Психология объектных отношений

Содержание

Слайд 2

Хайнц Ко́хут (03.05.1913-08.10.1981) американский психоаналитик австрийского происхождения Родился и вырос в

Хайнц Ко́хут (03.05.1913-08.10.1981)  американский психоаналитик австрийского происхождения  

Родился и вырос в Вене,

в еврейской семье, принадлежащей к высшему слою среднего класса.
Получил блестящее и разностороннее общее образование (искусство, иностранные языки),
Продолжил образование на медицинском отделении Венского университета, специализировался в неврологии.

Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго.
В 50-е годы получил широкое признание
С 1957 года Кохут — профессор психиатрии, член правления Чикагского института психоанализа
В 1964—1965 годы Кохут один срок являлся президентом Американской психоаналитической ассоциации.

Слайд 3

С середины 60-х годов и до самой смерти в 1981 году

С середины 60-х годов и до самой смерти в 1981 году Кохут был

предан писательской работе и преподаванию.

монография 1971 года «Анализ самости: системный подход к лечению нарциссических нарушений личности».
В 1977 году вышла вторая книга Кохута «Восстановление самости».
В 1978 году появились первые два тома его работы «Поиски самости», под редакцией Пола Орнштейна.
К моменту смерти его последняя книга «Как лечит анализ?» была практически завершена. Но свет она увидела лишь в 1984 году, подготовленная к печати коллегой Кохута Арнольдом Гольдбергом.

Слайд 4

1959 года Х.Кохут начал развивать свою психологическую теорию «Я» («Селф»), что

1959 года Х.Кохут начал развивать свою психологическую теорию «Я» («Селф»), что

было инициировано работой с пациентами, имевшими «нарциссические расстройства» (неадекватная, заниженная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и не поддававшимися традиционному психоанализу.
Х.Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности к другим.
В основе лежат представления о здоровой самости и ее патологических состояниях.
Х. Кохут под самостью подразумевает нечто вроде «чувства собственной идентичности».
Самость представляется ему «сердцевиной личности»
Слайд 5

Общие положения Нормальное психическое развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с

Общие положения


Нормальное психическое развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим

окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность.
Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с нарциссическим типом характера.

1. Нарциссизм – не патологический феномен, но любое обращение к поддержанию переживаний Я.
2. Детский нарциссизм со временем переходит в более зрелые формы – творчество, эмпатию, юмор, мудрость и многое другое.
3. Зрелый нарциссизм требует для поддержания внутреннего баланса удовлетворения трех потребностей:
в признании своей грандиозности,
в идеализации кого-то сильного и мудрого,
в идентификации с кем-то похожим;
4. Неудовлетворение нарциссических потребностей, напротив, ведет к различным проявлениям психопатологии.

Слайд 6

Структура Самости представляет собой напряженную биполярную конфигурацию, на одном полюсе которой

Структура Самости представляет собой напряженную биполярную конфигурацию, на одном полюсе которой

находятся полюс амбиций, а на другом – полюс идеалов.

полюс амбиций (претензии Я; потребность в достижениях, признании, господстве)

полюс идеалов (идеализированный образ родителей)

Слайд 7

Чтобы защитить свой безмятежный мир, младенец создаёт две новых системы «нарциссического

Чтобы защитить свой безмятежный мир, младенец создаёт две новых системы «нарциссического

совершенства».

1.«идеализированное имаго или образ+ родителя» — является попыткой защитить благополучие младенца путём наделения внешнего объекта безграничной властью и благостью.

2.«нарциссическое „я“» — представляет собой фантазию, что всё хорошее содержится внутри самого младенца, а всё плохое вне его.
Позже Кохут изменил «нарциссическое „я“» на «грандиозное „я“».

Слайд 8

Каждая из двух форм нарциссизма — грандиозность и идеализация — следует

Каждая из двух форм нарциссизма — грандиозность и идеализация — следует

своей собственной траектории развития.

РАЗВИТИЕ

Идеализированное родительское имаго — образ который будет служить источником бесконечной силы, совершенной доброты и безграничной власти — неизбежно подвергается разочаровывающим сравнениям с реальным родителем.

если эти разочарования не оказываются чересчур внезапными или травматичными, имаго медленно, но верно превращается в идеалы

Грандиозное «я» ребёнка, способным достичь всего без каких-либо ограничений, — жаждет получить от родителей или других важных опекунов признание его совершенства и восхищение его поразительными силами.

если ребёнок получает адекватное восхищение, его архаическая грандиозность взрослеет, превращаясь в реалистичные амбиции

Слайд 9

Основная психопатология при нарциссических нарушениях личности определяется тем, что самость этих

Основная психопатология при нарциссических нарушениях личности определяется тем, что самость

этих личностей не была надежно сформирована в раннем детстве;
• В отсутствии эмпатии со стороны родительского объекта самости или в случае его утраты происходило ослабление самости ребенка, сопровождавшееся разнообразными регрессиями и фрагментацией;
• Основная генетическая травма ребенка уходит своими корнями в психопатологию родителей, в их собственные нарциссические фиксации

ПАТОЛОГИИ

Слайд 10

Архаическая Самость - проявления младенчески грандиозного Я у взрослых людей. Фрагментированная

Архаическая Самость - проявления младенчески грандиозного Я у взрослых людей.


Фрагментированная Самость - нарушение связности, чреватое распадом Самости на отдельные части.
Опустошенная Самость - связана с более длительной депрессией, при которой человек уже не способен радоваться развитию и утверждению собственного Я.
Перегруженная/перевозбужденная Самость - неспособность человека облегчить свои страдания (воссоединиться со всемогущим селф-объектом и успокоиться) через фрустрацию эмоциональных потребностей.
Несбалансированная, неупорядоченная Самость - результат дисгармоничного развития объектных отношений в раннем детстве и, в свою очередь, порождает множество проблем в межличностном общении и взаимодействии.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Слайд 11

Х. Кохут фокусировал свое внимание на двух нормальных нарциссических процессах, которые

Х. Кохут фокусировал свое внимание на двух нормальных нарциссических процессах,

которые являются решающими в развитии Самости.
отражение, при котором младенец смотрит на мать и видит свое «я» отраженным в ее радостном взгляде. («Ты видишь меня чудесным. Значит, я чудесен») под «отзеркаливанием» понимается не только отражение грандиозности, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом. Наблюдая собственные положительные качества в сиянии материнских глаз, ребенок чувствует всю свою самоценность.
2. идеализация, начинается с узнавания ребенком своего родителя или другого любимого человека. В этом случае качества собственного «я» - доброта, совершенство, всесилие, значимость, чувство реальности и т. д. проецируются на этого человека («Я вижу тебя чудесной и нахожусь рядом с тобой; значит, я существую и тоже чудесен»)
В объектных отношениях отражения и идеализации ребенок узнает свое «я» с помощью другого человека.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Слайд 12

Цель психотерапии – не в проработке конфликта, а в оказании помощи

Цель психотерапии – не в проработке конфликта, а в оказании помощи

по формированию новой психической структуры Самости пациента.
Главный терапевтический фактор - эмпатия, а главное терапевтическое действие – возмещение раннего дефицита .
Исцеления происходит в результате трёхшагового процесса:
1)анализ защитных проявлений пациента;
2) развёртывание переносов (перенос и взаимоотношения, которые он порождает, принимаются и понимаются аналитиком, и в результате пациент может постепенно интернализовать личность аналитика);
3) эмпатия.

Таким образом психическая организация, которую пациент не смог осуществить с родителями, теперь успешно структурирована, а его здоровье восстановлено

Слайд 13

1. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений

1. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений

личности / Х. Кохут. – М. : Когито-Центр. – 2003. – 308 с.
2. Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М. : Когито-Центр. – 2017. – 316 с.
3. Лейбин, В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. – М. : Территория будущего, 2006. – 568 с.
4. Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 528 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК