Методология гуманитарного познания_структурализм, феноменология, герменевтика

Содержание

Слайд 2

Вопросы лекции Структурализм(Ф. де Соссюр) Феноменология(Э. Гуссерль) Герменевтика (Фр. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер)

Вопросы лекции

Структурализм(Ф. де Соссюр)
Феноменология(Э. Гуссерль)
Герменевтика (Фр. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер)

Слайд 3

Структурализм Ф. де Соссюр(1857–1913) «Курс общей лингвистики»(1916) русская «формальная школа» (В.

Структурализм

Ф. де Соссюр(1857–1913) «Курс общей лингвистики»(1916)
русская «формальная школа» (В. Шкловский, Ю.

Тынянов и др.),
Пражский лингвистический кружок(Н. С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.),
американская школа структурной лингвистики (Л. Блумфилд и др.)
Копенгагенская школа,
К. Леви-Стросc
Слайд 4

Принципы структурализма – произвольность связи означаемого и означающего; – доминирование в

Принципы структурализма

– произвольность связи означаемого и означающего;
– доминирование в рамках системы

отношений между элементами над элементами;
– доминирование синхронии над диахронией. Структурный анализ предполагает отвлечение от развития системы, ее изменений в разные моменты времени(диахрония) и исследование внутренних механизмов статичной системы, взаимодействия элементов, сосуществующих в один и тот же момент времени(синхрония);
– возможность исследовать подобно языку другие системы, действующие в обществе: фольклор, ритуалы, отношения родства и т.д.
– возможность формализовать в рамах исследования любые системы теми или иными точными методами.
Слайд 5

Феноменология Эдмунд Гуссерль(1859–1938)«Логические исследования» (1900–1901), 2 тома, «Философия как строгая наука»

Феноменология

Эдмунд Гуссерль(1859–1938)«Логические исследования» (1900–1901), 2 тома, «Философия как строгая

наука» (1910–1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913)
Феноменология – это наука о ноэмах (смыслах) сознания. Гуссерль исходит из идеи неразрывности и одновременно взаимной несводимости сознания и мира, на который оно направлено(природы, социума, духовной культуры). Его принцип «К самому предмету!» – это требование воссоздать смысловое поле (поле значений) между сознанием и предметами. Феноменологическая установка направлена на сознание как формирование определенного спектра значений, усматриваемых в предмете.
Слайд 6

Феноменологические процедуры Эпохе – воздержание от суждений о том, что является

Феноменологические процедуры
Эпохе – воздержание от суждений о том, что является внешним

по отношению к сознанию
Феноменологическая редукция – выделение смысловой связи сознания и мира и отвлечение от других типов связи: причинной, функциональной и т.д.
Слайд 7

Герменевтический метод Фр. Шлейермахера Цель герменевтического метода, по Шлейермахеру, – понять

Герменевтический метод Фр. Шлейермахера

Цель герменевтического метода, по Шлейермахеру, – понять автора

лучше его самого. Если исследователь постоянно следует за движением мысли автора, то он выведет на уровень сознания многое, что для самого автора оставалось неосознанным, и тем самым поймёт автора лучше, чет тот понимал себя сам.

21.10.1768—12.02.1834

Слайд 8

Основные принципы герменевтики Шейермахера понимание охватывает всю нашу жизнь и распространяется

Основные принципы герменевтики Шейермахера
понимание охватывает всю нашу жизнь и распространяется на

любой вид речи и письма;
истолкование есть развитие процесса понимания;
основанием для правил истолкования текста выступает анализ самого понимание и литературного текста;
возможность общезначимой интерпретации выводима из природы понимания.
Слайд 9

Герменевтический метод В. Дильтея Герменевтика – это система «положений, на которую

Герменевтический метод В. Дильтея

Герменевтика – это система «положений, на которую в

равной мере опираются и в которой полу­чают надёжное обоснование суждения историка, выводы экономиста, концепции правоведа».

19.11. 1833–01.10.1911

Слайд 10

В. Дильтей: герменевтика как методология гуманитарных наук Дильтей различает «науки о

В. Дильтей: герменевтика как методология гуманитарных наук

Дильтей различает «науки о духе»

и «науки о природе» не по методам исследования (количественные ме­тоды математического естествознания используются гуманитариями), не по предмету, а по направленности исследования, по способу данности предмета исследования. Если естествознание исследует предметы как «чистые» объекты, то гуманитарные науки – как объекты, данные в субъективной перспективе.
Слайд 11

Проблема понимания в герменевтике Г.Г. Гадамера «Фундаментальная истина герменевтики, – писал

Проблема понимания в герменевтике Г.Г. Гадамера

«Фундаментальная истина герменевтики, – писал

Г.-Г. Гадамер, – такова: истину не может познать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать своё слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чём душа герменевтики».

1900–2002