Поэтический синтаксис

Содержание

Слайд 2

Поэзия – это невероятный жанр литературы, который опирается на рифму, то

Поэзия – это невероятный жанр литературы, который опирается на рифму, то

есть все строки в поэтическом произведении рифмуются между собой. Однако стихотворения и различные подобные произведения, относящиеся к данному жанру, не были бы столь впечатляющими, если бы не поэтический синтаксис. Что это такое? Это система специальных средств построения речи, которые отвечают за улучшение ее выразительности.

Проще говоря, поэтический синтаксис – это совокупность этих поэтических средств, которые чаще всего называются фигурами.

Слайд 3

Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К

Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам

относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
Слайд 4

Повторяемость придает произведениям живописность, плавность, напевность; способствует замедлению развития действия. .

Повторяемость придает произведениям живописность, плавность, напевность; способствует замедлению развития действия.

.

Таким образом, повторяемость - это одна из ведущих текстовых категорий, участвующих в структурно-смысловой организации текста, в создании экспрессивности, в привлечении внимания читателя к важным в смысловом отношении описаниям.
Слайд 5

Анафора Ана́фора (с древнегр. – «восхождение, возвращение, вынесение вверх») - это

Анафора

Ана́фора (с древнегр. – «восхождение, возвращение, вынесение вверх») - это повторение

одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи. Благодаря анафоре речь становится более образной и выразительной, усиливается эмоциональность произведения и выделяются наиболее важные мысли.

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Слайд 6

Виды анафоры 1. Звуковая (фоническая) анафора - это повторение одних и

Виды анафоры
1. Звуковая (фоническая) анафора - это повторение одних и тех

же сочетаний звуков.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
‎Афанасий Фет

2. Морфемная анафора - это повторение одних и тех же частей слов, слогов.
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
М.Ю. Лермонтов

3. Лексическая (словесная) анафора - это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора - разновидность лексического повтора.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Владимир Высоцкий

Слайд 7

Виды анафоры 5. Строфическая анафора - это повтор частей фразы в

Виды анафоры


5. Строфическая анафора - это повтор частей фразы в начале

строф стихотворения.
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
И.А. Бродский

4. Синтаксическая анафора - это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин

Слайд 8

Примеры анафоры Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.

Примеры анафоры

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.

Всему

свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

1. Ораторство

2. Библия (отрывок)

3. Поэзия
"Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской...".
М. Ю. Лермонтов
"Город пышный, город бедный...".
А. С. Пушкин
Люблю лебедей, Холодных и чистых, как Ладога. Люблю лебедей, Светящихся белыми лампами. Люблю лебедей За лёгкость летящую линий. Люблю лебедей — Они вырастают из лилий. Г. Серебряков

Слайд 9

ЭПИФОРА

ЭПИФОРА

Слайд 10

Эпифора [греч. epiphora -повторение] - стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка

Эпифора   [греч. epiphora -повторение] - стилистическая фигура,  противоположная анафоре:
одинаковая концовка нескольких подряд идущих предложений.

ПРИМЕР ЭПИФОРЫ

Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.


Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка.
Пусть горит всегда.              
А. Барто
Слайд 11

Анадиплосис Анадиплосис (от греч. anadiplosis — удвоение) — разновидность повтора, представляющая

Анадиплосис

Анадиплосис (от греч. anadiplosis — удвоение) — разновидность повтора, представляющая собой, стык (подхват) или

повтор последнего слова (группы слов) стиха в начале следующего.

Например анадиплосиса встречается
в словах А.С.Пушкина:
Глухой глухого звал к суду судьи глухого, Глухой кричал: «Моя им сведена корова!»

Слайд 12

Анадиплосис характерен для фольклорной речи, где отдельные тождественные по содержанию стихи

Анадиплосис характерен для фольклорной речи, где отдельные тождественные по содержанию стихи сочетаются

с синтаксически идентичными фрагментами текста, образуя группы стихов, которые в определенном ритме повторяются в тексте.

И как берет ево да за желты кудри, За желты кудри да за белы руки, И за белы руки да златы перстни.

Слайд 13

Многосоюзие основано на намеренном многократном повторении сочинительных и подчинительных союзов в

Многосоюзие основано на намеренном многократном повторении сочинительных и подчинительных союзов в

предложении.

Главная функция многосоюзия – усилительно – выделительная. Многочисленные повторы в определённом отрезке текста привлекают к нему внимание читателя, заставляют задуматься над содержащимися в нём образами.

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(«Я помню чудное мгновенье…», А. С. Пушкин)

Примеры:

Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно…
(«Крестьянские дети», Н. Некрасов)

Слайд 14

Бессоюзие основано на многократном пропуске союзов, которые подразумеваются в тексте, но

Бессоюзие основано на многократном пропуске союзов, которые подразумеваются в тексте, но

не используются. Данный приём является противоположностью многосоюзия.

Благодаря бессоюзию человек может представить динамичную, наиболее полную картину, насыщенную красками.

Примеры:

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул…
(«Тени сизые смесились», Ф. Тютчев)

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет…
(«Ночь, улица, фонарь, аптека», А. Блок)

Слайд 15

А так же, перенос части фразы из предшествующей стихотворной строки в

А так же, перенос части фразы из предшествующей стихотворной строки в

последующую, вызванный несовпадением традиционно заканчивающей строку конечной стиховой паузы с паузой смысловой. На фоне ритмически "правильных" стихов. Перенос всегда воспринимается как интонационный сбой, что позволяет выделить, интонационно подчеркнуть важное по смыслу слово и таким образом передать различные чувства: задумчивость, взволнованность и т. п.

Что такое перенос?

Перенос – это несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку (строфу) и занимает часть следующей.

Слайд 16

Примеры 3) «И мертвые губы шепнули: Грена... Да, в дальнюю область,

Примеры
3) «И мертвые губы шепнули: Грена...
Да, в дальнюю область, в заоблачный

плес
Ушел мой приятель и песню унес.»
М. Светлов. «Гренада»

1) «Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня...»
(А.С. Пушкин).

2) «Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна...»
А. Пушкин. «Медный всадник»

Слайд 17

Антитеза- это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются

Антитеза- это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко

противопоставляются понятия и образы.
« Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
- Не столь различны меж собой…» ( А.С. Пушкин )
Часто антитеза строится на антонимах
«Мне грустно, потому что весело тебе…» (М.Ю. Лермонтов)
Слайд 18

Инверсия Пример: Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него

Инверсия

Пример:
Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие.
(М.

Лермонтов)

Инверсия (от лат. inversio - «перестановка») - нарушение привычного естественного для данного языка порядка слов:
подлежащее – после сказуемого,
определение – после определяемого слов.

Слайд 19

Инверсия «Вчера мой брат купил книгу» – на время, когда это

Инверсия
«Вчера мой брат купил книгу» – на время, когда это произошло.

«Мой

брат купил вчера книгу» – имеет прямой порядок слов.

«Купил вчера книгу мой брат» – инверсия. Мы подчеркиваем, что это событие всё же произошло, видимо, вопреки какоим-то трудностям.

«Брат мой купил вчера книгу» – автор стремится обратить внимание на того, кто совершил действие.

Слайд 20

Инверсия Широко используется инверсия в стихотворных текстах, требующих ритмической организации речи:

Инверсия
Широко используется инверсия в стихотворных текстах, требующих ритмической организации речи:

Проще говоря,

инверсия – это обратный порядок слов в предложении. Так же, это стилистический прием, с помощью которого логически выделяется тот или иной член предложения.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит…
(А. С. Пушкин)

Слайд 21

Параллелизм — расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях

Параллелизм — расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях

текста.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом».

Параллелизм

Параллелизм подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.

Слайд 22

Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но

Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не

хотели цветов И вы не расслышали слов.
К. Д. Бальмонт

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
 С. Есенин.

Слайд 23

Градация Градация ( от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое

Градация

Градация ( от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение

слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего:

Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн)
«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

Слайд 24

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду

с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.
Слайд 25

Риторический вопрос Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме

Риторический вопрос

Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится

утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
(Н.Некрасов.) « О Волга! После многих лет…»

Слайд 26

Риторическое восклицание Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится

утверждение.
Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Слайд 27

Риторическое обращение Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом

Риторическое обращение

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к

кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)