Послание к Фессалоникийцам

Содержание

Слайд 2

Послания к Фессалоникийцам (первое и второе)

Послания к Фессалоникийцам (первое и второе)

Слайд 3

Слайд 4

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1. Основание Церкви в Фессалониках Город Фессалоники

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1. Основание Церкви в Фессалониках
Город Фессалоники (Солунь) –

главный город Македонии, основан во времена Александра Македонского, в III в. до Р.Х. Во времена апостола Павла это был богатый торговый город, населенный, кроме греков, евреями и римлянами. Апостол Павел прибыл в Фессалоники около 53 года, во время второго миссионерского путешествия (Деян. 17,19).
Слайд 5

Здесь Павел в течение трех суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем


Здесь Павел в течение трех суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем

и воскресшем Мессии. Многие приняли благовестие, но не уверовавшие иудеи воздвигли гонение на апостола, и он вынужден был удалиться в Коринф. За это короткое время и было положено первоначальное основание Солунской церкви.
Слайд 6

2. Повод к написанию послания Посланные в Фессолонику Тимофей и Сила

2. Повод к написанию послания
Посланные в Фессолонику Тимофей и Сила (Деяния,

18,5) вернулись и принесли много утешительного о вере и жизни солунян (1 Фес. 3,9), однако, не скрыли и недостатков как нравственного (блуд, идолопоклонство, корыстолюбие), так и вероучительного характера. Некоторые, усвоив ложное мнение о весьма скором пришествии Христа, надеялись войти в Его Царство еще при своей жизни, предавались праздности. Об участи умерших печалились, считая их отвергнутыми Богом.
Слайд 7

С тем, чтобы дополнить, недостающее вере солунян, подкрепить их в скорбях,

С тем, чтобы дополнить, недостающее вере солунян, подкрепить их в скорбях,

исправить их нравственные недостатки, а также рассеять заблуждения относительно второго пришествия Господа Иисуса Христа и судьбы умерших, и было написано послание.
Написано послание в 53 году, из Коринфа. Это хронологически первое из сохранившихся посланий апостола Павла и одна из первых книг Нового Завета.
Слайд 8

3. Содержание и разделение послания По своему содержанию Послание делится на


3. Содержание и разделение послания
По своему содержанию Послание делится на две

части:
историческую (главы 1-3) и нравоучительную (главы 4-5).
В первой части апостол вспоминает обстоятельства своей проповеди в Фессалониках и благодарит Бога за то, что солуняне держат Евангелие в чистоте, хвалит их за веру и утешает в страданиях.
Слайд 9

Во второй части апостол призывает к чистой и святой жизни, к


Во второй части апостол призывает к чистой и святой жизни, к

братолюбию; опровергает ложное представление солунян о судьбе умерших; раскрывает им тайну воскресения мертвых и тайну второго пришествия Иисуса Христа.
По причине неизвестности этого дня Господня апостол призывает к непрестанному бодрствованию и трезвению, а также дает различные наставления к благочестивой жизни.
Слайд 10

1. Воспоминание апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (2,

1. Воспоминание апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (2,

1-20)
Апостол говорит, что он, как отец с детьми своими, употреблял различные средства воздействия на солунян: убеждал, просил, умолял поступать достойно Бога, призвавшего их в Свое царство и славу (2,12). И труды апостола остались не напрасными. Поэтому он благодарит Бога за то, что солуняне приняли слово благовестия о Христе – приняли «не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно и есть по истине» (2,13).
Слайд 11

2. Призыв к святости и братолюбию (4,1-12) Непременным требованием святости являются

2. Призыв к святости и братолюбию
(4,1-12)
Непременным требованием святости являются целомудрие,

т.е. телесная и душевная чистота: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел содержать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (4,4-5). «Блуд», по апостолу Павлу, понимается в широком смысле: как всякое блуждание ума – похоть плотская и душевная.
Слайд 12

Апостол хвалит солунян за преуспевание в братолюбии и умоляет их терпеливо

Апостол хвалит солунян за преуспевание в братолюбии и умоляет их терпеливо

трудиться «своими руками», чтобы «внешние» не упрекали их в тунеядстве (4,11-12). Христиане должны честно трудиться, чтобы содержать себя и давать нуждающимся исполнения заповедь любви (Деяния 20,3-5).
Слайд 13

3. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (4,13-5,28) Не желая

3. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (4,13-5,28)
Не желая оставить

солунян в неведении относительно эсхатологических событий, о которых распространялись неправильные представления, апостол дает положительное освещение этого вопроса (4,13-18).
Прежде всего, он предостерегает от скорби в вопросе о судьбе умерших. Факт смерти и воскресения Христа есть залог будущего всеобщего воскресения.
Слайд 14

Дожившие до дня Господня не будут иметь никакого преимущества перед ранее

Дожившие до дня Господня не будут иметь никакого преимущества перед ранее

умершими верующими, они «не предупредят умерших» (4,15) входом в открывшееся Царство. Наоборот, когда вострубит Архангел в трубе Божьей, тогда «мертвые во Христе воскреснут прежде» (4,16), затем «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (4,17). Апостол и себя включает в ряд с живущими в парусии, но не в буквальном смысле: речь идет о тех христианах, которые будут жить в день явления Господа.
Слайд 15

«Труба Архангела» означает здесь образ действия Силы Божией, которая вызовет из

«Труба Архангела» означает здесь образ действия Силы Божией, которая вызовет из

могил умерших. Как когда-то мир был вызван Творцом к бытию, так он будет вызван к обновлению.
«Облака» и «воздух» тоже есть образы Божественных действий, зрительно вторгающихся в область тварного мира. Вспомним для примера, что апостолы были перенесены к месту погребения Божией Матери тоже на «облаках». Облако скрыло от взоров апостолов и возносившегося от них Господа.
Слайд 16

Последовательность воскресения. «Мертвые во Христе воскреснут первые» (4,16), потому что они

Последовательность воскресения.
«Мертвые во Христе воскреснут первые» (4,16), потому что они

являются с ангелами и 12-ю апостолами на суд вместе с Господом. Затем последует преображение живых и восхищение их к Богу. Наконец, воскреснут и нечестивые на суд (см. также 1 Кор.15,23).
Хилиасты на основании книги Откровения (20,5) утверждают, что вначале воскреснут верующие во Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет; потом воскреснут все остальные.
Слайд 17

Но, по апостолу Павлу, воскресение относится к последнему, второму пришествию Христа.

Но, по апостолу Павлу, воскресение относится к последнему, второму пришествию Христа.


По мнению же хилиастов, следует допустить не только два воскресения, но и два иных пришествия Христовых, что явно неверно.
Относительно времени наступления этого дня (парусии) апостол утверждает только его:
1) неожиданность, внезапность;
2) неотвратимость.
Слайд 18

Неожиданность: «День Господень так придет, как тать ночью» (5,2), т.е. тайну

Неожиданность: «День Господень так придет, как тать ночью» (5,2), т.е. тайну

этого дня Бог положил в своей власти и никто не знает времени пришествия его (Мф.24,36). Поэтому надлежит постоянно бодрствовать, всегда быть готовым предстать на суд. «Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни» (Блаженный Августин).
Во время полной духовной беспечности, прекращения всякой духовной борьбы, «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба»
Слайд 19

Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает,

Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает,

что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке» (5,3).
Апостол призывает верующих, как сынов света и дня, бодрствовать и трезвиться, облекшись в духовное оружие: «броню веры и любви и шлем надежды спасения», а не спать или упиваться вином (5,7-8), т.е. не проводить время в беспечности.
Слайд 20

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ Повод к написанию послания Поводом к написанию

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
Повод к написанию послания
Поводом к написанию Второго послания

к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из Первого послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание (2,2; 3,17).
Слайд 21

Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и

Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и

это вызвало беспокойство апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедростью единоверцев, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться. Во Втором послании апостол Павел раскрыл признаки второго Пришествия Христова и дал нужные советы относительно поведения и жизни, направленные, преимущественно против тунеядства.
Слайд 22

Второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной

Второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной

теме. Оно отличается простотой, задушевностью и является откликом горячо любящего, попечительного сердца апостола на конкретные вопросы жизни его пасомых.
Второе послание написано в том же году, что и первое, в 53 году; в Коринфе, вскоре после написания Первого.
Слайд 23

1. Похвала терпения солунян (глава 1) Апостол благодарит солунян за их

1. Похвала терпения солунян (глава 1)
Апостол благодарит солунян за их веру

и терпение в перенесении гонений. Эти гонения доказывают, что будет праведный суд Божий для наказания гонителей и для награды страдающих за имя Христово (1,5-7).
Слайд 24

2. Признаки Второго пришествия Господня (2,1-14) Апостол просит солунян не смущаться

2. Признаки Второго пришествия Господня (2,1-14)
Апостол просит солунян не смущаться никакими

уверениями, мнениями или ложными посланиями, будто от имени апостола Павла написанными, относительно дня Господня (2,2).
Лжеучители распространяли панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово.
Слайд 25

Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, апостол указывает некоторые признаки

Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, апостол указывает некоторые признаки

его приближения:
а) великое отступление от веры (2,3). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих (Мф.24,12) и оскудении веры на земле (Лк.18,8). «Отступление» понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (απωστασια - отпадение от когo-то, мятеж, измена.
Слайд 26

б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста, человека греха,

б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста, человека греха,

сына погибели, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2,4). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого – Богом. Его пришествие будет «по действию сатаны» (2,9), – по силе и злому характеру его деятельности (2,9–10).
Слайд 27

«Кто же будет он? Ужели сатана?- спрашивает святитель Иоанн Златоуст, и

«Кто же будет он? Ужели сатана?- спрашивает святитель Иоанн Златоуст, и

отвечает: – Нет, человек некий, который восприимет всю его силу... Не сатаною будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый».
На основании того, что Дан назван в Библии змием (Быт.49,17), заключают, что антихрист будет из колена Данова.
Слайд 28

Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще

Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще

не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» (2,7).
Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаженного Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Святого Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу.
Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию.
Слайд 29

Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет


Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет

удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» (2,8) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2,9) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» (Мф.24,22).
Слайд 30

Действие антихриста будет недолгим, – «Господь Иисус убьет его духом уст

Действие антихриста будет недолгим, – «Господь Иисус убьет его духом уст

Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2,8).
Его сатанинское обольщение будет опасно для «возлюбивших неправду», «не верующих истине» (2,12). «И за сие пошлет (попустит) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2,11).
Христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, а не тревожиться относительно времени пришествия Его.
Слайд 31

3. Различные увещания (2,15–3,15) Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере

3. Различные увещания
(2,15–3,15)
Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и

держаться преподанного им учения: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2,15).
Этот стих указывает на необходимость признания как Священного Писания, так и Священного Предания.
Слайд 32

Апостол просит также солунян всегда молиться за него для успеха его

Апостол просит также солунян всегда молиться за него для успеха его

благовествования, чтобы ему «избавиться от лукавых людей», т.е. тех, у которых лукавая, неискренняя вера.
На примере своего собственного бескорыстного служения и содержания себя своим трудом, апостол и к другим предъявляет требование: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (3,10).
Слайд 33

Не желающих трудиться надо «увещевать и убеждать... чтобы они, работая в

Не желающих трудиться надо «увещевать и убеждать... чтобы они, работая в

безмолвии, ели свой хлеб» (3,12), т.е. трудились для собственного пропитания. Не слушающих этих наставлений апостол советует иметь на замечании и не общаться с ним, «чтобы устыдить его» (3,14). Чтобы такое отчуждение ослушника не удалило от веры, апостол прибавил: «Но не считайте его за врага, а вразумляйте; как брата» (3,15).