Психологический эволюционизм Ф. Гиддингса

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

американский социолог, президент Американского социологического общества (1908). Первым в США получил

американский социолог,
президент Американского социологического общества (1908).
Первым в США получил

должность "полного профессора" социологии в Колумбийском университете в 1894 г. 
Основатель первой в США кафедры социологии
Слайд 4

Слайд 5

Данная картинка посвящена личности социолога Ф.Гиддингса. Картина подтверждает, что Гиддингс не

Данная картинка посвящена личности социолога Ф.Гиддингса. Картина подтверждает, что Гиддингс не

сомневается в психологическом «происхождении социологии». Однако в отличии от психологии, которая занимается изучением проявления индивидуального разума, социология затрагивает наиболее сложные и специализированные явления разума.
Шарж подтверждает, что основной идеей социологии Гиддингса является идея о «себе подобного сознания» (Сам Гиддингс, сидящий в своей же голове).
Гиддингс также изучал непосредственные контакты между индивидами в рамках «первичных групп». В свою очередь, это такие группы, связь в которых поддерживается личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Данное явление и отражают брелоки на ключнице в руках социолога.
Слайд 6

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: "Принципы социологии" (1896), -главный труд, идея психологического эволюзионизма "Теория

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:

"Принципы социологии" (1896), -главный труд, идея психологического эволюзионизма
"Теория социологии" (1897)-

"Элементы социологии" (1898),
"Индуктивная социология" (1901),
"Описательная и историческая социология" (1904),
"Исследования по теории человеческого общества" (1922),
"Научное исследование человеческого общества" (1924),
"Цивилизация и общество" (1932),
Слайд 8

Слайд 9

Как и другие представители этого направления, Гиддингс стремился сочетать органицизм Спенсера

Как и другие представители этого направления, Гиддингс стремился сочетать органицизм Спенсера с идеалистической

интерпретацией общественной жизни.

Мир представляет собой единый организм, состоящий из отдельных органов, каждый из которых относительно самостоятельный организм, а между органическим и неорганическим, живым и неживым нет непроходимой грани.

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. 

Слайд 10

По его мнению, социология - это "наука, которая стремится попять общество

По его мнению, социология - это "наука, которая стремится попять общество

в его целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин"
Слайд 11

Для него общество - организация, которая отчасти создана в процессе бессознательной

Для него общество - организация, которая отчасти создана в процессе бессознательной

(физической) эволюции, и отчасти результат сознательного плана.
Следовательно, социология в процессе изучения общества "должна соединить в себе как субъективное (психическое), так и объективное объяснения" его эволюции.
Слайд 12

"одновременно чувствуют одинаковое ощущение или эмоцию и приходят к одинаковому суждению

"одновременно чувствуют одинаковое ощущение или эмоцию и приходят к одинаковому суждению

или согласованному действию"

Социальный разум

Индивидуальный разум

Индивидуальный разум

Индивидуальный разум

Индивидуальный разум

Индивидуальный разум

Слайд 13

- ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОНО ОРГАНИЗМОМ? «общество есть организация, отчасти создание бессознательной

- ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОНО ОРГАНИЗМОМ?

«общество есть организация, отчасти создание бессознательной эволюции,

отчасти результат сознательного плана. Организация есть комплекс из психических отношений. Однако подобно организму она может проходить через все фазы эволюции»
Оно должно описываться как психофизическое явление – психический организм на физическом основании

Общество

Слайд 14

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ ГИДДИНГСА – ИДЕЯ «СЕБЕПОДОБНОГО СОЗНАНИЯ» =чувство тождества, которое испытывается

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ ГИДДИНГСА – ИДЕЯ «СЕБЕПОДОБНОГО СОЗНАНИЯ»

=чувство тождества, которое испытывается одними

людьми по отношению к другим.
На этом базируется основной постулат, сформулированный Гиддингсом:
«...первичный и элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этим подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, ка- кое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой».
Слайд 15

ТРИ ГРУППЫ КЛАССОВ:

ТРИ ГРУППЫ КЛАССОВ:

Слайд 16

ПОДКЛАССЫ

ПОДКЛАССЫ

Слайд 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, психологический эволюционизм внес определенные уточнения и дополнения в

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психологический эволюционизм внес определенные уточнения и дополнения в классическую

эволюционную схему Г. Спенсера.
Общество по- прежнему рассматривалось как часть природы, где действуют механизмы естественного отбора.
Однако наличие разума у людей и их целенаправленная деятельность по улучшению социальных условий существенно скорректировали действие данных механизмов в обществе и изменили характер борьбы за существование.