больше информации.
Люди более внимательно относятся ко времени.
Более высокая специфичность социальных ролей.
Особенности семейной структуры (U-образная зависимость)
Очень сложные культуры: США, Япония
Культуры средней сложности: Греция, Италия
Более простые культуры: некоторые культуры Африки, Латинской Америки
Слайд 19

Слайд 20

Культурные синдромы по Триандису «Культурное давление» жесткость/рыхлость или закрытость/открытость Жесткие (закрытые)

Культурные синдромы по Триандису

«Культурное давление» жесткость/рыхлость или закрытость/открытость
Жесткие (закрытые) культуры

(Pelto, 1968) имеют четкие нормы, которые прочно внедряются и закрепляются в сознании ее членов.
Отклонений от нормативного поведения фактически не допускается, а на нарушителей норм накладываются суровые санкции (Япония, Греция)
Рыхлые (открытые) культуры имеют или неопределенные нормы или допускается отклонение от норм. Теократические культуры – это прототипично жесткие культуры, хотя некоторые современные, относительно самодостаточные культуры (Гонконг и Таиланд )
В жестких/закрытых культурах людям присуще чувство тревоги, так как их поведение легко может быть трактовано как «несоответствующее» норме. Они предпочитают в поведении предсказуемость, определенность, безопасность. Им важно знать, что другие люди намерены делать, и если те поступают непредсказуемо, это сильно расстраивает представителей жестких/закрытых культур.
Слайд 21

Культурные синдромы по Триандису «Культурное давление» жесткость/рыхлость или закрытость/открытость Факторы, связанные

Культурные синдромы по Триандису

«Культурное давление» жесткость/рыхлость или закрытость/открытость
Факторы, связанные с

жесткостью/рыхлостью
Высокая гетерогенность, плюралистичность культур,
Географическая мобильность.
Урбанизированность
Расположение на стыке культур (внутри какой-то культуры)
Наличие большого пространства между территориями проживания
Климат
Слайд 22

Культурные синдромы по Триандису

Культурные синдромы по Триандису

Слайд 23

Культурные синдромы по Триандису «Индивидуализм-коллективизм» Коллективизм: интересы группы, цели группы прева­лируют

Культурные синдромы по Триандису

«Индивидуализм-коллективизм»
Коллективизм: интересы группы, цели группы прева­лируют над

интересами и целями индивида. Привязанности формируются у людей на основе родителей и наставников, групповые нормы являются более важным регулятором поведения, доминирует безличная атрибуция, человек подстраивается под ситуацию. В большинстве коллективистских обществ семья состоит из довольно большого количества людей, живущих под одной крышей (большая семья). «Мы-группа» отличает себя от других групп в обществе и является источником создания собственной идентичности. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения зависи­мости. Нару­шение лояльности к группе считается тяжким проступком. Прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой и нежелательной (Китай, Корея, Япония, Тайвань, Индонезия, Индия, страны Ближнего Востока, Гватемала, Панама, Венесуэла, Колумбия, Пакистан, и др.).
Индивидуализм - Индивидуальные цели ее членов более важны, чем групповые. Людям в этих культурах свойственно образовывать собственные дружеские привязанности, их поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами, доминирует личная атрибуция, человек не подстраивается под ситуацию, а пытается ее изменить. В таких обществах семьи включают только родителей и их детей. В основе классификации других людей лежит не их групповая принадлежность, а индивидуальные признаки. Универсальная шкала ценностей к «своим» и «чужим».
(США, Австралия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Скандинавские страны, Бельгия, Дания, Франция, Северная Италия, Ирландия, Германия.)
К культурам смешанного типа, в которых наблюдаются черты как коллективистских, так и индивидуалистичеких культур, принадлежат Россия, страны Латинской Америки, а также некоторые культуры стран Южной Европы – Греция, Южная Италия, Испания, Португалия
Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Этнодифференцирующие факторы Общность территории проживания Наличие общего исторического прошлого Единого языка

Этнодифференцирующие факторы

Общность территории проживания
Наличие общего исторического прошлого
Единого языка
Единство культуры 
Общие психологические

характеристики
Осознаваемость общности - отражается в сознании своего единства и отличия от других общностей
Наличие самоназвания и общего имени для своей группы
Слайд 27

Понятие «этнос» Впервые термин имел письменную фиксацию в греческих памятниках, относящихся

Понятие «этнос»

Впервые термин имел письменную фиксацию в греческих памятниках, относящихся к

периоду VIII-IV вв. до н.э.
Ю.К. Поплинский отмечает, что в древнегреческих словарях слово «этнос» имело более 10 значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, класс людей, иноземное племя, язычники (новозаветные тексты Библии), стадо, рой и др.
В Толковом словаре В. Даля под словом «народ» приведен похожий набор значений: люди вообще, племя, чернь, простолюды, множество людей, толпа; в архаических говорах – толпа, множество скота.
Первое научное определение (С.М. Широкогоров, 1923)
Этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, определенный уклад жизни, обладающих комплексом обычаев, хранимых, освященных традиций и отличаемых ею от таковых других.
Для психологов этнос (в пер. с греческого – народ) – это устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко)
Слайд 28

Характерные признаки этноса (этнодифференцирующие признаки) общность территории проживания, наличие общего исторического

Характерные признаки этноса (этнодифференцирующие признаки)

общность территории проживания,
наличие общего исторического прошлого,
эндогамия,
единый язык,


общая культуры, 
особенностей психики,
этнические признаки, отражающие реальные различия,
этническое самосознание
Слайд 29

Подходы к пониманию природы этноса примордиалистский (социобиологический, эволюционно-исторический), инструменталистский, конструктивистский.

Подходы к пониманию природы этноса

примордиалистский (социобиологический, эволюционно-исторический),
инструменталистский,
конструктивистский.

Слайд 30

Примордиалистский подход Социобиологическое направление. Сторонники этого направления объясняют этничность с помощью

Примордиалистский подход

Социобиологическое направление. Сторонники этого направления объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических

идей, интерпретируют этнос как изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества, «расширенную группу». Л.Н. Гумилев считал этнос географическим, природным, биологическим, а не социальным феноменом. Однако, культуру, создаваемую этносом, он понимает как социальное явление. (С.М. Широкогоров -представитель данного направления)
Эволюционно-историческое. Представители этого направления рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами – языком, культурой, идентичностью, которые отличают их от других групп. Данное направление доминировало в мировой и отечественной науке до 60-70 гг. (Ю.В. Бромлей, С.В. Лурье и др.)
Слайд 31

Инструменталистский подход Сторонники этого подхода ориентируются не на поиск объективных оснований

Инструменталистский подход

Сторонники этого подхода ориентируются не на поиск объективных оснований этничности

(инструментализм принимает этнос как факт, должность), а на выявление тех функций, которые выполняют общность и этносы.
В основе сохранения этнических общностей лежит потребность людей в преодолении отчуждения. Основу данного подхода составляют социально-психологические теории личности и общения. Этническая группа способна поддерживать людей в реализации потребностей, побуждающих людей к равенству, достоинству. Этническая группа мобилизует людей на осуществление потребностей.
Примером инструменталистского подхода к этничности может служить информационная концепция этноса, в которой на первый план выходит понимание сути этнического разделения людей имеющего не столько биологическую или социальную, сколько информационную (когнитивную) природу (С.А. Арутюнов, Н.Н. Чебоксаров и др. )
Слайд 32

Конструктивистский подход Этнические общности формируются на основе этнических чувств, которые возможны

Конструктивистский подход

Этнические общности формируются на основе этнических чувств, которые возможны благодаря

дифференциации культур.
В контексте этнических чувств формируются представления, которые являются интеллектуальным конструктом ученых, писателей, политиков.
Благодаря различным каналам коммуникации эти конструкты передаются широким слоям населения. В мобилизации этнических групп на различные действия ведущую роль играют лидеры (Тишков В.А., Стефаненко Т.Г.и др. )
Слайд 33

Психологический склад этноса Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и

Психологический склад этноса

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами

этнической общности различных сторон окружающей действительности.
Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды.
Целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса.
В процессе развития каждый этнос создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.
Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.
В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.
Слайд 34

Элементы психологического склада этноса этнический характер этнический темперамент этнические обычаи и традиции

Элементы психологического склада этноса

этнический характер
этнический темперамент
этнические обычаи и традиции

Слайд 35

Этнический характер Отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос

Этнический характер

 Отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от

другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса.
Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее этнический характер.
Черты этнического характера могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты этнического характера кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психологическом складе этноса.
Этнический характер объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.
Некоторые ученые сводят вопрос об этническом характере к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа.
В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса.
Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса.
Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.
Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.
Слайд 36

Этнический темперамент – внешнее выражение этнического характера. – это определенный стандарт

Этнический темперамент

 – внешнее выражение этнического характера.
– это определенный стандарт реагирования

на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.
У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.
Этнический темперамент максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…
Этнический темперамент обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.
Слайд 37

Этнические обычаи и традиции Это «статические элементы» психологического склада этноса. Обусловлены

Этнические обычаи и традиции

Это «статические элементы» психологического склада этноса. Обусловлены как

объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.
Обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.
Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.
Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные собственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно.
Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.
Слайд 38

Культурные измерения по Г. Хофстеду Индивидуализм (IDV) – идентификация (к культурам

Культурные измерения по Г. Хофстеду

Индивидуализм (IDV) – идентификация (к культурам индивидуалистического

типа относятся культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Дании, Франции, Италии, Ирландии, Германии и др. Коллективистскими можно считать культуры Кореи, Пакистана, Перу, Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики, Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии, Японии, Китая и др. Традиционную русскую культуру также принято причислять к культурам коллективистского типа).
Дистанция власти (PDI) – иерархия (высокий уровень дистанции власти характерен для большинства африканских, латиноамериканских и арабских культур, а также для Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Турции, Таиланда, Югославии, Бельгии, Франции и др. Культуры с низкой дистанцией власти — это культуры Австрии, Дании, Израиля, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Германии, Великобритании, Канады, США и др.)
Маскулинность (MAS) пол, гендер (культурами «маскулинного типа» считаются культуры Австралии, Австрии, Колумбии, Германии, Великобритании, Ирландии, Италии, Японии, Мексики, Филиппин, Южной Африки, Швейцарии, Венесуэлы, США, Канады и др. К культурам «фемининного типа» относятся культуры Чили, Коста-Рики, Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Югославии и др. Согласно мнениям некоторых зарубежных исследователей, традиционную русскую культуру можно считать культурой «фемининного» типа).
Избегание неопределенности (UAI) – правильность, истинность (высокий уровень избегания не-определенности характерен для культуры стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Греции, Бельгии, Франции, Испании, Израиля, Японии, Кореи, Португалии, Югославии и др. Низкий уровень избегания неопределенности характерен для культур Дании, Великобритании, Гонконга, Ямайки, Сингапура, Малайзии, Ирландии и др.)
Долговременная ориентация (LTO)
Слайд 39

Измерения культур по некоторым странам мира, согласно Г. Хофстеду

Измерения культур по некоторым странам мира, согласно Г. Хофстеду

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СОЧЕТАНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСОВ "ДИСТАНЦИИ ВЛАСТИ" И "ИЗБЕГАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ"

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СОЧЕТАНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСОВ "ДИСТАНЦИИ ВЛАСТИ" И "ИЗБЕГАНИЯ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ"
Слайд 51

Ф. Тромпенаарс Ч.Хампден–Тернер

Ф. Тромпенаарс Ч.Хампден–Тернер

Слайд 52

Измерения культур Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера: 1.Взаимоотношения с другими людьми Универсализм

Измерения культур Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера:

1.Взаимоотношения с другими людьми
Универсализм –

партикуляризм (universalism vs. particularism) (правила – связи).
Коллективизм – индивидуализм (individualism vs. collectivism) (группа – индивид).
Нейтральность-эмоциональность/аффективность (emotional vs. neutral) (диапазон явно выражаемых чувств),
Конкрентность/специфичность – диффузность (specific vs. diffuse) (степень вовлечения),
Достижение – аскрипция/происхождение (achievement vs. ascription) (как определяют статус человека).
2.Отношение ко времени
Краткосрочная–долгосрочная временная ориентация (long term orientation vs. short term orientation)
3.Отношение к природе и окружающему миру
Внутренний–внешний контроль окружающей среды (internal vs. external control)
Слайд 53

Определение различий

Определение различий

Слайд 54

Определение различий

Определение различий

Слайд 55

Определение различий

Определение различий

Слайд 56

Определение различий

Определение различий

Слайд 57

Сочетание эмоций и участия Нейтральное Эмоциональное

Сочетание эмоций и участия

Нейтральное

Эмоциональное

Слайд 58

Достижение – аскрипция/происхождение (то, как определяют статус человека) Достигнутый статус –

Достижение – аскрипция/происхождение (то, как определяют статус человека)

Достигнутый статус –

на основании заслуг человека
Приписанный (аскриптивный) – КЕМ является человек
Основания аскрипции:
Возраст
Пол
Связи в обществе
Образование
Профессия
Слайд 59

Определение различий

Определение различий

Слайд 60

Как мы распоряжаемся временем? Концепция времени на Западе и на Востоке

Как мы распоряжаемся временем?

Концепция времени на Западе и на Востоке (линейное

и циклическое время)
Ориентация на прошлое, настоящее и будущее (Клакхон и Стродтбек)
Монохронное (последовательное) и полихронное(синхронное) время (Э. Холл)
Слайд 61

Определение ориентации во времени

Определение ориентации во времени

Слайд 62

Дилемма: внешний контроль – внутренний контроль Сделайте свой выбор из этих

Дилемма: внешний контроль – внутренний контроль

Сделайте свой выбор из этих утверждений
1.

Необходимо контролировать природные силы (например, погоду, генотип животных и растений и т.д.).
2. Природа должна следовать своим путем развития, а людям остается принимать все, как есть, и делать в этих условиях то, что от нас зависит.
Слайд 63

Полярные культуры по измерению внешний – внутренний контроль

Полярные культуры по измерению внешний – внутренний контроль

Слайд 64

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР (по Р.Льюису) моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented), четко планирующие

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР (по Р.Льюису)

моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented), четко планирующие

деятельность;
полиактивные, ориентированные на людей (people-oriented), словоохотливые и общительные;
реактивные, интровертивные, ориентированные на сохранение уважения (respect-oriented listeners).
Итальянцам кажется, что немцы чопорны и живут по часам;
немцам итальянцы представляются беспорядочно жестикулирующими; японцы наблюдают и спокойно учатся у тех и других
Слайд 65

Шкала линейной активности и полиактивности

Шкала линейной активности и полиактивности

Слайд 66

Характерные черты народов разных культур

Характерные черты народов разных культур

Слайд 67

Слайд 68

Моноактивные и полиактивные культуры Моноактивные народы (шведы, швейцарцы, датчане, немцы) делают

Моноактивные и полиактивные культуры
Моноактивные народы (шведы, швейцарцы, датчане, немцы) делают в

данный промежуток времени одно дело, полностью сосредоточиваются на нем и выполняют по заранее составленному графику. Такие люди полагают, что при такой организации труда они смогут действовать более эффективно и успеют сделать больше.
Полиактивные люди уверены, что наиболее продуктивен именно их способ действий. Полиактивных людей не очень заботят расписания и пунктуальность. Представители полиактивных культур очень легко перестраиваются. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком. Полиактивные люди не любят обрывать беседу на полуслове. Для них завершить межличностное взаимодействие — наилучшая форма инвестирования времени.
Когда люди, принадлежащие к моноактивной культуре, работают вместе с людьми культуры полиактивной, они испытывают взаимное раздражение. До тех пор пока одна сторона не приспособится к другой — а это удается редко, — будут возникать постоянные конфликты.
Слайд 69

Реактивные (слушающие) культуры Представители данных культур редко инициируют действия или дискуссии,

Реактивные (слушающие) культуры
Представители данных культур редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая

сначала выслушать и выяснить позицию других, затем откликнуться на нее и сформулировать свою собственную.
К реактивным культурам следует отнести Японию, Китай, Тайвань, Сингапур, Корею, Турцию и Финляндию.
Народы реактивных культур слушают, прежде чем взяться за что-либо. Они лучшие в мире слушатели, поскольку концентрируются на том, что им говорят, не позволяя своим мыслям отклоняться в сторону (что трудно для латиноамериканцев), и практически никогда не прерывают говорящего, пока продолжается рассуждение, речь или презентация. Выслушав, они не торопятся с ответом. Приличествующий период молчания после того, как говорящий остановится, демонстрирует уважение к весомости замечаний, которые должны быть рассмотрены неспешно и с должным вниманием.
Даже когда представители реактивной культуры приступают к ответу, они вряд ли сразу выскажут определенное мнение. Более вероятной тактикой будет постановка вопросов в отношении сказанного с целью прояснить намерения и ожидания говорящего.
Слайд 70

При встрече с реактивной культурой следует: • внимательно слушать; • понимать

При встрече с реактивной культурой следует:

• внимательно слушать;
• понимать намерение собеседника;

некоторое время хранить молчание, чтобы оценить значение сказанного;
• затем задавать уточняющие вопросы;
• конструктивно реагировать;
• поддерживать определенную степень непроницаемости;
• уметь приспосабливаться к сильным сторонам и достижениям партнера;
• улучшать их;
• совершенствовать;
• доводить до совершенства, если можно.
Реактивные люди имеют большой запас энергии. Они экономны в движениях и усилиях. Тем не менее они всегда создают впечатление потенциально сильных. Они редко агрессивны и не стремятся к лидерству (в случае Японии это несколько удивляет, принимая во внимание ее мощь).
Франция, Великобритания и США, с другой стороны, без колебаний брали на себя мировое лидерство в периоды своего экономического или военного превосходства.
Слайд 71

Страны реактивных (слушающих) культур * В реакции заметны моноактивные тенденции. ** В реакции заметны полиактивные тенденции.

Страны реактивных (слушающих) культур

* В реакции заметны моноактивные тенденции.
** В реакции

заметны полиактивные тенденции.