Портреты А.А. Ахматовой.

Содержание

Слайд 2

Когда человек умирает, Изменяются его портреты… А. Ахматова На шее мелких

Когда человек умирает,
Изменяются его портреты…
А. Ахматова

На шее мелких четок ряд, В

широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут. И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка. Почти доходит до бровей Моя незавитая челка...
А. Ахматова
Слайд 3

В черноватом Париж тумане, И наверно, опять Модильяни Незаметно бродил за

В черноватом Париж тумане, И наверно, опять Модильяни Незаметно бродил за мной. У него

печальное свойство Даже в сон мой вносить беспокойство И быть многих бедствий виной. ( Из чернового варианта "Поэмы без героя).

А. Модильяни. Портреты А. Ахматовой.
1911

Слайд 4

О. Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет Ахматовой. 1914 «Красота страшна,» - Вам скажут,

О. Л. Делла-Вос-Кардовская.
Портрет Ахматовой. 1914

«Красота страшна,» - Вам скажут, - Вы накинете

лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан - в волосах. "Красота проста," - Вам скажут, - Пестрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан - на полу. Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя: "Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна. А. Блок
16 декабря 1913
Слайд 5

Альтман Н.И. Портрет Анны Ахматовой. 1914 "На выставке, конечно, мы сейчас

Альтман Н.И.
Портрет Анны Ахматовой.
1914

"На выставке, конечно, мы сейчас же потеряли

друг друга… Насилу я дошла до портрета, изображавшего Ахматову. Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…" .
О.Л. Делла-Вос-Кардовская
Слайд 6

Альтман Н.И. Портрет Анны Ахматовой. 1914 «Но как ни нравится мне

Альтман Н.И.
Портрет Анны Ахматовой.
1914

«Но как ни нравится мне с художественной

стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова "Четок" передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
Е.Д. Кардовская
Слайд 7

Анненков Ю. П. Портрет поэтессы А.А. Ахматовой. 1921 "Портрет Ахматовой –

Анненков Ю. П.
Портрет поэтессы
А.А. Ахматовой.
1921

"Портрет Ахматовой – или точнее, портрет

бровей Ахматовой", – писал Евгений Замятин. И дальше: "Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях".
Слайд 8

Петров-Водкин К.С. Портрет Ахматовой А.А. Шагинян писала в 1922 году: "...портрет

Петров-Водкин К.С.
Портрет Ахматовой А.А.

Шагинян писала в 1922 году: "...портрет

Анны Ахматовой совершенно замечательный, суровый и голый в том великолепии найденного, своего классицизма, которое уже современникам дает впечатление "того, что останется". Так и хочется казать: "это останется'".

« Возникает духовный портрет, "икона". Земная прелесть тут вся сошла на нет, исхудала, обобщилась, но напряжение воли бросает Вам из глаз запечатленного человеком бессмертное бытие. Таков портрет Анны Ахматовой – одна из вех на классическом пути Петрова-Водкина».

Слайд 9

Так от одного портретиста к другому, как по цепочке, тянется желание

Так от одного портретиста к другому, как по цепочке, тянется желание

писать Ахматову и в годы ее славы, и в годы, когда она стала опальным поэтом. И так до конца жизни, хотя однажды, еще в 1940 году, согласно записям той же Л. К. Чуковской, она сказала: «А вообще-то писать меня не стоит. Эта тема в живописи и графике уже исчерпана». Выйти из портретной рамы Ахматова, однако, уже не могла. Продолжала позировать художникам известным и малоизвестным, продолжала служить натурой для портретов удачных, но по большей части, как нам теперь кажется, малоудачных, но которые так или иначе остались разными зеркалами образа поэта