Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка В.И.Майков. «Елисей, или раздражённый Вакх». Козьма Прутков Фазиль Искандер. «С

Содержание

Слайд 2

Бурлеск, или бурлеска, - французское слово, происходящее от итальянского burla –

Бурлеск, или бурлеска, - французское слово, происходящее от итальянского burla –

шутка.

Это особый способ изображения явлений,
основанный на несоответствии между темой
и стилистической окраской её языкового
выражения.«высокие» темы передаются
сниженным языком,
а «низкие» - возвышенным.

Слайд 3

Бурлеск как средство художественной изобразительности возникло, когда существовали строгие правила соответствия

Бурлеск как средство
художественной изобразительности
возникло, когда существовали
строгие правила соответствия
жанра

и стиля, в эпоху классицизма.

Почему, как вы думаете?

Слайд 4

М.В.Ломоносов установил, что для воспевания в оде значительных исторических лиц и

М.В.Ломоносов установил,
что для воспевания в оде
значительных исторических
лиц и

их деяний,
для выражения высоких
чувств поэта необходим
«высокий штиль».

Сатира и комедия ,
предмет которых – дела
обычных людей
с их пороками, должны быть
написаны «низким штилем» .

Бурлеск –
нарушение
этих
правил.

Слайд 5

Французский поэт Скаррон в поэме «Перелицованный Вергилий» изобразил античных богов и

Французский поэт
Скаррон в поэме
«Перелицованный Вергилий»
изобразил античных богов
и героев

в будничной
обстановке,
разговорным языком.

Бурлеск
стал признанным
жанром поэзии и способом
создания
сатирических образов.

Позже появился
ряд эпических поэм,
где высокие предметы
описывались
сниженными словами.

Слайд 6

В екатерининскую эпоху в России пользовалась большим успехом поэма В.И. Майкова

В екатерининскую эпоху
в России пользовалась
большим успехом поэма
В.И. Майкова


«Елисей,
или раздражённый Вакх».

В.И.Майков
(1728-1778)

Слайд 7

Прочитайте отрывки из поэмы Майкова. Можно ли назвать текст бурлеском? Почему?

Прочитайте отрывки из поэмы Майкова.
Можно ли назвать текст бурлеском? Почему?
Что придаёт

тексту особую выразительность?

Нептун, с предлинною своею бородой,
Трезубцем, иль, сказать яснее, острогой,
Хотя не свойственно угрюмому толь мужу,
Мутил от солнышка растаявшую лужу
И преужасные в ней волны воздымал
До тех пор, что свой весь трезубец изломал,
Чему все малые робята хохотали,
Снежками в старика без милости метали;

И се настал уже жестокой битвы час…
И с пыли облака густые вверх виются,
Удары громкие по рожам раздаются,
Лиется из носов кровавая река,
Побои чувствуют и спины и бока,
И от ударов сих исходят разны звоны;
Разносятся везде пощечин миллионы.

Слайд 8

Поэт повествует о «подвигах» ямщика Елисея – о его пьяных дебошах,

Поэт повествует
о «подвигах»
ямщика Елисея
– о его пьяных дебошах,

драках,
любовных похождениях.

«Низкие» сцены описаны «высоким» слогом,
что делает их особенно смешными. И тут же
рядом действуют античные божества,
изображённые «низким» слогом,
отчего они стали похожими на русских
крестьян и ремесленников.

Слайд 9

Подвиги пьяницы ямщика Елисея описаны шестистопным ямбом, который обычно употребляли в

Подвиги пьяницы ямщика Елисея
описаны шестистопным ямбом,
который обычно употребляли
в

эпических поэмах.

Картины жизни ямщиков смешны,
потому что «низкая» действительность
не соответствует»высокому» слогу.

Смешным выглядит сочетание
античных имён, архаизмов,
риторических фигур
с просторечными словами.

Архаизмы ( и се, виются), метонимия (битвы час),
риторические восклицания и просторечные слова,
рисующие побоище.

Слайд 10

В чём значение бурлеска? Бурлеск нарушает привычную иерархию явлений, показывает, что

В чём значение бурлеска?

Бурлеск нарушает привычную иерархию явлений, показывает, что высокое

и низкое – явления одной и той же жизни.
Бурлеск позволяет увидеть взаимосвязи тёмных и светлых сторон действительности, единство мира при всех его контрастах.
В эпоху классицизма это было великим открытием. Оно сохранило своё значение и в последующие эпохи.
Слайд 11

Бурлеск как жанр исчез вместе с классицизмом, но приём создания образа,

Бурлеск как жанр исчез вместе с классицизмом, но приём создания образа,

основанный на столкновении слов высоких и просторечных, разных стилистических пластов, широко применяется и по сей день.
Слайд 12

Прочитайте пародию Козьмы Пруткова на стихотворение Н.Щербины. Что делает её смешной?

Прочитайте пародию
Козьмы Пруткова
на стихотворение
Н.Щербины.
Что делает её смешной?

ФИЛОСОФ В

БАНЕ
(С древнего греческого)
Полно меня, Левконоя, упругою гладить ладонью;
Полно по чреслам моим вдоль поясницы скользить.
Ты позови Дискомета, ременно-обутого Тавра;
В сладкой работе твоей быстро он сменит тебя.
Опытен Тавр и силен; ему нипочем притиранья!
На спину вскочит как раз; в выю упрется пятою.
Ты же меж тем щекоти мне слегка безволосое темя,
Взрытый наукою лоб розами тихо укрась.
Слайд 13

В пародии гекзаметр, архаизмы, сложные прилагательные в роли эпитетов, обилие деталей

В пародии гекзаметр, архаизмы, сложные прилагательные в роли эпитетов, обилие деталей

– всё это напоминает эпическую поэму или античную лирику. А предмет воспевания остаётся низким.

далее

Слайд 14

Словарь ГЕКЗАМЕТР. I Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой

Словарь

ГЕКЗАМЕТР. I Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой

(обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на один слог окончанием.
Каждая из дактилических стоп (обычно кроме пятой) могла заменяться равным ей по длительности спондеем.
Гекзаметр в античной поэзии являлся наиболее распространенным метром, главным образом в героическом эпосе, почему и назывался героическим или эпическим стихом.
Гекзаметром написаны «Илиада», «Одиссея».
Слайд 15

Прочитайте отрывки из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Определите роль

Прочитайте отрывки из романа
Фазиля Искандера «Сандро из Чегема».
Определите роль использования

разговорного языка в рассуждении
о высоких предметах.

Ведь не скажешь жизни, истории и ещё
чему-то там, что мчится, омывая нас
и смывая с нас всё: надежды, мысли,
а потом и самую плоть до самого скелета,
ведь не скажешь всему этому:
«Стой! Куда прёшь?!
Земля закрыта на переучёт идей!»

Подобно тому, как на скотном дворе
стоит сделать неосторожный шаг, как тут же
угодишь в коровью лепёшку,
так и в те времена, говаривал дядя Сандро,
бывало, носа не высунешь, чтобы не шмякнуться
в какую-нибудь историю…

Слайд 16

В романе современного писателя Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» использование разговорного

В романе современного писателя Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» использование разговорного

языка в рассуждении о высоких предметах
создаёт иронию,
но в то же время свидетельствует о присутствии высокого смысла в самых обычных наших делах.
Слайд 17

Прочитайте отрывок из рассказа В.Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война». Какой эффект производит повествование

Прочитайте отрывок из рассказа В.Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война».

Какой эффект производит
повествование о

бытовой драке
парней двух соседних сёл
средствами официально-делового языка?

Очистив деревню от неприятеля,
ермолаевские вернулись в клуб
подсчитать потери. Собственно, потери
были исключительно материальные,
если не принимать во внимание ссадины,
шишки и синяки.

Слайд 18

В отрывке из рассказа В.Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война» повествование о бытовой драке

В отрывке из рассказа В.Пьецуха «Центрально-Ермолаевская война» повествование о бытовой драке

парней двух соседних сёл создано средствами официально-делового стиля, словно речь идёт о настоящих боевых действиях.
Это смешно и грустно, потому что мы видим, как силы людей растрачиваются понапрасну.
Слайд 19

Обобщим сказанное Бурлеск – одно из средств художественной изобразительности, он основан

Обобщим сказанное

Бурлеск – одно из средств художественной изобразительности, он основан на

несоответствии между темой произведения и стилистической окраской её языкового выражения.
«Высокие» предметы изображаются средствами разговорной и даже просторечной окраски высказывания, а незначительные явления воспеваются «высоким» стилем.
С помощью бурлеска автор выражает своё отношение к изображаемому: создаёт комический эффект, позволяющий увидеть единство мира, значительность того, что кажется незначительным, и наоборот.