- Главная
- Юриспруденция
- Практики конструирования образа чужих в СМИ
Содержание
- 2. Социолог Зигмунт Бауман: противопоставление своих и чужих строится не столько на объективных различиях, сколько на разных
- 3. Морская карта Огненной Земли, Freti Magellanici ac novi Freti vulgo Le Maire exactissima delineation / Guiljelmus
- 4. Соседство с чужими (особенно если они приехали с других территорий): постоянное сравнение своего и чужого →
- 5. раздражающие признаки: чужая речь, одежда в традициях исламской культуры, религиозные обряды, особенно публичные, иной образ семейной
- 6. «Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики
- 7. Публикации о трудовых мигрантах в СМИ 1. тексты с толерантной позицией авторов, мигранты здесь изображаются как
- 8. Публикации о чужих, в том числе о трудовых мигрантах, в духе толерантности предполагают внимание к нескольким
- 9. Практики конструирования медийного образа своих С в о и — воображаемое сообщество (этнос, нация, жители одного
- 10. При обсуждении своих в российских СМИ часто используют как синонимы слова русские и россияне. Это указывает
- 11. для идентификации своих достаточно часто используются негативные, интолерантные характеристики чужих, чтобы подчеркнуть: мы не такие, как
- 12. Настойчивое подчеркивание согласия и единства внутри группы свидетельствуют, скорее, о том, что их поддержание все же
- 13. В публикациях показывают основные ценности и стиль жизни, по которым определяется принадлежность к своим: счастливая семья,
- 14. Практики конструирования своих, типичные для традиционного общества: сообщество очень велико по численности и подробно представлено в
- 15. свой образ жизни оценивается как образцовый, → те, кто его не придерживается, получают негативную оценку. Антиценность
- 16. ИТАК: сообщество своих не является прозрачным и рационально организованным, его границы всегда размыты; при описании в
- 18. Скачать презентацию
Социолог Зигмунт Бауман: противопоставление своих и чужих строится не столько на
Социолог Зигмунт Бауман: противопоставление своих и чужих строится не столько на
.
Исследования в области философии и социологии показали, что могут быть выделены виды Других: враги, чужие, иные. Другое, в отличие от Чужого, воспринимается не как враждебное Нам, а как нечто сопричастное, но отличное от Нас, как Иное. Другой в какой-то степени может быть даже включен в группу «своих», что с Чужим просто невозможно.
" И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла пёсья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных."
.
Морская карта Огненной Земли, Freti Magellanici ac novi Freti vulgo Le
Морская карта Огненной Земли, Freti Magellanici ac novi Freti vulgo Le
Мир чужих часто не дифференцируется, за границами своего круга многие видят однородную опасную область неизвестных возможностей: чужие представляются как инакомыслящие, инакочувствующие, инакодействующие
Соседство с чужими (особенно если они приехали с других территорий):
постоянное сравнение
Соседство с чужими (особенно если они приехали с других территорий):
постоянное сравнение
у чужаков иные привычки и обычаи → наш образ жизни не единственный →подрывается уверенность в его полной безопасности и надежности;
особые качества у чужаков (не испугались покинуть собственную территорию и поселиться в недружелюбной среде) → конкуренты за жизненные блага на нашей территории.
однородная культурная среда: стремление избежать беспокоящих сравнений и необходимости учитывать обычаи и привычки других → как сохранить незыблемую границу между своими и чужими
раздражающие признаки:
чужая речь,
одежда в традициях исламской культуры,
религиозные обряды, особенно публичные,
иной образ
раздражающие признаки:
чужая речь,
одежда в традициях исламской культуры,
религиозные обряды, особенно публичные,
иной образ
не носит враждебного или опасного характера = черты иной этнической и религиозной культуры.
н е г а т и в н ы е стереотипы о чужих:
якобы все чужаки, приехавшие в нашу страну извне, пренебрегают правилами гигиены, разносят инфекции, распространяют вредные идеи и привычки, нарушают общепринятые нормы морали. Вера в такие обобщения позволяет противопоставлять они-группу («плохих» чужих) мы-группе («хорошим» своим).
Стереотип — это обобщенное представление о поведении какой-либо группы или большинства ее членов. Противоположные, более соответствующие действительности утверждения строятся по формуле «некоторые, но не все».
«Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения
«Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения
социальное конструирование реальности, способное производить социальный эффект политической мобилизации (или демобилизации)»
[П. Бурдье, О телевидении и журналистике].
Публикации о трудовых мигрантах в СМИ
1. тексты с толерантной позицией авторов,
Публикации о трудовых мигрантах в СМИ
1. тексты с толерантной позицией авторов,
2. тексты с выражением прагматически толерантного отношения: мигранты полезны для российской экономики, поэтому с их присутствием следует мириться. Во многих случаях в таких публикациях пишут о мигрантах как об однородной массе рабочей силы.
3. открыто заявляется интолерантная позиция в отношении мигрантов как опасных, несущих угрозу.
Публикации о чужих, в том числе о трудовых мигрантах, в духе толерантности предполагают
Публикации о чужих, в том числе о трудовых мигрантах, в духе толерантности предполагают
Различия в культуре, образе жизни и мироощущении тех, кто сегодня живет в России, обогащают нашу культуру, что каждый другой, приезжий, несет в себе целый неповторимый мир.
Позитивный опыт взаимодействия с теми, кого большинство воспринимает как чужих, например, интересны конкретные истории об адаптации и интеграции трудовых мигрантов в России.
Ксенофобия по отношению к мигрантам и другим чужим — это реакция общества на социально-экономические изменения, которые порождены не поведением социальных меньшинств, а сложным комплексом разнородных факторов. Особенно полезно привлекать к публикациям экспертов из научного сообщества, которые способны разъяснять причины неприязни к чужим, тенденции мирового развития в условиях глобализации.
В чем состоят совместные, общие интересы всех жителей России, независимо от их гражданства и места рождения.
Индивидуальные истории и конкретные люди уравновешивают безличные негативные стереотипы.
Заголовки, которые разжигают неприязнь к чужим и противопоставляют персонажей журналистских текстов по территориальному, национальному, религиозному признакам в негативном контексте, недопустимы!
Практики конструирования медийного образа своих
С в о и — воображаемое сообщество
Практики конструирования медийного образа своих
С в о и — воображаемое сообщество
о обычно в основе интолерантности к чужим, в данном случае к трудовым мигрантам, лежат вовсе не социокультурные и уж тем более не моральные отличия от своих, а неэффективные административно-правовые механизмы, обусловленные политической и экономической борьбой за ресурсы и источники дохода. Настоящие проблемы маскируются за счет поверхностных публикаций в СМИ о якобы плохих, невоспитанных, аморальных мигрантах.
Воображаемое сообщество отличается от реального сообщества, потому что оно не может быть основанным на повседневном общении его
участников. Все сообщества крупнее первобытных деревень, объединённых контактом лицом-к-лицу
(а может быть, даже и они), — воображаемые.
Участники сообщества удерживают в своём сознании ментальный образ своего сходства.
Нация является воображённой, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности (Б. Андерсон)
При обсуждении своих в российских СМИ часто используют как синонимы слова русские и россияне. Это указывает
При обсуждении своих в российских СМИ часто используют как синонимы слова русские и россияне. Это указывает
для идентификации своих достаточно часто используются негативные, интолерантные характеристики чужих, чтобы подчеркнуть: мы не
для идентификации своих достаточно часто используются негативные, интолерантные характеристики чужих, чтобы подчеркнуть: мы не
Типичные практики конструирования своих совпадают, независимо от того, о каком именно сообществе идет речь:
журналист, описывая какую-либо группу как своих, по умолчанию включает в нее себя и свою целевую аудиторию (в противоположном случае, когда журналист себя исключает, получается описание других);
приписывание мы-группе положительных ценностей. Сама по себе принадлежность к своим — это положительная характеристика героя публикации, часто это еще и условие наличия других положительных качеств. Очень популярна в таком контексте метафора «свои — это одна семья». Несмотря на то, что на самом деле отношения в социальной группе, даже самой малой, всегда сложны, именно семейная близость и солидарность — идеал взаимосвязей в группе своих.
в описании взаимоотношений между своими обязательно подчеркивается единство взглядов, духовная близость, сходство эмоциональных ощущений по важным поводам;
при описании своих типичные биографии членов сообщества являются образцами для подражания.
Настойчивое подчеркивание согласия и единства внутри группы свидетельствуют, скорее, о том,
Настойчивое подчеркивание согласия и единства внутри группы свидетельствуют, скорее, о том,
свои выделяются
по принадлежности к социальному классу,
по профессиональной принадлежности и виду образования,
социальным ролям и т. д.
Внутри обозначенной группы свои всегда значит нормальные, живущие по одним правилам.
В публикациях показывают основные ценности и стиль жизни, по которым определяется
В публикациях показывают основные ценности и стиль жизни, по которым определяется
сочетание в современном российском обществе разных образов жизни,
разных социальных укладов
универсальные практики конструирования сообщества своих → значимые различия в принципах объединения людей в сообщество
Средний класс: акцент делается на благополучие и хорошую обеспеченность людей своего круга, в число значимых ценностей попадают хорошее образование для детей, активный отдых, следование моде.
Свои, типичные для постиндустриального общества, реже бывают описаны именно как сообщество, чаще можно найти биографические описания или интервью отдельных людей, по рассказам которых угадывается типичный образ жизни той или иной группы.
Практики конструирования своих, типичные для традиционного общества:
сообщество очень велико по численности и
Практики конструирования своих, типичные для традиционного общества:
сообщество очень велико по численности и
в группе текстов, посвященной традиционно выделяемому сообществу своих, активно взаимодействуют практики толерантности к своим и интолерантности к чужим.
сущностный признак члена такого сообщества - связь с территорией, «локальность». (Земляки, коренные жители, местные)
герой публикации = образец для подражания:
биография героя от рождения до сегодняшнего дня,
эпизоды, которые характеризуют его положительно
ценности сообщества, ориентированного на традиционные, повторяющиеся образцы поведения, —единство и постоянство
характеристика рассматриваемой группы своих = негативная идентификация:
фиксация антиценностей, присущих чужим,
подчеркивание того, что мы не такие, как они.
свой образ жизни оценивается как образцовый, → те, кто его не
свой образ жизни оценивается как образцовый, → те, кто его не
Антиценность
непостоянство,
мобильность как черта жизни,
индивидуализм,
действия в одиночку,
соперничество,
конкуренция.
Утверждение любви к труду как одной из ключевых ценностей
↓
интолерантность к открытому стремлению развлекаться, отдыхать.
В конструировании
своих в районной прессе материальный достаток нередко выступает маркером чужого,
не нашего.
Во многих сообществах традиционного типа ценится умение быть как все.
ИТАК:
сообщество своих не является прозрачным и рационально организованным, его границы всегда размыты;
при описании в
ИТАК:
сообщество своих не является прозрачным и рационально организованным, его границы всегда размыты;
при описании в
выступает как этическая и
эстетическая категория, объект любви
и гордости, нравственный образец;
образ своих формирует коллективные
ожидания, транслирует культурные
образцы поведения;
практики конструирования образа своих предоставляют адресату текстов СМИ готовый механизм самоидентификации: каким быть правильно, и это получит одобрение большинства, а какого поведения лучше избегать, потому что свои это осудят.
сосредоточенность на специфичности, уникальности своего может рождать слепоту к другим, отсутствие установки на культурный диалог с ними;
чувствительность к различиям между своими и другими может стать реальной основой толерантности, когда рядом с любовью к своему рождается интерес и уважение к другому.
Работающая молодёжь в Тверской области собралась на тимбилдинг «Пятница 13-го»