Невербальная коммуникация

Содержание

Слайд 2

План Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения. Мимика лица. Визуальное общение.

План

Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения.
Мимика лица. Визуальное общение.
Жесты.
Позы.
Звуки.
Дистанции.
Манера одеваться.

Слайд 3

1. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения. Невербальная – неречевая коммуникация.

1. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения.

Невербальная – неречевая коммуникация.
С помощью

вербальных средств человек передает и получает лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств (Е.И.Рогов).
Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс выделяют следующие элементы невербального общения:
кинесика (жесты, мимика, пантомимика);
проксемика (место и время общения);
такесика (прикосновения)
Слайд 4

Н.И.Шевандрин называет следующие виды невербальных средств общения: визуальные; акустические; тактильные; ольфакторные.

Н.И.Шевандрин называет следующие виды невербальных средств общения:
визуальные;
акустические;
тактильные;
ольфакторные.

Слайд 5

Визуальные: кинесика (движения рук, головы, ног, туловища, походка); выражение лица, выражение

Визуальные:
кинесика (движения рук, головы, ног, туловища, походка);
выражение лица, выражение глаз;
поза, осанка,

положение головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение);
Слайд 6

проксемика (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные

проксемика (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
вспомогательные

средства (подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения – признаки пола, возраста, расы);
средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, предметы в руках).
Слайд 7

Акустические: паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность – громкость, тембр, ритм,

Акустические:
паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность – громкость, тембр, ритм,

высота звука);
экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель).
Слайд 8

Тактильные (такесика): прикосновения; пожатие руки; объятие; поцелуй.

Тактильные (такесика):
прикосновения;
пожатие руки;
объятие;
поцелуй.

Слайд 9

Ольфакторые: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.

Ольфакторые:
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный запахи

человека.
Слайд 10

Основные задачи невербальной коммуникации: создание и поддержка контакта, регуляция процесса общения;

Основные задачи невербальной коммуникации:
создание и поддержка контакта, регуляция процесса общения;
придание новых

смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.
Слайд 11

2. Мимика лица. Визуальное общение Мимика – выразительные движения мышц лица.

2. Мимика лица. Визуальное общение

Мимика – выразительные движения мышц лица.
Мимика позволяет

выражать разнообразные чувства и настроения, помогает излагать мысли полнее, точнее, понятнее для слушателей, передавать настроение, отношение к предмету разговора.
Слайд 12

Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации. Когда смотрим на говорящего, то

Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации.
Когда смотрим на говорящего, то

это:
подчеркивает заинтересованность собеседником;
помогает сосредоточиться и понять то, что он говорит.
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

С.Дерябо, В.Ясвин дают подробное описание значений выражения глаз: Слишком широко открытые

С.Дерябо, В.Ясвин дают подробное описание значений выражения глаз:

Слишком широко открытые глаза,

«вытаращенные»:
бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи;
неожиданность, удивленное восхищение;
возникшая вдруг наивная радость;
испуг, ужас;
огромное любопытство;
полная беспомощность, неспособность понять;
пришедшее вдруг понимание.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Прищуренный взгляд: пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-либо действие; когда

Прищуренный взгляд:
пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-либо действие;
когда

он направлен вбок – коварство, хитрость;
при наклоне головы в сторону суженный взгляд – припоминание.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Закрытые глаза: сосредоточенность на самом себе; тщательное обдумывание; наслаждение; кратковременное прикрывание глаз означает согласие, понимание.

Закрытые глаза:
сосредоточенность на самом себе;
тщательное обдумывание;
наслаждение;
кратковременное прикрывание

глаз означает согласие, понимание.
Слайд 27

Слайд 28

Пустой взгляд – крайняя степень скуки, полное безразличие. Взгляд сверху вниз

Пустой взгляд – крайняя степень скуки, полное безразличие.
Взгляд сверху вниз –

превосходство, гордость, презрение.
Взгляд искоса через плечо – пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение.
и др.
Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

3. Жесты Жесты – движения рук. Значение движений различно, например: потрагивание

3. Жесты

Жесты – движения рук.
Значение движений различно, например:
потрагивание или легкое

потирание носа – знак сомнения;
пощипывание переносицы, сочетающееся с закрытыми глазами – сосредоточенность и напряженное размышление и др.
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Е.И.Рогов указывает, что Р.Волос предлагает следующую классификацию жестов: «я-жесты», выражающие внутреннее

Е.И.Рогов указывает, что Р.Волос предлагает следующую классификацию жестов:
«я-жесты», выражающие внутреннее

состояние человека:
жест, выражающий забывчивость – легкий удар пальцами по лбу;
недоумение или незнание – пожимание плечами;
облизывание губ языком – удовольствие или его предвосхищение.
Слайд 35

«жесты-усилители»: потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег; почесывание затылка или за ухом.

«жесты-усилители»:
потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег;

почесывание затылка или за ухом.
Слайд 36

Слайд 37

«количественные жесты»: вот такой вышины; вот такой ширины. «он-жесты» (отношение к

«количественные жесты»:
вот такой вышины;
вот такой ширины.
«он-жесты» (отношение к другому

человеку):
вращательное движение пальцем возле лба и др.
Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

4. Позы Свои чувства человек может выражать телодвижениями. поза сидя, наклонившись

4. Позы

Свои чувства человек может выражать телодвижениями.
поза сидя, наклонившись слегка вперед

– внимание, сосредоточенность;
сидя, облокотившись на спинку стула и положив нога на ногу – отсутствие интереса;
поза «руки на пояс» - агрессия;
сидение на краешке стула, сжав колени – активность, жизнерадостность, непоседливость и др.
Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

5. Звуки Акустическая система включает: качество голоса (тембр- качество звука, его

5. Звуки

Акустическая система включает:
качество голоса (тембр- качество звука, его окраска;

высота; тональность; громкость);
интонации;
темп речи (скорость);
ударения.
Слайд 55

Характеристики устной речи: Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора.

Характеристики устной речи:
Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора.
Биофизические отличия

позволяют определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние говорящего.
Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого.
Слайд 56

Социально-профессиональная система показателей связана с положением человека в обществе, его профессией.

Социально-профессиональная система показателей связана с положением человека в обществе, его профессией.
Национально-социальные

характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран.
Слайд 57

6. Дистанции Е.И.Рогов указывает, что Э.Холл выделил 4 пространственных зоны: Интимная

6. Дистанции

Е.И.Рогов указывает, что Э.Холл выделил 4 пространственных зоны:
Интимная зона (15-45

см.).
Личная зона (45-120 см.).
Социальная зона (120-400 см.).
Общественная, или публичная зона (более 4 м.).
Слайд 58

7. Манера одеваться Ю.С. Крижановская, В.П.Третьяков провели исследование, в котором изучали

7. Манера одеваться

Ю.С. Крижановская, В.П.Третьяков провели исследование, в котором изучали влияние

силуэта и цвета одежды на восприятие человека его партнерами по общению.
Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируется с высоким статусом.
Слайд 59

Одежду, которая придает телу мягкие, округлые формы (рукав реглан, свитер свободной

Одежду, которая придает телу мягкие, округлые формы (рукав реглан, свитер свободной

формы, расклешенные юбки и т.д.), связывают с низким статусом.
Одежда ахроматических тонов (белый, черный, серый) ассоциируется с высоким статусом.
Одежда хроматических тонов воспринимается как менее статусный атрибут.
Слайд 60

Важен в целом внешний вид педагога: одежда; прическа; обувь; походка и пр.

Важен в целом внешний вид педагога:
одежда;
прическа;
обувь;
походка и

пр.
Слайд 61

Основная литература Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг. – М., 2006. – С.

Основная литература

Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг. – М., 2006. – С. 5-95.
Монина

Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб: Речь, 2010. – С.34-39.
Слайд 62

Дополнительная литература Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического

Дополнительная литература

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства.

– М., 1996.
Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999.
Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб., 2008.
Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1996.
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2003.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.