Работа над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста

Содержание

Слайд 2

-адекватно понимать информацию прочитанного текста; -понимать основную мысль прочитанного текста; -интерпретировать

-адекватно понимать информацию прочитанного текста;
-понимать основную мысль прочитанного текста;
-интерпретировать информацию прочитанного

текста и на этой основе
-умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
-умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме.

Умения, проверяемые заданием С2.2

Слайд 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

(С2.2)
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Структура сочинения Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении;

Структура сочинения

Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это

та фраза, которая предложена ему в тексте задания. 
Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).
Вывод.
Слайд 8

Тезис * Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1

Тезис

*

Почему это так?

Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент2

Что следует

из вышесказанного?

В ы в о д

Слайд 9

Как увидеть автора в тексте художественного стиля? Художественная литература создает правдоподобный,

Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

Художественная литература создает правдоподобный,

но вымышленный мир.
Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах.
∙Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания.
Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.
Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, его поведение, речь, отношение к нему окружающих и т.д.
Слайд 10

Обратите внимание! Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! В частности,

Обратите внимание!

Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора!
В частности,

«я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора.
Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.
Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.
Слайд 11

Исходный текст (1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а

Исходный текст

(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным

бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем,-первый разряд!-они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок- есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, доплыл до Чёртова Пальца- мрачной отвесной скалы у входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством…
(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки.
(11)Вдобавок он то и дело поправляя очки: видимо, вода заливала стёкла.
Слайд 12

(12) Не мог предусмотреть и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла

(12) Не мог предусмотреть и ещё одного обстоятельства.
(13)С моря шла мёртвая

зыбь- широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. (15) С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16) Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17) Этого не мог, конечно, знать городской мальчик…
(18) Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котёнка.
(19) Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
(20)-Ребята, а Бычок-то тонет…
(21) Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22) Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
(23) Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала.
(24)Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
(25) Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался.
(26) Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)-А всё-таки я немножко совсем не доплыл… (28) Чуть-чуть!
(29)- Чуть-чуть…- вскипев, передразнил я его. (30)-Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
Слайд 13

(31) Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32) А потом

(31) Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32) А потом

спросил вдруг:
(33)-А завтра вы здесь будете?
(34)-А тебе зачем?- не слишком вежливо буркнул я.
(35)-Я опять поплыву!- горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37) Я же должен доплыть! (38) Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего… (40) Вы меня опять спасёте… (41) Ладно?
(42) Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43) Несколько мгновений я вглядывался в его серьёзное очкастое лицо, раздумывая, не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44) Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
(45)-Ладно…приходи, там посмотрим…
(46) И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
(47)-И чего смотреть? (48)Поплывём вместе- и кранты!
(49) Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывёт. (50) Не завтра, так послезавтра…
(По Л.Куклину)
Слайд 14

Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Этот

Задание

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Этот непременно

доплывёт. Не завтра , так послезавтра…»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 15

Анализ текста Портрет чужака: «приезжий тощенький мальчик», «чужак» «выпуклые круглые очочки»

Анализ текста

Портрет чужака:
«приезжий тощенький мальчик»,
«чужак»
«выпуклые круглые очочки»
«бледнолицый мальчуган Бычок»,
«в постоянном

удивлении»

Береговое братство:
«местные мальчишки»
«море не экзотика»
«шумное отчаянное
береговое братство»
«приезжий, плавающий настоящим кролем»

Взаимоотношения сторон! Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.

Слайд 16

Какой поступок Бычка привёл береговое братство в замешательство? (6)Но однажды произошло

Какой поступок Бычка привёл береговое братство в замешательство?


(6)Но однажды произошло невероятное!

(7)Бычок, этот хилый очкарик, доплыл до Чёртова Пальца- мрачной отвесной скалы у входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством…
Почему в ответ на этот поступок раздавалось «тихое сопение»?
Слайд 17

Что помогло Бычку совершить этот заплыв? сила воли? целеустремлённость? отвага? упорство? бесстрашие? отчаяние? безрассудство? мечта?

Что помогло Бычку совершить этот заплыв?

сила воли?
целеустремлённость?
отвага?
упорство?
бесстрашие?
отчаяние?
безрассудство?
мечта?

Слайд 18

Море против Бычка или Бычок против моря? Море (13)С моря шла

Море против Бычка или Бычок против моря?

Море
(13)С моря шла мёртвая зыбь-

широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. (15) С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16) Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17) Этого не мог, конечно, знать городской мальчик…

Бычок
(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки.
(11)Вдобавок он то и дело поправляя очки: видимо, вода заливала стёкла.
(12) Не мог предусмотреть и ещё одного обстоятельства.

Слайд 19

Поведение зрителей «Береговое братство» «сбивало с толку то, что он не

Поведение зрителей

«Береговое братство»

«сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!»


(23) Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала.
(24)Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

Бычок «тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством», «обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя»

Слайд 20

Поплывёт ли Бычок ещё раз? (27)-А всё-таки я немножко совсем не

Поплывёт ли Бычок ещё раз?

(27)-А всё-таки я немножко совсем не доплыл…


(33)-А завтра вы здесь будете?
(35)-Я опять поплыву!- горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37) Я же должен доплыть! (38) Обязательно должен!
Слайд 21

Почему в финале звучат слова: «…этот непременно доплывёт. Не завтра , так послезавтра…».

Почему в финале звучат слова: «…этот непременно доплывёт. Не завтра , так

послезавтра…».
Слайд 22

«Этот непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра…». Этими словами завершается повествование.

«Этот непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра…». Этими словами завершается повествование.

Почему же они звучат так ______________________?
Во-первых, Бычок хоть и был __________________, ________________ мальчиком, но он был не ____________________. Даже в самый __________________ момент он не стал ____________________________, рассчитывая только _____________________________ (предложение(я)______ ).
Во-вторых, первый серьёзный заплыв не заставил его _________________________________, ________________________________ (предложение(я)_______ ). Он проявил свою настойчивость.
И пусть сегодня победило ______________. Завтра с помощью друзей __________________________. А потом и сам он обязательно ________________________________. Вот почему рассказчик ___________________________ говорит, что мальчик «непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра…».
Слайд 23

Сочинение «Этот непременно доплывёт. Не завтра , так послезавтра…». Этими словами

Сочинение
«Этот непременно доплывёт. Не завтра , так послезавтра…». Этими словами завершается

повествование. Почему же они звучат так убедительно?
Во-первых, Бычок хоть и был «тощеньким», «бледнолицым» мальчиком, но он был не из слабых духом. Даже в самый напряжённый момент он не стал просить о помощи, рассчитывая только на свои силы (предложение 21,22).
Во-вторых, первый серьёзный заплыв не заставил его сдаться, отказаться от своей мечты (предложение 35, 38). Он проявил свою настойчивость.
И пусть сегодня победило море. Завтра с помощью друзей победит Бычок. А потом и сам он обязательно добьётся своего. Вот почему рассказчик верит в его силы и говорит, что мальчик «непременно доплывёт. Не завтра , так послезавтра…».