Братья Карамазовы как ключевой текст русской культуры

Содержание

Слайд 2

КЛЮЧ – то, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н.

КЛЮЧ – то, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. КЛЮЧЕВОЙ

– перен.- открывающий возможности овладения, управления чем-н.; основной, главный, самый важный. (Из современных толковых словарей С.И. Ожегова, Н.Ю Шведова, Т.Ф. Ефремовой)
Слайд 3

Русская классика как «поставщик» ключевых текстов «ГОРЕ ОТ УМА» ( «А

Русская классика как «поставщик» ключевых текстов

«ГОРЕ ОТ УМА» ( «А судьи

кто?»), «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»(«Но я другому отдана и буду век ему верна») , «ОБЛОМОВ», «ОТЦЫ И ДЕТИ», «ВОЙНА И МИР», «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», («Тварь ли я дрожащая или право имею?»), «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и «КТО ВИНОВАТ» и т.п. и т.п. - вошли в сознание соотечественника, регулируют его восприятие окружающей реальности, определяют систему его оценок.
Слайд 4

«Русский гений на его вершинах» (Н. Бердяев о Достоевском) «Достоевский -

«Русский гений на его вершинах» (Н. Бердяев о Достоевском)
«Достоевский -

мировой писатель, он принадлежит всем» (чешский режиссер Петр Зеленка, 2008 г.)
Слайд 5

«Братья Карамазовы»(1878-1880) Печатается в «Русском вестнике» -в 1879-1880 гг. Истоки романа

«Братья Карамазовы»(1878-1880)

Печатается в «Русском вестнике» -в 1879-1880 гг.
Истоки романа восходят к

масштабным замыслам – «Атеизм» (1868-1869) и «Житие великого грешника» (1869-1870).
16 мая 1878 г.- смерть Алеши Достоевского.
25-27 июня 1878 г. – посещение Оптиной пустыни, встречи с преп. Амвросием, одним из прототипов Зосимы.
Слайд 6

Итоговый роман Синтез всех мотивов, всех основных сюжетных линий, включение всех

Итоговый роман

Синтез всех мотивов, всех основных сюжетных линий, включение всех основных

типов героев из ранее написанных произведений.
Семья Карамазовых – модель духовно-нравственного состояния русского общества.
Идеал братства и реальные взаимоотношения главных героев.
Братья : «Они такие живые, что я вижу их лица…» (из признания студентки факультета журналистики УрГУ).
Слайд 7

«Широк человек, слишком даже широк..» «Красота – это страшная и ужасная

«Широк человек, слишком даже широк..»

«Красота – это страшная и ужасная вещь!

Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает, что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь. что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей...»
Слайд 8

«ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ» Горячий – сильно нагретый; …огненный, пылкий, рьяный, ретивый; вспыльчивый,

«ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ»

Горячий – сильно нагретый; …огненный, пылкий, рьяный, ретивый; вспыльчивый, запальчивый…

Горячий человек, горячая голова - запальчивый;
Горячая душа – с чувством, с любовью, пылкая к добру… (из толкового словаря В.И. Даля).
Сердце – «очаг нашей духовной жизни»(П. Флоренский), «предельный таинственный центр личности, где лежит вся ее ценность и вся ее вечность» (Б. Вышеславцев).
Слайд 9

«Есть ли Бог, есть ли бессмертие?» «Другим одно, а нам, желторотым,

«Есть ли Бог, есть ли бессмертие?»

«Другим одно, а нам, желторотым,

другое, нам прежде все надо предвечные вопросы разрешить, вот наша забота. Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует…Ты из-за чего все три месяца глядел на меня в ожидании? Чтобы допросить меня: «Како веруеши али вовсе не веруеши?» — вот ведь к чему сводились ваши трехмесячные взгляды, Алексей(…)
— … я ведь и сам точь-в-точь такой же
маленький мальчик, как и ты, разве только вот не послушник. Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет опять не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь… всё те же вопросы, только с другого конца. И множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят у нас в наше время. Разве не так?
— Да, настоящим русским вопросы о том: есть ли Бог и есть ли бессмертие, или, как вот ты говоришь, вопросы с другого конца, — конечно, первые вопросы и прежде всего, да так и надо, — проговорил Алеша…».
Слайд 10

« Не Бога я не принимаю, Алеша…» «Пока еще время, спешу

« Не Бога я не принимаю, Алеша…»

«Пока еще время, спешу оградить

себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к "боженьке"! Не стоит потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены. И какая же гармония, если ад: я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. Не хочу я наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему! (…)А если так, если они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями не отомщенными.(...) Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет , я только билет ему почтительнейше возвращаю.
- Это бунт, - тихо и потупившись проговорил Алеша.»
Слайд 11

«Хвала Иисусу, а не хула…» (из суждения Алеши о поэме Ивана).

«Хвала Иисусу, а не хула…» (из суждения Алеши о поэме Ивана).

«Потребность… ко

всемирному и всеобщему единению людей» и «братство» по-инквизиторски .
Евангельский сюжет об искушениях Христа в пустыне и поэма Ивана Карамазова.
«Тайна, чудо и авторитет» как способ объединения людей в понимании Великого инквизитора.
Проблема свободы.
«Тайна, чудо и авторитет» в философии Зосимы.
Слайд 12

Пасхальная тема. Главы об Алеше. «Луковка» «Видишь, Алешечка… Это только басня,

Пасхальная тема. Главы об Алеше. «Луковка»

«Видишь, Алешечка… Это только басня, но она

хорошая басня, я ее, еще дитей была, от моей Матрены, что теперь у меня в кухарках служит, слышала…. «Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел». Вот она эта басня… сама я и есть эта самая баба злющая… всего-то я луковку какую-нибудь во всю жизнь мою подала, всего только на мне и есть добродетели».
Слайд 13

«Кана Галилейская» «Не бойся его. Страшен величием пред нами, ужасен высотою

«Кана Галилейская»

«Не бойся его. Страшен величием пред нами, ужасен высотою своею,

но милостив бесконечно, нам из любви уподобился и веселится с нами, воду в вино превращает, чтобы не пресекалась радость гостей, новых гостей ждет, новых беспрерывно зовет и уже на веки веков. Вон и вино несут новое, видишь, сосуды несут...»
Что-то горело в сердце Алеши, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы восторга рвались из души его... Он простер руки, вскрикнул и проснулся (...)
Алеша уже не слушал, что читают (…)
Он не остановился и на крылечке, но быстро сошел вниз. Полная восторгом душа его жаждала свободы, места, широты. Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. С зенита до горизонта двоился еще неясный Млечный Путь. Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю. Белые башни и золотые главы собора сверкали на яхонтовом небе. Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною... Алеша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю».
Слайд 14

«Кана Галилейская» «Он не знал, для чего обнимал ее, он не

«Кана Галилейская»

«Он не знал, для чего обнимал ее, он не давал

себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее… «Облей землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои...» — прозвенело в душе его. О чем плакал он? О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и «не стыдился исступления сего». Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, «соприкасаясь мирам иным». Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за всё и за вся, а «за меня и другие просят», — прозвенело опять в душе его. Но с каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его. Какая-то как бы идея воцарялась в уме его — и уже на всю жизнь и на веки веков .Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом и сознал и почувствовал это вдруг, в ту же минуту своего восторга. И никогда, никогда не мог забыть Алеша во всю жизнь свою потом этой минуты. «Кто-то посетил мою душу в тот час», — говорил он потом с твердою верой в слова свои...
Через три дня он вышел из монастыря, что согласовалось и со словом покойного старца его, повелевшего ему «пребывать в миру…»
Слайд 15

«Братья Карамазовы» в оценках современных читателей. «Считаю это великое произведение не

«Братья Карамазовы» в оценках современных читателей.

«Считаю это великое произведение не только

самым главным романом Достоевского, но и одним из самых значительных литературных творений 19-го века. Эту книгу надо перечитывать хотя бы раз в 2 года».
20.03.2008 14:17 Странствующий эллин Честно пытался прочесть. Не смог осилить. Ну не по мне читать Достоевского. Крыша едет.
28.11.2008 23:11 Hazula Произведение всех времен и народов, в нем вся "христианская история за последние 2000 лет". Гениально, понятно и очень тонко. Это книга-учебник. Читать всем! И не один раз! 04.04.2008 15:13 gsitxrf Всем, кто не прочел еще, советую. Я прочла первый том за 3 или 4 часа. Гениальное произведение гениального творца.
24.04.2008 16:03 oilli лучший 08.07.2009 21:54 fuzzy2006 «…абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского…»//Курт Воннегут