Буддизм История. Направления. Религиозный культ. Тема 9

Содержание

Слайд 2

Буддизм Возник в VI веке до н.э. в Индии Количество верующих

Буддизм

Возник в VI веке до н.э. в Индии
Количество

верующих - 350 млн. чел.
Официальная религия стран Юго-Восточной Азии
Основатель - Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
Ценности буддизма: учитель Будда, учение Дхарма,
хранитель истины Сангха

Буддизм

Слайд 3

Жизнь исторического Будды

Жизнь исторического Будды

Слайд 4

Непал Южный Непал называют родиной буддизма

Непал

Южный Непал называют родиной буддизма

Слайд 5

Колонны (столпы) Ашоки — каменные монументы в форме отдельно стоящего вертикального

Колонны (столпы) Ашоки — каменные монументы в форме отдельно стоящего вертикального

столба, установленные в середине III в. до н.э. по приказу индийского царя Ашоки в ключевых центрах державы Маурьев

Южный Непал, Лумбини, г. Капилавасту,
в котором 2 500 лет назад родился и прожил 29 лет Сиддхартха Гаутама.
Место рождения царевича отмечено большим 6-метровым каменным столбом, который установил индийский правитель Ашока в 243 году до нашей эры.

http://webmandry.com/aziya/nepal/buddizm-i-induizm-v-nepale.-lumbini-rodina-buddizma-i-mesto-rozhdeniya-buddy.html

Слайд 6

Слайд 7

Буддизм стал официальной религией объединенной Индии при царе Ашоке Император Ашока

Буддизм стал официальной религией объединенной Индии при царе Ашоке

Император Ашока Великий

(304 г до н. э. - 232 г до н. э.) был правителем империи Маурьев с 273 г до н. э. до 232 г до н. э.
Слайд 8

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья. Отец –

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.
Отец – царь

Шуддходана Гаутама – правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части).
Мать – царица Майя – была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.
Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Яшодхару, дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Дэвадаха). От Яшодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула

Бу́дда Ша́кьямуни 
(563 до н. э. - 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
Имя при рождении - Сиддха́ттха (достигший целей) Гота́ма («потомок Готамы, успешный в достижении целей») ,
позже - Будда (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой.
Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («господь»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Непал, город Капилавасту, где царевич
Гаутама жил до 29 лет  (храм Майя Деви)

Слайд 9

Основатель буддизма 4 имени: 1) Гаутама. 2) Сиддхартха - “Выполнивший своё

Основатель буддизма 4 имени: 1) Гаутама. 2) Сиддхартха - “Выполнивший своё назначение”,

«достигший цели» (санскр). 3) Шакьямуни - “Мудрец из племени Шакья” 4) Будда - “Просветлённый высшим знанием”

Слово будда используют для обозначения особой группы богов Основатель буддизма стал почитаться первым и высшим богом в этой группе - будда по имени Будда
Бодхи (пробуждение) сатва (суть, существо) - буквально: «существо, (стремящееся к) пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием» (в концепции изначального Будды, по отношению к которому отдельные будды (в том числе исторический Шакьямуни) считаются только формами его воплощения, - бодхисатва №2 после Будды Шакьямуни)

Слайд 10

Детство Будды В истории жизни Будды говорится: младенец вышел из левого

Детство Будды

В истории жизни Будды говорится: младенец вышел из левого бока

матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева.
Родившись, царевич сделал 7 шагов вперёд. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.
Слайд 11

Жизнь исторического Будды

Жизнь исторического Будды

Слайд 12

Царь назвал сына Сиддхартха, что означает "Достигший цели". Но после радости

Царь назвал сына Сиддхартха, что означает "Достигший цели". Но после радости

царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.
Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца 32 великих признака и 80 малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем, который способен объединить весь мир, либо, если он покинет дворец и вступит на путь отшельничества, вскоре станет буддой, спасающим живых существ от страданий.
Царь сначала был обрадован, но потом обеспокоился: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника.
Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, он, царь, создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних наслаждений.
С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые одарённые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всём первенствуя среди товарищей.

Правитель или отшельник?

Слайд 13

В контексте махаяны о жизни Будды говорят о его 12 деяний

В контексте махаяны о жизни Будды говорят о его 12 деяний

– общие для всей 1000 будд, которые появятся в течении этой счастливой кальпы и в этой мировой системе Все они будут выполнять одни и те же действия. Их рождения будут разными, но в их жизни одна канва

1. Первое деяние - сошествие на землю.
2. Вхождение во чрево матери (ей приснился белый слон с 6 бивнями)
3. Появившись на свет, он поднялся на ноги и сделал 7 шагов
4. Наслаждение царской властью. Когда ему стало скучно и захотелось выйти
5. Он увидел старика, больного и мертвого.
Слуга ответил: это старик, такое случается. Ситхартха: случается? Как часто? Сколько их таких?
Слуга: с каждым.
Затем он повстречал человека, который искал смысл жизни – похожего на отшельника.

http://vk.com/photo-54797340_307715158

В 29 лет принц отсек свои волосы и отправился в путь на поиски учителей, чтобы ответить на вопросы о старости, болезни и смерти
Скитания длились 7 лет

Слайд 14

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро

оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья.
У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя:
- "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?"
"Да, – ответил Арада, – теперь, что знаю я, знаешь ты.«
Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного." И ушел в Центральную Индию.
Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания (Мир Ни Присутствия (познания), Ни Отсутствия (познания), принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время Бодхисаттва овладел сосредоточением на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания. Затем, расспросив Удраку также, как и Араду, он оставил его, осознавая:
"Нет, это тоже не ведет к Нирване!
«Тогда пять из учеников Удраки
последовали за ним.

От ученика к отшельнику

Слайд 15

Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это

Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это

как падение, потеряли веру в него, покинули его и ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив пищей силы, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи.
Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну". Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.
С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил, что будет самостоятельно вести жизнь в аскезе. Шесть лет он провёл, погружаясь в глубокое сосредоточение. Ел он не более трёх зёрен в день, и поэтому сильно ослаб.
Почувствовав однажды, что такая аскеза становится крайностью, и ему для продолжения духовной практики необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки, встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё подношение пищи, чашу простокваши или молока с мёдом и рисом.

Просветление

Слайд 16

Под деревом ботхи в тот же вечер он очищает свой ум

Под деревом ботхи в тот же вечер он очищает свой ум

от неведения. Еще 7 дней он не трогался в путь. Он сказал: кого же мне учить. Те 5 учеников, с которыми я провел 6 лет – лишь слегка запорошены тенью неведения. Он нашел их в парке. И дал им учение о 4 БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ

Священное дерево Бодхи относится к роду Фикусовых и семейству Тутовых. Вечнозеленое, произрастающее в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западе Китая.
Характерным признаком является наличие сильных ветвей серо-коричневого цвета и сердцевидных листьев, размер которых варьирует от 8 до 12 см. Соцветие – котелок, дающее несъедобное соплодие фиолетового цвета.

Бодхи -(пробуждение)

Слайд 17

1. Существует страдание (духкхи). Хорошее в жизни человека не длится вечно.

1. Существует страдание (духкхи). Хорошее в жизни человека не длится вечно. «Рождение

связано с болью, старение болезненно, болезнь приносит боль, и смерть приносит боль. 2. Существует причина страдания (желания – танха). Человек никогда не сможет полностью удовлетворить все свои желания. От чего он неизбежно оказывается разочарованным. Что и приводит его к страданиям. Чем больше человек стремится удовлетворить собственное эго, тем более ограничивающим и требовательным это эго становится Будда не призывает разом покончить со всеми желаниями. Он говорит лишь о внешних эгоистических желаниях человека, основанных на неправильном видении самого себя в окружающем мире, которое и складывается в мышлении человека от неправильного понимания самого окружающего мира. . 3. Существует прекращение страданий (нирвана). Страдание дает возможность заглянуть внутрь себя. И посмотреть на свою душу со стороны, оценив её. Подобный взгляд пресекает (останавливает) душевные страдания, освобождая душу от неправильных жизненных ценностей. Именно для этого и требуется внутреннее преобразование. 4. Существует Восьмеричный Путь, ведущий к прекращению страдания. (8 видов сознания) Необходимо бретение свободы от страданий и открытию счастья и удовлетворенности в понимании мироздания Восьмеричный путь и ведёт к разрешению проблем

Четыре благородные истины: середина между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием

Восемь спиц колеса Дхармы (универсального закона Бытия, открытого Буддой) символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»)
Драхма – обозначение морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.
Самсара — «блуждание, странствование» — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой

Слайд 18

Священное дерево Бодхи

Священное дерево Бодхи

Слайд 19

Священное дерево Бодхи на Шри-Ланке По историческим преданиям существует две версии

Священное дерево Бодхи на Шри-Ланке
По историческим преданиям существует две версии

того, как саженец от первого дерева попал на Шри-Ланку. Согласно первой из них, его привезла туда одна из дочерей индийского царя Ашоки во II веке до н. э. А потом, когда растение в Бодхгайе умерло от старости, ветвь дочернего дерева, растущего на Шри-Ланке, была привезена на исходное место. Таким образом святыню удалось возродить. Если верить другому преданию, саженец был привезен любимым учеником и родственником Гаутамы – Анандой
Слайд 20

Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста

Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста

80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, Будда в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Затем, продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.
В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Маха-Паринирвану (Высшую Окончательную Нирвану).
В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.

544 г. до н.э. – дата смерти Будды и начала буддизма
(официальная версия)

Слайд 21

Часто Будду Шакьямуни изображают сидящим в медитативной позе, с улыбкой видящего

Часто Будду Шакьямуни изображают сидящим в медитативной позе, с улыбкой видящего

"удивительную игру Неведения и Знания", видящего единую. Основу всего, глубинный истинный смысл. Его левая рука покоится на бедре с ладонью, развернутой вверх, и поддерживает патру (горшок монаха для подаяний пищи). Его правая рука касается у правого колена земли.
Будду Шакьямуни изображают в формах, отражающих события его жизни. Жесты рук, мудры, в них меняются. Они символизируют заслуги прошлого, щедрость, медитацию, поворот Колеса Дхармы, бесстрашие

Самой почитаемой среди тибетцев формой Будды на протяжении веков являлась полутораметровая скульптура Джово Ринпоче (букв."Драгоценный Господин") в Лхасе (Тибет)

Слайд 22

5 веков учение Будды существовало в устной традиции и только в

5 веков учение Будды существовало в устной традиции и только в

кон. 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, совр. Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в.
Слайд 23

Слайд 24

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор»,

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор»,

когда собрались все ученики Будды и трое из них — Ананда, Упали, Махамаудгальяяна на память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма).
Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах).
Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствии с традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 г. до н.э. в связи с угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью.
Слайд 25

Распространение буддизма

Распространение буддизма

Слайд 26

МАХАЯНА северный буддизм ХИНАЯНА (тхеравада) южный буддизм Распростра-нение буддизма

МАХАЯНА северный буддизм

ХИНАЯНА (тхеравада) южный буддизм

Распростра-нение буддизма

Слайд 27

Основные направления буддизма В I в.н.э. первоначальный буддизм разделился на две

Основные направления буддизма

В I в.н.э. первоначальный буддизм разделился на две малые

религии - на хинаяну (“малая колесница”) и махаяну («большая колесница» или “тхераваду” “учение старших”).
разошлись главным образом в ответе на вопрос: кто из людей имеет возможность после жизни на земле попасть в высший рай, называемый нирваной.
Хинаяна: только монахи и монахини могут попасть в нирвану.
Махаяна: в нирвану могут попасть и рядовые верующие.
В XI-XII вв. буддизм переместился из Индии в другие страны Азии.
В конце XIV - начале XV вв. в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую историки называют ламаизмом (от тибетского “лама” - “высочайший”). Сами сторонники этой конфессии называют её “гелукпа” (“школа добродетели”).
Каждая страна имеет свою буддийскую культуру, но суть Учения Будды везде одна.
Слайд 28

Слайд 29

Хинаяна (тхеравада) – старейшее направление в буддизме) - личное освобождение (Шри-Ланка,

Хинаяна (тхеравада) – старейшее направление в буддизме) - личное освобождение (Шри-Ланка,

Таиланд, Бирма, Камбоджа, Лаос – там достигло расцвета). Вьетнам, Бангладеш, Китай, Малайзия, Индонезия – в меньшинстве
Махаяна – достижение просветления ради всех живых существ (Китай, Тибет, Монголия, северные страны – учение махаяны там укрепилось)
На самом деле махаяна и хинаяна - обязательные две стороны, дополняют друг друга

традиции ХИНАЯНА (ТХЕРАВАДА) и МАХАЯНА: отличаются в постановке целей и задач, мотивации.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Ламаизм Дзэн-буддизм Направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ламаизм, дзэн-буддизм

Ламаизм

Дзэн-буддизм

Направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ламаизм, дзэн-буддизм

Слайд 33

Слайд 34

Развитие буддистских школ

Развитие буддистских школ

Слайд 35

Махаяна – большая колесница, Хинаяна – малая колесница, Ваджраяна – алмазная

Махаяна – большая колесница, Хинаяна – малая колесница, Ваджраяна – алмазная

колесница

Хронология развития и распространения буддийских школ (450 год до н. э. - 1300 год н. э.)

Слайд 36

Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете,

Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете,

Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии

http://winter2016.blog.ru/221378787.html?reply=1

Ваджра – символ буддизма

В буддизме Ваджра: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».  Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость.  Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний

В древнем индуизме ваджра — скипетр бога-громовержца Индры, из костей мудреца Дадхичи; само слово переводится как «твердый» или «могучий»

Слайд 37

«Скипетр из бриллианта», «булава из алмаза», «камень благородства», «молниеносный», «пучки молний»,

«Скипетр из бриллианта», «булава из алмаза», «камень благородства», «молниеносный», «пучки молний»,

«блестящий алмаз», «топор грома», «звук грома дхармы» – это другие, неофициальные названия ваджры

Бог Индра подарил Будде свое оружие с грозными зубьями, торчавшими с обоих концов. Буддийский учитель погнул эти зубья, тем самым превратив оружие в скипетр для торжества мира и добра над злом.
Он должен был бороться только с одним врагом буддистов – неведением

Ваджра символизирует молниеносное Пробуждение с нерушимым, подобно алмазу, учением Будды

https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/chto-takoe-vadzhra-v-buddizme

Слайд 38

Древнейшую ваджру в мире нашли в России, возле города Уссурийск в

Древнейшую ваджру в мире нашли в России, возле города Уссурийск в

Приморье
Областной центр государства Цзинь и столица империи Восточное Ся
https://ussurmedia.ru/story/gorodishca2/

https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/chto-takoe-vadzhra-v-buddizme

Существует версия, что первоначально ваджра символизиро-вала фаллос быка

Ваджра – оружие богов

Слайд 39

Ваджра состоит из 5 металлических стержней, четыре из которых, с загнутыми

Ваджра состоит из 5 металлических стержней, четыре из которых, с загнутыми

в горизонтальной плоскости концами, располагаются вокруг центрального, образуя подобие цветка лотоса. 
Ваджра, состоящая из девяти стержней, встречается реже. Она изображается в виде скипетра и является атрибутом многих будд и бодхисатв.

Множество символов ваджры.
Ритуальный колокольчик Гханта с рукояткой в виде ваджры олицетворяет силу веры

В рамках буддизма со словом “ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу,
а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии
Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания

https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/chto-takoe-vadzhra-v-buddizme

Слайд 40

Ваджраяна – «алмазная колесница» - тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри махаяны

Ваджраяна – «алмазная колесница» - тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри махаяны

в III -VII вв. Иногда считают одной из школ махаяны, иногда отдельной, третьей колесницей

«Тан» — расширение, распускание, распространение
«Тра» — инструмент, средство

Три внутренние системы тантризма: - маха-йога – великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела - айну-йога – материнская йога по созерцанию Пустоты - Ати-йога – йога Великой полноты как состояние совершенства Изначального Будды

Три внешние системы тантризма: * Крийя-тантра – тантра действа, ритуализма тела и речи * Чарья-тантра – тантра простой йоги ума * Йога-тантра – тантра сложной йоги ума

ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христианства, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма 

Ваджраяна – алмазная колесница

Особенность: метод визуализации образов медитативных божеств

Слайд 41

Ваджраяна = гухья-мантраяна («колесница тайной мантры») Основная практика – повторение мантр,

Ваджраяна = гухья-мантраяна («колесница тайной мантры»)

Основная практика – повторение мантр, особой

формулы из звуков, что может привести к состоянию будды не за много кальп, как это бывает путем накопления заслуг в обычной махаяне, а за одну жизнь
Еще одно название ваджраяны – «тантра». Слово тантра означает – досл. Санскр. «поток (психики)», «непрерывность»
Несомненно существует связь между тантрическим буддизмом и тантрическими обрядами индуизма
Суть особого метода буддийского тантризма в так называемой «йоге божественных форм», которая ускоряет обретение второго тела Будды – «самбхогакая» («тело блаженства»)
Все тантрические учения подразделяются на 4 класса. Общими для них являются: - Почитание учителя – гуру. - Медитация на выбранное божество – «йидам» (идам)
Тантра «левой руки». Формула: «буддизм закаляется в йони» «чрево», «место рождения». Получение«чистого», Просветленного, сознания через нарушения всех табу
Ваджраяна в Индии перестала практиковаться в XII в., не без воздействия ислама.
Учения перенесены в Тибет, где соединилась с местными культами и из Тибета распространилась в Монголию и Китай

Мантра санскр. «освобождение (трая) ума (манас

Сбитнев С. Ваджраяна - тантрический буддизм
https://sbitnevsv.livejournal.com/1475174.html, 2018.

Священные тексты: тантры (“Гухьясамаджа”, “Хеваджа”, “Ваджрабхайрава” и др.)

Ваджраяна – эзотерическая практика внутри махаяны;
оккультная модификация буддизма

Слайд 42

Ареал распространения махаяны Ареал распространения ваджраяны (мантраяны) Ваджраяна = мантраяна, тантрическое

Ареал распространения махаяны

Ареал распространения ваджраяны (мантраяны)

Ваджраяна = мантраяна, тантрическое направление буддизма

Ареал

распространения тхеравады

В ваджраяне Шакьямуни иногда именуют Ваджрасаттвой

Слайд 43

Хинаяна - колесница личного просветления и освобождения Если практика истины ведется

Хинаяна - колесница личного просветления и освобождения Если практика истины ведется

не только ради себя, но и для спасения от сансары или круговорота бытия всех существ – это называется Махаяна Ваджраяна - третья отдельная колесница (в тибетском буддизме), которая включает и Хинаяну, и Махаяну, а также тантрические практики - http://samosoverhenstvovanie.ru

Ваджраяна широко распространена в тибетском буддизме (ламаизме), включает практику личного освобождения и просветления, практику просветления для спасения всех существ и тантрические практики

В конце XIV - начале XV вв. в Тибете в результате откола от махаяны возникла третья крупная конфессия в буддизме, которую называют ламаизмом
(от тибетского “лама” - “высочайший”)

Слайд 44

История возникновения тибетского буддизма по утверждению Его Святейшества Далай Ламы ведется

История возникновения тибетского буддизма по утверждению Его Святейшества Далай Ламы ведется

с тибетского царя Лхатотори Ньенцена, а это V—VI век нашей эры. В VIII веке тибетский царь Трисонг Децен официально приглашает известных индийских мастеров Вималамитру и Шантаракшиту

Основными школами буддизма в Тибете
являются:
Нингмапа
Кагьюпа
Сакьяпа
Гелугпа

Тибетский буддизм

В результате, сложилась уникальная ситуация, когда всем государством Тибет стал управлять на протяжении веков буддийский духовный лидер. Много веков таким «просветленным» правителем является Далай Лама. Сегодняшним правителем Тибета, несмотря на вторжение Китая, считается Его Святейшество Далай Лама XIV. Тибет стал почти полностью буддийским государством, центром всего буддизма http://samosoverhenstvovanie.ru

Слайд 45

Ламаизм - сформировался в VII в. н.э. синтез махаяны, тибетского буддизма

Ламаизм - сформировался в VII в. н.э. синтез махаяны, тибетского буддизма

и добуддийских архаичных верований народов

Авалоките́швара
«Владыка взирающий»— бодхисатва, воплощение бесконечного сострадания всех будд
(будд. атрибут — веер из хвоста павлина)

Бодхи (пробуждение) сатва (суть, существо) - буквально: «существо, (стремящееся к) пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием»
Человек, обладающий пробужденным сознанием (бодхичиттой), который принял решение стать буддой для блага всех существ
В махаянском буддизме - просветлённы, отказавшийся уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ

Воплощением Авалокитешвары считается
Далай-лама

Другие его санскритские эпитеты 
Падмапа́ни «держащий лотос» и женская ипостась — Манипадма «держащая драгоценность и лотос»

В восточноазиатском буддизме буддизме бодхисаттва Авалокитешвара ассоциируется с женскими проявлениями под именами Гуань Инь в Китае
и Каннон в Японии
являются одними из самых почитаемых представителей буддийского пантеона

Слайд 46

buddism.ru Тибетское царство. История вопроса

buddism.ru

Тибетское царство. История вопроса

Слайд 47

Гумилев Л. Н. Хунну в Китае. Глава XI. Режим доступа: http://kulichki.ru/~gumilev/maps/hic08.html

Гумилев Л. Н. Хунну в Китае. Глава XI. Режим доступа: http://kulichki.ru/~gumilev/maps/hic08.html

Тибет

– VI век

Тибе́т — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье

Слайд 48

В ХV веке в Тибете буддизм принял форму ламаизма Тибетское царство

В ХV веке в Тибете буддизм принял форму ламаизма Тибетское царство

В середине

16-го в. в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го в. - титул Панчен-ламы (второй по рангу лама). Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей

В середине 16-го в. Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством. Далай Лама V (основатель Потала) становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть

Слайд 49

Далай-лама «лама» - тибетский монах (священник); переводится буквально - "выше всех"

Далай-лама «лама» - тибетский монах (священник); переводится буквально - "выше всех"

ДАЛАЙ-ЛАМА -

титул духовного и политического (до 1951) владыки Тибета.
Дворец (храмовый комплекс) Потала - по названию священной горы в Индии, обители бодхисатвы Сострадания – Авалокитешвара, земным воплощением которого является Далай-Лама.

монг. «океанская ширь (мудрости)» , «океан-учитель» , т. е. «учитель, чьи знания бесконечны как океан»

http://www.freeadvice.ru/view_advice.php?id=461

Слайд 50

История вопроса

История вопроса

Слайд 51

Британская экспедиция в Тибет (британское вторжение в Тибет) В 1904 году

Британская экспедиция в Тибет (британское вторжение в Тибет)

В 1904 году англичане

вторглись в Тибет через Индию

Акт колониальной агрессии Британской империи по отношению к Тибету в 1903-1904 гг. Крупнейшая военная экспедиция последнего этапа интенсивного колониального и политического соперничества между Российской и Британской империями на протяжении вт. пол. ХIХ — нач. ХХ века

https://ru.wikipedia.org/wiki/

….Конвенция Янгхесбенда

Слайд 52

Тибетцы обязались исполнять условия англо-китайского договора 1893 года; обеспечивалась свобода индо-тибетской

Тибетцы обязались исполнять условия англо-китайского договора 1893 года; обеспечивалась свобода индо-тибетской

торговли. Великобритания получала право вести беспошлинную торговлю в городах Ятунг, Гарток и Гьянтзе Без согласия Великобритании тибетские сановники не должны были допускать в Тибет представителей других держав Тибет выплачивал контрибуцию в 7,5 млн рупий в течение 75 лет. В обеспечение этой выплаты англичане временно занимали долину Чумби

Лхасский договор 1904 года, 7 сентября Суть договора сводилась к следующему: тибетцы признавали англо-китайское соглашение 1890 года о границе между Сиккимом (Индийский штат, находившийся под протекторатом Великобритании) и Тибетом

Слайд 53

Активизация империи Цин, опасавшейся британцев и русских. Последствия вторжения Великобритании: Пытаясь

Активизация империи Цин, опасавшейся британцев и русских.

Последствия вторжения Великобритании:

Пытаясь создать

впечатление о своём контроле над регионом, в 1906 г. британцы организовали ещё одну (мирную) миссию в Тибет.

В 1907 году русские и британские отношения к Тибету были урегулированы англо-русским соглашением, по которому обе стороны признавали суверенитет империи Цин над Тибетом

В 1910 году Тибет оккупировали войска империи Цин.

Это вызвало бегство Далай-ламы в Индию под защиту англичан

Цинские войска были вынуждены покинуть регион в 1913 г. из-за революционных событий в империи Цин, и Далай-лама ХIII провозгласил независимость Тибета.

После ухода Великобритании из Индии, пользуясь усилением СССР после Второй мировой войны и благодаря военно-технической и политической поддержке, оказанной КНР со стороны СССР, китайские власти предприняли последовательные шаги по ликвидации независимости Тибета, начиная с вооруженной оккупации в 1950—1951 годах, именуемой «мирным освобождением Тибета», подразумевая освобождение от «международного империализма»

Слайд 54

Тибет в вассальной зависимости от китайской империи Цин. Свержение династии Цин

Тибет в вассальной зависимости от китайской империи Цин. Свержение династии Цин

в результате Синьхайской революции 1911 г.

В 1908 году китайские войска вторглись в Тибет
два года спустя далай-лама Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьяцо бежал в Индию
После Синьхайской революции 1911 г. в Китае, далай-лама посчитал себя свободным от каких-либо обязательств по отношению к Китаю.
В 1912 году были заключены китайско-тибетские соглашения, а в 1913 году далай-лама обнародовал декларацию независимости

В 1912 г. Далай-лама 13-й провозгласил: «Мы маленькая, религиозная и независимая нация»

Слайд 55

1912 – 1951 гг. Государство Тибет – независимое теократическое государство на

1912 – 1951 гг. Государство Тибет – независимое теократическое государство на

территории Тибетского нагорья

При императорах монгольского государства Юань с главами тибетской школы сложились отношения покровителя веры и наставника в вере.
После ввода войск в начале XVIII века, маньчжурская Империя Цин установила контроль над Тибетом. В XIX веке власть империи над Тибетом стала ослабевать с ослаблением самой империи, но Тибет по-прежнему оставался зависимым от неё.
В 1912 году маньчжурская династия отреклась от трона и была провозглашена Китайская республика.
23 января 1913 г. Далай-лама XIII издал Декларацию независимости Тибета.
С момента провозглашения независимости Далай-лама XIII взял курс на модернизацию страны и и создание боеспособной армии. Однако под натиском суеверий народа и недовольства духовенства, Далай-лама свернул большинство реформ к концу 1920-х годов. Благодаря проводимым реформам армии территория, контролируемая Лхасой, к 1932 г. достигла р. Янлунцзян. В этот период времени Тибет поддерживал дипломати-ческие отношения с такими странами как Монголия, Китай, Непал, Сикким, Бутан, Велткобритания. Ограниченные отношения были с СССР, Японией и США

https://ru.wikipedia.org/wiki

Слайд 56

1949 г. – образование КНР Во время второй мировой войны тибетские

1949 г. – образование КНР

Во время второй мировой войны тибетские власти

придерживались нейтралитета, а территория Тибета почти не была вовлечена в военные действия. В послевоенные годы ситуация в Тибете была нестабильной.
В 1946 году на территории Китая началась гражданская война между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая. После провозглашения Китайской Народной Республики, между китайской и тибетской армиями произошли столкновения, по окончании которых было подписано «Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета» и 9 сентября 1951 года части Народно-освободительной армии Китая вошли в столицу Тибета.
Слайд 57

1950 г.: ввод китайских войск в Тибет, 9 сентября НОАК вошла

1950 г.: ввод китайских войск в Тибет, 9 сентября НОАК вошла

в Лхасу

7 октября 1950 г. китайцы перешли
р. Дричу (верховья Янцзы) в трех направлениях: северном, центральном и южном. Главные бои произошли к северу от Чамдо

Слайд 58

В 1906 году правительство Цин назначило Чжан Янтана министром в Тибете.

В 1906 году правительство Цин назначило Чжан Янтана министром в Тибете.

Среди кортежа, который двигался на запад, был врач Куан Шао Чинь, который был еще и фотографом. Он сделала около 60 фотографии Тибета, которые позднее были опубликованы в National Geographic в октябре 1912 года.

http://asiarussia.ru/articles/15208/

Ни одна из мировых держав не пришла на помощь Тибету после предъявления китайских претензий на Тибет и ввода китайских войск. ООН также не стала в то время рассматривать просьбу правительства Тибета о помощи в противодействии китайской оккупации

Слайд 59

katia-lexx.livejournal. Китайские военные власти при этом активно строили сеть своих военных

katia-lexx.livejournal.

Китайские военные власти при этом активно строили сеть своих военных

баз и с каждым годом всё больше вмешивались во внутренние дела Тибета

После ввода китайский войск в Тибет в 1950-м году в Тибете продолжало функционировать традиционное правительство Далай-ламы с двумя премьер-министрами во главе (ламой и мирянином)

Слайд 60

17 ноября 1950 г. Национальная ассамблея в Лхасе отстранила от власти

17 ноября 1950 г. Национальная ассамблея в Лхасе отстранила от власти

Тактру и объявила о передаче всей полноты власти Далай-ламе ХIV.
Он отозвал из Индии делегацию Шакабпы и утвердил новый состав делегации для переговоров с КНР.

26 октября 1950 г. МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: “Сейчас, когда китайской правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство.”

Слайд 61

В правовом смысле сложившееся положении было призвано оформить так называемое «Соглашение

В правовом смысле сложившееся положении было призвано оформить так называемое «Соглашение

из 17 пунктов» (1950 года), заключённое представителями Далай-ламы, направленными на переговоры в Китай
Слайд 62

Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о

Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о

мероприятиях по мирному освобождению Тибета, или «Соглашение из 17 пунктов», 23 мая 1951 г. Важнейшим следствием соглашения стало включение Тибета в состав Китая

«Соглашение из 17 пунктов» изначально было подписано представителями Тибета без согласования с Далай-ламой и под нажимом Пекина

Это соглашение в одностороннем порядке было денонсировано приказом Госсовета КНР от 28 марта 1959 г., в период подавлении восстания жителей Тибета. В том же году оно было денонсировано и Далай-ламой, после его бегства из Тибета.

Слайд 63

Соглашение, состоявшее из 17 статей, предписывало Тибету «вернуться в великую семью

Соглашение, состоявшее из 17 статей, предписывало Тибету «вернуться в великую семью

народов матери-родины — Китайской Народной Республики» 23 мая 1951 г.

предоставляло Тибету (точнее, тем тибетским территориям, которые не были ранее включены в китайские провинции) права национальной автономии в составе КНР

сохранялись политическая система, функции и полномочия Далай-ламы и Панчен-ламы (второй по рангу лама)

самостоятельность в проведении реформ.

военные и внешнеполитические вопросы полностью отходили под юрисдикцию центральных властей КНР

в Тибете учреждался военно-административный комитет и штаб военного округа, а ВС Тибета становились частью НОАК.

Международно-правовой статус Тибета в 1912—1951 годах является предметом споров

Слайд 64

Правитель Тибета, духовный наставник его жителей, воплощение Будды для них, Далай-Лама,

Правитель Тибета, духовный наставник его жителей, воплощение Будды для них, Далай-Лама,

объявлен в Китае бунтарем. Он был вынужден бежать от китайского правительства, покинуть родную страну и перебраться в Индию. За ним потянулись другие тибетцы. Тянутся они и до сих пор.

Тэнзин
Гьяцо – Святой
Лидер традиции Тибетского буддизма, школы Гелуг, махаяна, ламаизма родился
6 июля
1935 г.

Тэнзин Гьяцо , 16 лет, 1954 г.

22 февраля 1940 года в зале Всех Добродете­лей Сансары и Нирваны во дворце Потала прошла церемония интронизации нового Далай-ламы ХIV ему было 5 лет).

Слайд 65

1954 – приглашение Далай-ламы ХIV в Китай, встреча с Мао Цзедуном

1954 – приглашение Далай-ламы ХIV в Китай, встреча с Мао Цзедуном

Слайд 66

С помощью индийского правительства Далай-Лама открывал тибетские школы, культурные центры, монастыри.

С помощью индийского правительства Далай-Лама открывал тибетские школы, культурные центры, монастыри.

Тибетцам нужно было выживать в новой стране, и с целью заработка они сосредоточились на производстве того, в чем сильны и уникальны.
Тибетская медицина,
ткани, одежда, одеяла,
художественные предметы,
блюда тибетской кухни
и многое другое идет просто нарасхват.

Вынужден покинуть Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года. С 1959 года Его Святейшество живет в Индии, в городе Дхарамсала (штат Химачал Прадеш). Этот город называют “маленькой Лхасой”.

Слайд 67

В 1965 году коммунистическое правительство Китая провозгласило создание Тибетского автономного района

В 1965 году коммунистическое правительство Китая провозгласило создание Тибетского автономного района

В

ТАР вошла лишь треть населения и примерно половина территории исторического Тибета.
Остальные тибетские территории входят в состав китайских провинций Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.
К тому времени уже полным ходом шла китайская (ханьская) колонизация Тибета, в результате которой китайцы сейчас составляют большинство населения региона.

В мае 1997 года китайские власти объявили, что «религия должна приспособиться к нуждам социализма, а не социализм к нуждам религии», а в июле Чей Куйян, партийный руководитель Тибета, сказал, что буддизм представляет собой издержки тибетской культуры, которая должна развиваться под влиянием Китая

Слайд 68

Правительство Тибета в изгнании

Правительство Тибета в изгнании

Слайд 69

Правительство Тибета в изгнании, иначе Центральная тибетская администрация (ЦТА) — организация,

Правительство Тибета в изгнании, иначе Центральная тибетская администрация (ЦТА) — организация, называющая

себя правительством Тибета в изгнании, сохраняющее преемственность от исторического тибетского правительства до его насильственной инкорпорации в Китайскую Народную Республику
Слайд 70

По просьбе Далай-Ламы, ему и его последователям была выделена территория, более

По просьбе Далай-Ламы, ему и его последователям была выделена территория, более

подходящая по природным условиям, нежели жаркие равнины центральной Индии. Область в Гималаях Дхарамсала
Слайд 71

Дхармса́ла — город в Индии, штат Химачал-Прадеш. Административный центр округа Кангра Резиденция Далай-ламы XIV, Тензина Гьяцо

Дхармса́ла — город в Индии, штат Химачал-Прадеш. Административный центр округа Кангра

Резиденция

Далай-ламы XIV, Тензина Гьяцо
Слайд 72

Сегодня Дхарамсалу называют столицей тибетского правительства в изгнании. Здесь располагаются административные

Сегодня Дхарамсалу называют столицей тибетского правительства в изгнании. Здесь располагаются административные

здания, зимняя и летняя резиденции Далай-Ламы, монастыри, школы, библиотеки. И, конечно, проживает значительная часть индийских тибетцев
Слайд 73

Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо – духовный лидер тибетского

Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо – духовный лидер тибетского

народа, глава правительства в изгнании

Родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб. В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. В 1937 году, уже после кончины
Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией своего предшественника.

Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие». Далай-лама был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949-50-х годах он в течение 9 лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Не заручившись поддержкой Пекина, он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти пристанище в Индии.

Слайд 74

С 1970 - Его Святейшество начинает путешествовать по странам Востока и

С 1970 - Его Святейшество начинает путешествовать по странам Востока и

Запада

Он посетил 41 страну, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами.
Где бы Он ни выступал, Он всюду говорил о своей уверенности в единении человечества, о чувстве ответственности каждого человека за судьбу всего мира.
В 1973 году Далай Лама встречался с Папой Павлом VI, несколько раз с Папой Иоанном Павлом II.
Закрепилась слава выдающегося ученого и борца за мир. Его Святейшество издал 17 своих книг, в их числе труды по буддийской философии и автобиографические очерки, речи и статьи. Многие университеты мира присвоили Ему звание почетного Доктора за Его труды по буддийской философии.

Слайд 75

Помимо информации, которую можно получить в библиотеке, музее и прочих просветительских

Помимо информации, которую можно получить в библиотеке, музее и прочих просветительских

местах, Далай-Лама с удовольствием лично проводит лекции и дает аудиенции. Да и помимо него в этих краях полно учителей, наставников, лже-учителей, лже-наставников, целителей и предсказателей. Многие иностранцы занимаются в Дхарамсале йогой, медитацией. Живут при ашрамах, монастырях и школах. Волонтерствуют. Ну или просто рассматривают необычные наряды тибетцев или дебаты монахов, заедая это вкуснейшей едой тибетской кухни. В этих местах на культуру и историю Тибета сделан столь яркий акцент, что природные красоты однозначно уходят на второй план
Слайд 76

Дворец Потала – редиденция Далай ламы – достопримечательность Китая Резиденция Далай

Дворец Потала – редиденция Далай ламы – достопримечательность Китая

Резиденция Далай ламы

- Дворец Потала (тиб : པོ་ཏ་ལ, кит 布达拉宫) — царский дворец и буддиский храмовый комплекс, расположенный в Лхасе (Тибетском АР КНР). Расположен на возвышающемся над городом высоком холме. Общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. м².
Слайд 77

Основанный в 1755 году седьмым Далай-ламой как его летняя резиденция, Норбулинка

Основанный в 1755 году седьмым Далай-ламой как его летняя резиденция, Норбулинка

был существенно расширен в последующие годы. В настоящее время в состав комплекса входит несколько дворцов, причём последний из них, так называемый, Новый летний дворец, был построен в 1954-56 годах четырнадцатым Далай-ламой. На территории комплекса нахо-дятся даже пруд, выкопанный при восьмом Далай-ламе, и зоопарк. Общая площадь дворцового комплекса около 40 гектаров.  Дворцы Норбулинка серьёзно пострадали в 1959 году во время антикитайского восстания, но в настоящее время восстановлены.  В 1994 году дворец Потала был включен в список памятников мирового значения ЮНЕСКО. В 2000 году в этот список был включен и храм Джоханг.
Слайд 78

Вторая половина 1980-х годов 1) изменение системы международных отношений 2) деятельность

Вторая половина 1980-х годов

1) изменение системы международных отношений
2) деятельность Далай-ламы XIV

на мировой арене

Далай-лама XIV разворачивает активную политическую деятельность по «интернационализации» тибетского вопроса, включающую публичные выступления и встречи с влиятельными политическими лидерами различных государств, с членами национальных конгрессов и представителями СМИ.
Во всех влиятельных странах Запада были созданы группы тибетского лобби.
В США с июля 1985 г. в интересах тибетского «правительства в изгнании» стала осуществлять лоббистскую деятельность влиятельная фирма «Wilmer, Cutter and Pickering» (Tian Ying, 2000, p. 94).
Результатом активной политической деятельности Далай-ламы XIV и тибетской общины в США стало появление в инициативах американского Конгресса первых положений о необходимости соблюдения прав человека в Тибете, датируемых 1987 г.

Слайд 79

Китайские власти раскритиковали предложенный Далай-ламой план урегулирования тибетского вопроса и обвинили

Китайские власти раскритиковали предложенный Далай-ламой план урегулирования тибетского вопроса и обвинили

его в провоцировании последовавших вслед за этим выступлением беспорядков в административном центре Тибетского автономного района (ТАР) Лхасе 27 сентября 1987 г.

Однако речь Далай-ламы XIV была хорошо принята в Конгрессе США и имела значимые последствия для формирования его положительного имиджа в глазах американских законодателей.
Именно благодаря активной деятельности американского Конгресса тибетский вопрос занял такое важное место в повестке дня американо-китайских отношений.

Американским Конгрессом инициирована финансовая помощь тибетцам (в 1990 г. впервые были предоставлены 30 стипендий для тибетских студентов и специалистов, проживающих за пределами Тибета. В 1996 г. была учреждена программа образовательного и культурного обмена с Тибетом, переименованная в 1999 г. в программу обменов «Ngawang Choephel»).
С 2001 по 2003 г. тибетским беженцам в Индии и Непале предоставлялась гуманитарная помощь в виде продовольствия, медикаментов, одежды и прочей помощи на сумму 2 млн долларов США ежегодно
С 2000 г. Соединенные Штаты стали на ежегодной основе выделять финансовые средства неправительственным организациям для осуществления деятельности, направленной на сохранение культурных традиций Тибета, обеспечения его устойчивого развития, охраны окружающей среды Тибета.

Слайд 80

Образ китайского Тибета В отношении Тибета утверждается, что, начиная с правления

Образ китайского Тибета

В отношении Тибета утверждается, что, начиная с правления династии

Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем. Понимание Тибета как части Китая в новейшее время было унаследовано от Цинской империи Китаем республиканским, а от него перешло к Китаю коммунистическому.
В период существования Китайской республики 1911-1949 гг. контроль над Тибетом был утрачен, и только в 1951 году на основании письменного соглашения из 17 пунктов Тибет вновь «вернулся в лоно единой семьи китайских народов».

Старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание

Позиции конфликтующих сторон

Слайд 81

Тибет – независимое государство на протяжении тысячелетий 1912 – 1951 –

Тибет – независимое государство на протяжении тысячелетий 1912 – 1951 – Тибет

был полностью независимым государством, оккупированным в 1951 актом китайской агрессии

Во времена монгольской династии Юань и маньчжурской Цин между ламами — правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.
Данные отношения имели место между тибетцами и монголами/маньчжурами, и поэтому китайское правительство не вправе утверждать свою власть над Тибетом, основываясь на этих отношениях.
После провозглашения далай-ламой XIII независимости Тибета в 1912 году и участия Тибета как равного представителя в тройственной (Китай, Англия, Тибет) конференции в Симле в 1913-1914 гг. и вплоть до 1951 года Тибет был полностью независимым государством. Введение войск Народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 году является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Цель - насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом – геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев

Позиции конфликтующих сторон

Слайд 82

Решение тибетского вопроса?

Решение тибетского вопроса?

Слайд 83

250-тонная, 26-метровая бронзовая статуя Будды в монастыре По Линь на острове Лантау, Гонконг Храмы

250-тонная, 26-метровая бронзовая статуя Будды в монастыре По Линь на острове

Лантау, Гонконг

Храмы

Слайд 84

Ступа - священное сооружение в буддизме Священное сооружение в буддизме, состоит

Ступа - священное сооружение в буддизме

Священное сооружение в буддизме, состоит

из 5 частей:
основания, лестницы, купола, шпиля и навершия
Как символ Вселенной:
основание земля
лестница - вода;
купол - огонь; шпиль - ветр (воздух);
навершие - пространство

Когда ступа символизирует просветленный ум Будды, тогда соответствие:
основание -омрачения ума;
лестница и купол - начало пути к просветлённому состоянию ума;
шпиль -состояние бодхисаттвы;
навершие - состояние Будды.
В ступы помещают мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты

Слайд 85

Ступа Пха Тхат Луанг (Pha That Luang) – это одна из

Ступа Пха Тхат Луанг (Pha That Luang) – это одна из

самых главных достопримечательностей Лаоса.
Внешне она напоминает золотую пирамиду, около которой стоят 2 вата (храма)

Ступы имеют особенности строения в каждой стране

Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру

Ме́ру (санскр. मेरु), или Сумеру («благая Меру») — священная гора в космологии индуизма и буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных вселенных.
Считается обителью Брахмы и других дэвов.
Располагается на Джамбудвипе — одном из континентов на Земле.

Лаос

Слайд 86

Первоначально ступа (субурган) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или

Первоначально ступа (субурган) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или

объекты, связанные с его жизнью

Ступа
монументальное культовое сооружение со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии
место сохранения реликвий (реликвии, помещаемые в Ступах Просветления: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты)

Исторически восходит к могильным курганам царей.
Строительство cтуп сопровождается особыми религиозными ритуалами

Слайд 87

Ступа означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а

Ступа означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а

также «куча камней и земли»
(сохранение пепла или несгоревших останков)

http://beauty-things.com/buddiyskaya-stupa-v-sanchi

Индия, г. Санчи

Слайд 88

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале,

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале,

официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд Единственной Матери Трома Нагмо. Другими словами эта ступа относится к типу ступ Просветления, в которую вложены различные буддийские реликвии

http://rasfokus.ru/photos/photo1760467.html

Слайд 89

Буддистский храм, Таиланд

Буддистский храм, Таиланд

Слайд 90

Буддистский храм, Вьетнам

Буддистский храм, Вьетнам

Слайд 91

Буддистский храм, республика Калмыкия

Буддистский храм, республика Калмыкия

Слайд 92

Буддистский храм, Китай

Буддистский храм, Китай

Слайд 93

Особенности религиозного культа Праздники, обряды Буддийские праздники связаны в первую очередь

Особенности религиозного культа Праздники, обряды

Буддийские праздники связаны в первую очередь с

событиями жизни Гаутамы Будды и в значительной степени едины для всех буддийских традиций. Из-за разницы в традиционных календарях у разных народов они могут приходиться на разные даты
Слайд 94

Главными праздниками буддистов являются: Сагаалган — Новый год Дуйнхор-хурал — праздник

Главными праздниками буддистов являются: Сагаалган — Новый год Дуйнхор-хурал — праздник

Калачакры (колесо времени) Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни Майдари-хурал — Круговращение Майтреи Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы. Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
Слайд 95

Новый год Подготовка к традиционному новому году начинается заблаговременно. Повсеместно проводятся

Новый год

Подготовка к традиционному новому году начинается заблаговременно. Повсеместно проводятся субботники

и уборки в домах. Так же по традиции новый год нужно встречать в новых одеяниях. Для этого шьется или покупается новая одежда. Утро начинается с традиционного подношения еды монахам, которая готовится до их прихода

После этого повсеместно проходит омовение статуй Будды в знак уважения к Учителю и его Учению.
Младшие выказывают уважение к старшим, окропляя их руки ароматизированной водой, и желая им крепкого здоровья и долгих лет жизни. Старшие же поколение желает молодежи жить счастливо и процветать

Слайд 96

Появление на свет Посвящение - достижение совершеннолетия (в тхераваде) Свадьба Новоселье

Появление на свет Посвящение - достижение совершеннолетия (в тхераваде) Свадьба Новоселье (освящение нового

жилища) Смерть

Монахи руководят посвящениями, похоронными и поминальными обрядами.
В традиции Тхеравады посвящение — это обряд, знаменующий достижение половой зрелости или совершеннолетия.
Монахи Тхеравады также руководят обрядами дня рождения и освящения нового жилища.
Бывшие монахи — старейшины общины мирян — совершают обряды при рождении ребенка и бракосочетании.

Традиционный буддистский алтарь

Слайд 97

Похоронный Обряд Чтобы обряд погребения был проведен правильно, нужно как можно

Похоронный Обряд Чтобы обряд погребения был проведен правильно, нужно как можно более

точно знать время, вплоть до доли секунды. Обратившись к астрологу, узнают, прожил ли человек все годы, отмеренные ему судьбой, а если смерть пришла слишком рано, выяснить, что стало причиной этого; о каких делах он сожалеет, с кем был близок и не навредит ли кому-либо его смерть. Проведя необходимые вычисления, астролог рассказывает, в какой день и час, и даже в каком направлении вынести тело, кому из родственников можно присутствовать во время проведения обряда. В первые три дня после смерти тело покойного двигать недопустимо, считается, что это может потревожить его дух. Только во время погребального обряда один из родственников (тех, кому разрешено прийти на похороны), должен прикоснуться к телу умершего. В день похорон проводится специальная служба, должны быть прочитаны молитвы и проведен погребальный обряд. Священнослужитель непременно освящает место, где находится могила покойного, иначе говоря, попросить для него землю.

В изголовье могилы ставится шест, к которому крепится молитва, а в ногах покойного размещают обелиск с ритуальными письменами. Головой покойный должен лежать к Западу, ногами к Востоку. Если обряд не будет совершен по всем правилам, родственников умершего могут постигнуть несчастья.
после завершения похорон все, кому разрешалось присутствовать, должны очиститься омовением.
Употребление спиртного на похоронах строго запрещено.
Восьмого числа каждого месяца в храмах читают молитву по умершим, обязательно упоминая имя покойного.
Через 49 дней после смерти снова проводится служба: молитва за лучшее перерождение, подношения высшим силам и природе
должны помочь душе умершего.

Духовный наставник может подсказать родным, где найти душу, каким будет ее новый путь. Согласно традиционному обряду погребения, тело умершего заворачивали в ткань белого цвета, хоронили в уединенных местах (например, в горах или в долине). В особых ситуациях сооружали погребальный костер, а после сожжения развеивали прах покойного.
Буддисты не считают похороны прощанием, для них это лишь путь к новой жизни, возможный для праведных.

Слайд 98

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов —

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов —

дни Отошо - 8 день лунного месяца, Ламчиг Нинбо - 15 и Мандал-Шива – 30

Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды

Слайд 99

Для традиций Махаяны это праздники, связанные с событиями из жизни вероучителей

Для традиций Махаяны это праздники, связанные с событиями из жизни вероучителей

соответствующей традиции

Для традиций Хинаяны (Тхеравады) это более подробное рассмотрение событий из жизни Будды (путешествие на небо для свидания с матерью, демонстрация чудес и т. д.)

Культ в направлениях махаяны и хинаяны:

Для установления дат празднования буддийских праздников используются, как правило, традиционные буддийские календари соответствующих буддийских традиций (в Сингапуре — китайский, в Бурятии и Калмыкии — тибетский и т. п.).
Иногда используются два календаря: традиционный и григорианский (сообщество тибетских беженцев
в Индии).
В Японии для буддийских праздников, как правило, используется только григорианский
календарь

Слайд 100

Главный ежедневный обряд буддистов-мирян – подношение пищи Утренние и вечерние службы:

Главный ежедневный обряд буддистов-мирян – подношение пищи Утренние и вечерние службы: декламация

и поклонение, совершаются в каждом монастыре, храме, доме

Ежедневные обряды

Помещая цветы, зажженные свечи и благовония перед изображением Будды или каким-либо другим символом его присутствия, монахи хором читают священные тексты, а семья произносит молитву. Увядание цветов напоминает о непостоянстве жизни; запах благовоний вызывает в их сознании запах нравственной добродетели; пламя свечи символизирует просветление

Слайд 101

Подношение пищи – в обоих случаях происходит приобщение к благим заслугам

Подношение пищи – в обоих случаях происходит приобщение к благим заслугам

В

традиции Махаяны ее подносят Будде, и это часть утреннего или вечернего поклонения

Миряне, принадлежащие к традиции Тхеравады, подносят пищу монахам

Таиланд

Слайд 102

Kóра – ритуальный обход вокруг какой-либо святыни тибетские женщины совершают кору вокруг ступы Боднатх, Непал

Kóра – ритуальный обход вокруг какой-либо святыни

тибетские женщины совершают кору вокруг

ступы Боднатх, Непал
Слайд 103

Гапонова Л. Три колесницы - Три Пути. Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна. Режим

Гапонова Л. Три колесницы - Три Пути. Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна. Режим

доступа: https://www.oum.ru/literature/buddizm/tri-kolesnicy-tri-puit-hinayana-mahayana-vajrayana/ Ело Ринпоче. Краткое объяснение сущности Ламрима Издание второе. Ответственный за издание Геше-лхарамба Тензин-лама. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/45237/ogl.shtml Праздники буддизма - http://textfighter.org/teology/Relig/rel_trad/glavnyi_ejednevnyi_obryad_buddistov_miryan_podnoshenie_pischi_buddizma_vremeni.php Распростарнение по регионам АТР http://studopedia.ru/2_70245_osobennosti-regionalnih-form-buddizma-chan--buddizm-i-lamaizm.html Калу Ринпоче. Ваджраяна в системе трех колесниц // Буддизм.ru https://www.buddhism.ru/o-buddizme/filosofiya-buddizma/vadzhrayana-v-sisteme-trekh-kolesnits/

Литература

Слайд 104

ЛАМ – путь, РИМ – постепенный или последовательный путь. Это отличительная

ЛАМ – путь, РИМ – постепенный или последовательный путь. Это отличительная

черта тибетского буддизма. Все версии ламрим представляют собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на Пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Аттишей. Именно в ТИБЕТЕ великий АТИША- буддийский учитель XI столетия составил первый ЛАМРИМ «Этапы пути») – текстуальная форма руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению в соответствии с учением Будды, распространённая среди тибетских буддистов. Изложение этапов духовного пути. Взяв все учения Будды он дал им четкое последовательное изложение: «Практики для 3 типов личности»

Тибетский буддизм – он же = ЛАМАИЗМ

Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны
Характерной для тибетского буддизма является передача Учения, духовной и светской власти в рамках линий перерождений видных буддийских деятелей.
В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в институте Далай-лам.