Богословие в древней церкви

Содержание

Слайд 2

словоупотребление θεολογία по TLG (всего 4,930)

словоупотребление θεολογία по TLG (всего 4,930)

Слайд 3

БОГОСЛОВИЕ как всестороннее мышление и речь Церкви о Боге и о

БОГОСЛОВИЕ как всестороннее мышление и речь Церкви о Боге и о

самой себе
динамика богословского мышления и самопознания Церкви обнаруживается в опыте христианства на всем протяжении его истории
Слайд 4

Слайд 5

166 г. – ум. Иустин, Apologiae I–II pro christianos 177 г.

166 г. – ум. Иустин, Apologiae I–II pro christianos
177 г.

– гонение в Лионе: Ириней, Adversus haereses
195 - 230 гг. – расцвет александрийской школы: Ориген,«ΠΕΡΙ ΑΡΧΩΝ»
310-320 – Евсевий, Historia ecclesiastica
325 – I Вселенский Собор "ὁμοούσιος"
379-381 – Григорий Богослов в Константинополе, «Пять слов о богословии»
430 – † блж. Августин, De doctrina christiana
451 г. – Халкидон (IV Вс C), ὅρος
662 г. – † прп. Максим Исповедник
ок. 750 г. – Expositio fidei прп. Иоанна Дамаскина
1224–1274 – Фома Аквинат, Summa theologiae & Summa contra gentes
1351 – собор в Конст. в защиту Паламы, ΣΥΝΟΔΙΚΟΝ τ. ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ
Слайд 6

определения теологии / богословия

определения теологии / богословия

Слайд 7

Θεολογία, Sitz(-es) im Leben АНТИЧНОСТЬ Платон – Θ в пайдейе, государстве

Θεολογία, Sitz(-es) im Leben

АНТИЧНОСТЬ
Платон – Θ в пайдейе, государстве и мифологии
Аристотель

– Θ в системе наук
ранние стоики (−III в.) – theologia tripartitа: fabulosa, naturalis, civilis
-______________________________________________________________________________________________-
ХРИСТИАНСТВО
Климент, Ориген († 254) – Θ откровения vs Θ мифологии
Евсевий, Каппадокийцы (IV в.) – θεολογία – οἰκονομία
Евагрий († 399) – Θ и молитва (lex orandi lex credendi est)
Слайд 8

Платон (-428-348) Государство 2.379 – первое употребление Θ (a) καὶ σὺ

Платон (-428-348)
Государство 2.379 – первое употребление Θ
(a) καὶ σὺ ἐν

τῷ παρόντι, ἀλλ’ οἰκισταὶ πόλεως· οἰκισταῖς δὲ τοὺς  μὲν τύπους προσήκει εἰδέναι ἐν οἷς δεῖ μυθολογεῖν τοὺς ποιητάς, παρ’ οὓς ἐὰν ποιῶσιν οὐκ ἐπιτρεπτέον, οὐ μὴν αὐτοῖς γε ποιητέον μύθους. - Ὀρθῶς, ἔφη· ἀλλ’ αὐτὸ δὴ τοῦτο, οἱ τύποι περὶ θεολογίας  τίνες ἂν εἶεν; - Τοιοίδε πού τινες, ἦν δ’ ἐγώ· οἷος τυγχάνει ὁ θεὸς ὤν, ἀεὶ δήπου ἀποδοτέον, ἐάντε τις αὐτὸν ἐν ἔπεσιν ποιῇ ἐάντε ἐν μέλεσιν ἐάντε ἐν τραγῳδίᾳ.
… верно, но вот это и есть – основные черты, каковы они в учении о богах?
- Да хотя бы такие: каков бог, таким его всегда и надо изображать…
Слайд 9

Слайд 10

Аристотель (-384–322) теоретические науки: математика, физика, Θ пойетические науки: риторика и

Аристотель (-384–322)
теоретические науки: математика, физика, Θ
пойетические науки: риторика и поэтика
практические

науки: этика и политика
Слайд 11

Философия делится Аристотелем на теоретическую (умозрительную), цель которой – знание ради

Философия делится Аристотелем на теоретическую (умозрительную), цель которой – знание ради

знания, практическую, цель которой – знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой – знание ради творчества
Теоретические науки обладают ценностным приматом над практическими и пойетическими науками, первая философия – над остальными теоретическими науками.
Теоретическая философия разделяется на физическую, математическую и первую (в «Метафизике» Ε – «теологическую») философию. Предмет физической философии то, что существует «отдельно» (т.е. субстанциально) и движется; математической – то, что не существует «отдельно» (т.е. абстракции) и неподвижно; первой, или собственно философии (также «софия»), – то, что существует «отдельно и неподвижно»
К практической философии относятся этика и политика
К пойетической – риторика и поэтика
(Логика – не самостоятельная наука, а пропедевтика ко всему комплексу наук)
А.В.Лебедев. Аристотель. НФЭ
Слайд 12

умозрительные науки τρεῖς ἂν εἶεν φιλοσοφίαι θεωρητικαί – μαθηματική, φυσική, θεολογική

умозрительные науки

τρεῖς ἂν εἶεν φιλοσοφίαι θεωρητικαί – μαθηματική, φυσική, θεολογική
«…умозрительные

науки предпочтительнее всех остальных, а учение о божественном предпочтительнее других умозрительных наук… если есть некая неподвижная сущность, то она первичнее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее знание в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее — что оно такое и каково все присущее ему как сущему… поскольку же такая сущность представляется чем-то божественным, то наука, изучающая ее, естественным образом должна носить имя науки божественной»
Метафизика VI 1026 а 24‒34
Слайд 13

theologia tripartita: ранние стоики и доксографы: Варрон, Евсевий, Августин три типа

theologia tripartita: ранние стоики и доксографы: Варрон, Евсевий, Августин

три типа ―

теология мифа, теология природы и теология полиса
три источника ― миф, природа, закон
три способа передачи ― мифология, рациональность, законодательство (μύθος / λόγος / νόμος ― τὰ μὲν μύθῳ τὰ δὲ νόμῳ τὰ δὲ λόγῳ ― Плутарх)
три персонификации ― Гесиод, Платон, Солон (Плутарх)
три общественные институты ― театр, школа, форум (Августин)
три жанра теологии ― теология поэтов, философов и законодателей или свободных граждан (Варрон)
«…три [вида] теологии, которые у греков называются мифической, физической и политической, а по латыни могут быть названы баснословной, естественной и гражданской (tres theologias, quas Graeci dicunt mythicen, physicen, politicen, latine autem dici possunt, fabulosa, naturalis, civilis)» Augustinus, De Civitate Dei VI, 12
Слайд 14

экстенсивная схема: theologia tripartita

экстенсивная схема: theologia tripartita

Слайд 15

НАРРАТИВ ДОКТРИНА КУЛЬТ

НАРРАТИВ
ДОКТРИНА
КУЛЬТ

Слайд 16

Варрон (-116−27) – theologia tripartitа: fabulosa (поэты) naturalis (философы) civilis (законодатели)

Варрон (-116−27) –
theologia tripartitа:
fabulosa (поэты)
naturalis (философы)
civilis (законодатели)

Слайд 17

theologia tripartitа th.fabulosa th.civilis th.naturalis

theologia tripartitа
th.fabulosa th.civilis th.naturalis

Слайд 18

Aurelius Augustinus 13.11.354 - Тагаста, Нумидия (совр. Сук-Ахрас, Алжир) - 28.08.430

Aurelius Augustinus

13.11.354 - Тагаста, Нумидия (совр. Сук-Ахрас, Алжир)
- 28.08.430 -

Гиппон Регий, там же (совр. Аннаба)
Память в зап. традиции свт. (пам. зап. 15 июня, 28 авг.; греч. 28 июня)
еп. Гиппонский [Иппонийский] 395 или 396
Слайд 19

…по словам того же Варрона, есть три рода теологии, т. е.

…по словам того же Варрона, есть три рода теологии, т. е.

теории, объясняющей божественные вещи, из которых один называется мифическим, другой – физическим, третий – гражданским; что же это за три рода теологии?
Тот род теологии, который у Варрона поставлен первым, по-латыни мы назвали бы сказочным; но будем называть его баснословным, так как мифическим назван он от басен: греческое слово μὺθος значит басня. Второй пусть называется естественным согласно обычному словоупотреблению. Третий, наконец, сам Варрон называет по-латыни гражданским
Августин. О Граде Божием VI. 5
Слайд 20

«Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка (quantum

«Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка (quantum

ad sermonem nostrum barbari sunt), но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу (quantum ad sententiam et consuetudinem et conversationem… sapientissimi sunt), живя во всякой правде, чистоте и мудрости (conversantes in omni iustitia et castitate et sapientia)»
Ириней Лионский (180–е гг.). Аdv. heareses III 4, 2
Слайд 21

Ориген (185–254) Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs,

Ориген (185–254) Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs, latins

et payens (1584) par André Thévet
Слайд 22

Ὅτε τοίνυν δίδωσί μοι ἡ χάρις τοῦ θεοῦ θεολογεῖν, ὥστε δύνασθαι

Ὅτε τοίνυν δίδωσί μοι ἡ χάρις τοῦ θεοῦ θεολογεῖν, ὥστε δύνασθαι

ἐκ τῆς θεολογίας νοεῖν τὸν θεὸν καὶ γινώσκειν αὐτὸν καὶ ὑψοῦν τὸ ὄνομα αὐτοῦ καὶ μεγαλύνειν αὐτόν, δίδωσί μοι ψαλμόν
«Благодать Божия дала мне богословствовать, чтобы суметь в богословии уразуметь Бога, познать Его и вознести имя Его и возвеличить его, – дала мне псалом (ср. песнь)»
Homilia in Psamlum 27, 4 // Origenes. Die neuen Psalmenhomilien. Eine kritische Edition des Codex Monacensis Graecus 314. Berlin, 2015
Слайд 23

ВЕЛИКИЕ КАППАДОКИЙЦЫ

ВЕЛИКИЕ КАППАДОКИЙЦЫ

Слайд 24

θεολογία (Троица, Бог в Своем существе и Лицах) οἰκονομία (божественное домостроительство, космология, христология, экклезиология, эсхатология)

θεολογία
(Троица, Бог в Своем существе и Лицах)
οἰκονομία
(божественное домостроительство,

космология, христология, экклезиология, эсхатология)
Слайд 25

Ταῦτά μοι περὶ Θεοῦ πεφιλοσοφήσθω τανῦν. Οὐδὲ γὰρ ὑπὲρ ταῦτα καιρὸς,

Ταῦτά μοι περὶ Θεοῦ πεφιλοσοφήσθω τανῦν. Οὐδὲ γὰρ ὑπὲρ ταῦτα καιρὸς,

ὅτι μὴ θεολογία τὸ προκείμενον ἡμῖν,
ἀλλ' οἰκονομία. Θεοῦ δὲ ὅταν εἴπω, λέγω Πατρὸς, καὶ Υἱοῦ, καὶ ἁγίου Πνεύματος
Сим да ограничится ныне любомудрствование наше о Боге; потому что нет времени распространяться, и предмет моего слова составляет не богословие, но Божие домостроительство. Когда же именую Бога; разумею Отца и Сына и Святого Духа
Gregorius Nazianzenus. Oratio 45. 4
Слайд 26

Евагрий Понтийский (346–399) «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и

Евагрий Понтийский (346–399)
«Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если

истинно молишься, то ты богослов» (εἰ θεολόγος εἶ, προσεύξῃ ἀληθῶς, καὶ εἰ ἀληθῶς προσεύξῃ, θεολόγος εἶ)
Evagrius. De oratione
Слайд 27

Слайд 28

1) «духовная молитва есть пища ума» (τοῦ νοῦ ἡ πνευματικὴ προσευχὴ

1) «духовная молитва есть пища ума» (τοῦ νοῦ ἡ πνευματικὴ προσευχὴ

τροφὴ ὑπάρχει
2) «Молитва есть беседа ума к Богу» (῾Η προσευχὴ, ὁμιλία ἐστὶ νοῦ πρὸς Θεόν)
3) «Молитва есть приличное достоинству ума делание или, лучше, настоящее его употребление» (Προσευχὴ ἐστὶ πρέπουσα ἐνέργεια, τῇ ἀξίᾳ τοῦ νοῦ ἤτοι κρείττων, καὶ εἰλικρινὴς κρίσις αὐτοῦ)
4) «Молитва есть восхождение ума к Богу» (Προσευχή ἐστιν ἀνάβασις νοῦ πρὸς Θεόν)
5) «Молитвенное состояние есть бесстрастное устроение, крайней любовью восхищающее на высоту любомудрый и духовный ум» (Κατάστασίς ἐστι προσευχῆς ἕξις ἀπαθὴς, ἔρωτι ἀκροτάτῳ εἰς ὕψος νοητὸν ἁρπάζουσα τὸν φιλόσοφον, καὶ πνευματικὸν νοῦν)
Слайд 29

интенсивная схема: этика – физика - теология

интенсивная схема: этика – физика - теология

Слайд 30

Χριστιανισμός ἐστι δόγμα τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Χριστοῦ ἐκ πρακτικῆς καὶ φυσικῆς

Χριστιανισμός ἐστι δόγμα τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Χριστοῦ ἐκ πρακτικῆς καὶ φυσικῆς

καὶ θεολογικῆς συνεστός
Христианство есть учение Спасителя нашего Иисуса Христа, оно состоит из деятельного, естественного и богословского [любомудрия]
Evagrius (346–399) Practicus – Gnosticus
Слайд 31

Ὁ πλατύνας διὰ τῆς καθαρότητος τὴν καρδίαν αὑτοῦ, νοήσει τοὺς τοῦ

Ὁ πλατύνας διὰ τῆς καθαρότητος τὴν καρδίαν αὑτοῦ, νοήσει τοὺς τοῦ

Θεοῦ λόγους, τούς τε πρακτικοὺς, καὶ τοὺς σοφιστικοὺς, καὶ τοὺς θεολογικούς· πᾶσα γὰρ ἡ κατὰ τὴν Γραφὴν πραγματεία, τέμνεται τριχῶς, εἰς ἠθικὴν καὶ φυσικὴν καὶ θεολογικήν· καὶ ἀκολουθεῖ τῇ μὲν πρώτῃ, αἱ Προοιμίαι· τῇ δὲ δευτέρᾳ, ὁ Ἐκκλησιαστής· τῇ δὲ τρίτῃ, Ασμα ᾀσμάτων

Расширивший собственное сердце через очищение уразумеет божественные Писания — деятельные, иносказательные и богословские, ибо все библейское учение делится на три части — на этику, физику и богословие, так что первой соответствует книга Притч, второй — Екклезиаст, а третьей — Песнь песней
Origenes. Expositio in Proverbia // PG T. 17. Col. 220–221 (сp. в переводе Руфина Com. in Cant. P. 75: philosophia moralis, naturalis, inspective), ср.
Évagre le Pontique, Scholies aux Proverbes // SС 340, p. 342–343, scholie 247 sur Proverbes 22:20

Слайд 32

Πέρας μὲν πρακτικῆς ἀγάπη· γνώσεως δὲ θεολογία· ἀρχαὶ δὲ ἑκατέρων πίστις

Πέρας μὲν πρακτικῆς ἀγάπη· γνώσεως δὲ θεολογία· ἀρχαὶ δὲ ἑκατέρων πίστις

καὶ φυσικὴ θεωρία
Evagrius. Practicus 84
Пределом [духовного] делания является любовь, пределом же ведения — богословие; началом первого служит вера, а [началом второго] — естественное созерцание
Слайд 33

᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας / Ioannes Damascenus араб. Мансур ибн

᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας / Ioannes Damascenus араб. Мансур ибн Сарджун

(2-я пол. VII в., Дамаск - до 754 г. Палестина), прп. (пам. 4 дек.)

Философские главы – О ста ересях – Точное изложение православной веры
Expositio fidei (1-100)
1-14 Περὶ θεοῦ
15-25 Περὶ κτίσεως
26-42 Περὶ ἀνθρώπου
43-81 Περὶ οἰκονομίας
82-98 Περὶ νόμου θεοῦ
99-100 Περὶ ἀναστάσεως

Слайд 34

Dialectica, sive Capita philosophica, 3 Περὶ φιλοσοφίας – cf. Θεολογία αʹ

Dialectica, sive Capita philosophica, 3 Περὶ φιλοσοφίας – cf. Θεολογία

    αʹ Φιλοσοφία ἐστὶ

γνῶσις τῶν ὄντων...
βʹ Φιλοσοφία ἐστὶ γνῶσις θείων τε καὶ ἀνθρωπίνων πραγμάτων τουτέστιν ὁρατῶν τε καὶ ἀοράτων…
γʹ Φιλοσοφία πάλιν ἐστὶ μελέτη θανάτου τοῦ προαιρετικοῦ καὶ τοῦ φυσικοῦ...
δʹ Φιλοσοφία αὖθίς ἐστιν ὁμοίωσις θεῷ...
εʹ Φιλοσοφία ἐστὶ τέχνη τεχνῶν καὶ ἐπιστήμη ἐπιστημῶν...
ϛʹ Φιλοσοφία πάλιν ἐστὶ φιλία σοφίας. Σοφία δὲ ἀληθὴς ὁ θεός ἐστιν· ἡ οὖν ἀγάπη ἡ πρὸς τὸν θεὸν αὕτη ἐστὶν ἡ ἀληθὴς φιλοσοφία

Философия есть познание сущего как такового…
философия есть познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого…
философия есть помышление о смерти, как произвольной так и естественной…
философия есть уподобление Богу…
Философия есть искусство из искусств и наука из наук. Ибо философия есть начало всякого искусства…
философия есть любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Таким образом любовь к Богу есть истинная философия

Слайд 35

Философия разделяется на теоретическую и практическую. Теоретическая, в свою очередь, разделяется

Философия разделяется на теоретическую и практическую. Теоретическая, в свою очередь, разделяется

на богословие, физиологию и математику, а практическая – на этику, экономику и политику

φιλοσοφία

богословие

математика

физиология

этика

экономика

политика

теоретическое

практическое