Школы иконописи

Слайд 2

Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное

Новгородская школа

Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное

наследие XIII столетия. Новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.
Иконы подкупают яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих произведений новгородской живописи. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы. Особо следует отметить так называемое «палатное письмо». Палаты, yсловная архитектура, очень красивы по силуэту. Они окрашивались в мягкие сдержанные тона. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались плотным: сочными тонами киновари, кармин зелени, умбры, что создавало очень сильную цветовую гамму.
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Псковская школа Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских

Псковская школа

Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских

икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.  Новые веяния проникли в Псков из Новгорода, где с 1378 года работал гениальный Феофан Грек. Деятельность такого выдающегося мастера не могла не привлечь к себе внимания псковских художников. Вероятно, они приезжали в Новгород, чтобы подивиться творениям прославленного живописца. И одному из них удалось на основе псковских традиций и незабываемых впечатлений от феофановского искусства создать нечто столь яркое и оригинальное, что это во многом определило дальнейший ход развития псковской иконописи.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Московская школа Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее

Московская школа

Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее

расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. Именно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства. До нас, к сожалению, не дошли московские фрески и иконы XII–XIII веков, так что мы не можем составить себе представление о живописи этого времени. 
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20