Содержание
- 2. (ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ) ВОЛЬТЕР
- 3. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И БОГУ Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и
- 4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЖДЕНИЙ Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше можно найти в них
- 5. ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДЕИЗМ Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о взглядах философа, то его
- 6. ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ Что же понимает Вольтер под словом “религия”: постоянно”? Во-первых, Вольтер в своих работах развенчивает
- 7. ОТНОШЕНИЕ К АТЕИЗМУ Вообще-то, Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то он его оправдывал (атеисты
- 8. МАТЕРИАЛИЗМ Конечно и материализм Вольтера тоже не есть материализм в прямом смысле этого слова. Просто Вольтер,
- 9. СУТЬ МАТЕРИИ Вольтер не согласен с тем, что есть некая первичная материя, способная образовывать любые формы
- 10. СУЖДЕНИЕ О ДУШЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА К тому же в своих суждениях о душе Вольтер
- 11. ЧУВСТВА Вообще, чувства у Вольтера занимают далеко не последнее место в его рассуждениях об основных философских
- 12. О ЖИЗНИ Как уже говорилось, основная цель Вольтера - изучать то, что ему доступно. Поэтому, изучая
- 13. ЛЮДИ Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая “столь же необходима человеку, сколь кровь,
- 14. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что “человек не походит на
- 15. ГОСУДАРСТВО Вольтер отождествляет повиновение Богу и законам: “древняя максима гласила, что следует повиноваться не людям, но
- 17. Скачать презентацию
(ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ)
ВОЛЬТЕР
(ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ)
ВОЛЬТЕР
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И БОГУ
Важное место в философии Вольтера занимает его
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И БОГУ
Важное место в философии Вольтера занимает его
ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЖДЕНИЙ
Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше
ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЖДЕНИЙ
Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше
Вольтер считает, что Бог - “единственный, кто могущественен, ибо это он все создал, но не в сверх мере могущественен”, так как “каждое существо ограничено своей природой” и “существуют вещи, коим верховный интеллект не в силах воспрепятствовать, например, воспрепятствовать тому, чтобы прошлое не существовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести. чтобы будущее не вытекало из настоящего.” Верховное бытие “всё сделало в силу необходимости, ибо, если бы его творения не были бы необходимы, они были бы бесполезны.” Но эта необходимость не лишает его воли и свободы, потому что свобода - это возможность действовать, а Бог - очень могущественен и поэтому самый свободный. Таким образом, по Вольтеру - Бог не всемогущий, а просто просто самый могущественный; не абсолютно, а самый свободный.
ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДЕИЗМ
Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о
ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДЕИЗМ
Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о
Вольтер писал: ”Утешимся в том. что мы не знаем соотношений между паутиной и кольцом Сатурна, и будем продолжать исследовать то, что нам доступно.” По-моему, именно этим он и занимается. И, считая дальнейшее изучения бытия недоступным, Вольтер переходит к рассуждениям на тему религии. Здесь надо отметить, что Вольтер всегда чётко разделял философию и религию: “Никогда не надо впутывать Священное писание в философские споры: это совершенно разнородные вещи, не имеющие между собой ничего общего.” В философских спорах речь идёт лишь о том, что мы можем познать на собственном опыте, поэтому не следует прибегать к Богу в философии, но это не значит, что философия и религия несовместимы. В философии к Богу нельзя прибегать лишь тогда, когда надо объяснить физические причины. Когда же спор идёт о первичных принципах, обращение к Богу становится необходимым, так как, если бы мы познали наше первичное начало, мы бы всё знали о будущем и стали бы богами для себя. Вольтер считает, что философия не повредит религии, так как человек не способен разгадать что есть Бог. “Никогда философ не говорит, что он вдохновлён Богом, ибо с этого момента он перестаёт быть философом и становится пророком.” Выводы философов противоречат канонам религии, но не вредят им.
ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ
Что же понимает Вольтер под словом “религия”: постоянно”? Во-первых, Вольтер
ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ
Что же понимает Вольтер под словом “религия”: постоянно”? Во-первых, Вольтер
” Это религия, которая “учила бы терпимости по отношению к остальным и, заслужив таким образом всеобщее расположение, была бы единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев... Она не столько бы предлагала людям искупление прегрешений, сколько вдохновляла бы их к общественным добродетелям... не разрешала бы (своим служителям) узурпировать ... власть, способную превратить их в тиранов.” Именно этого не хватает христианской религии, которую Вольтер считал единственно верной, причём настолько верной, что “ она не нуждается в сомнительных доказательствах.”
Вольтер всегда крайне негативно относился к религиозным фанатикам, считая, что они способны принести гораздо больше вреда, чем все атеисты. Вольтер - решительный противник религиозной нетерпимости. “Всякий, кто скажет мне: “Думай как я или Бог тебя покарает”, говорит мне: “думай как я или я тебя убью.
” Источником же фанатизма является суеверие, хотя само по себе оно может быть безвредным птариотическим энтузиазмом, но не опасным фанатизмом. Суеверный человек становится фанатиком, когда его толкают на любые злодейства во имя Господа. Если закон преступают верующий и неверующий, то первый из них остаётся всю жизнь монстром, второй же впадает в варварство лишь на мгновение, потому что “последний имеет узду, первого же ничто не удерживает.”
“Наиболее глуп и зол тот народ, который “более других суеверен”, так как суеверные считают, будто они выполняют из чувства долга то, что другие делают по привычке или в припадке безумия.” Суеверие для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием. Фанатизм же Вольтер считал злом большим, чем атеизм: “Фанатизм тысячекрат гибельнее, ибо атеизм вообще не внушает кровавых страстей, фанатизм же их провоцирует; атеизм противостоит преступлениям, но фанатизм их вызывает.” Атеизм, - считает Вольтер, - это порок некоторых умных людей, суеверие и фанатизм - порок глупцов. Вообще, атеисты - большей частью смелые и заблуждающиеся учёные.
ОТНОШЕНИЕ К АТЕИЗМУ
Вообще-то, Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то
ОТНОШЕНИЕ К АТЕИЗМУ
Вообще-то, Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то
Вольтер явно симпатизирует атеистам и убеждён, что общество, состоящее из атеистов возможно, так как общество формирует законы. Атеисты, будучи притом и философами, могут вести очень мудрую и счастливую жизнь под сенью законов, во всяком случае они жили бы в обществе с большей лёгкостью, чем религиозные фанатики. Вольтер всё время сравнивает атеизм и суеверие, и предлагает читателю избрать меньшее зло, в то время как сам он сделал свой выбор в пользу атеизма.
Конечно, несмотря на это, нельзя назвать Вольтера поборником атеистических идей, но его отношение к Богу и религии таково, что Вольтера можно отнести к тем мыслителям, которые так до конца и не определились в своём отношении к вере. Тем не менее, можно сказать, что Вольтер строго разграничивает веру в Бога и религию. Он считает, что атеизм лучше слепой веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. “Атеизм и фанатизм - два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим.” Атеизм может, самое большее, позволить существовать общественным добродетелям в спокойной частной жизни, однако, среди бурь жизни общественной он должен приводить к всевозможным злодействам. “Атеисты, держащие в своих руках власть, были бы столь же зловещи для человечества, как и суеверные люди. Разум протягивает нам спасительную руку в выборе между двумя этими чудищами.” Вывод очевиден, так как известно, что Вольтер превыше всего ценил разум и именно его считал основой всего.
Таким образом, атеизм Вольтера - это не привычный атеизм, категорически отрицающий существование Бога и всего того, что недоступно человеческому разуму, а скорее просто выбор из двух зол меньшего, причём выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными доказательствами того, что именно это зло является меньшим.
МАТЕРИАЛИЗМ
Конечно и материализм Вольтера тоже не есть материализм в прямом смысле
МАТЕРИАЛИЗМ
Конечно и материализм Вольтера тоже не есть материализм в прямом смысле
СУТЬ МАТЕРИИ
Вольтер не согласен с тем, что есть некая первичная материя,
СУТЬ МАТЕРИИ
Вольтер не согласен с тем, что есть некая первичная материя,
” Последняя фраза - самая универсальная из аксиом Вольтера. Материя неразрывно связана с движением, но Вольтер считает материю инертной массой, она может лишь сохранять и не передавать движение, а не быть его источником, следовательно движение не вечно. Если бы материя “имела сама по себе хоть малейшее движение, это движение было бы ей внутренне присуще, а в этом случае наличие в ней покоя оказалось бы противоречием.” Это - один из аргументов, которые высказывал Вольтер против атеизма, так как из этого следует, что раз материя не может двигаться сама по себе, значит она получает движение извне, но не от материи, а от иматериального существа, коим является Бог. Но Вольтер не приводит аргументов против довода о том, что движение абсолютно, а покой же относителен. Несмотря на все предыдущие доводы, Вольтеру, в конце концов, пришлось признать, что движение вечно, так как ни один закон природы не действует без движения, а все существа без исключения подчиняются “вечным законам”. Таким образом, нельзя назвать Вольтера материалистом, но и говорить о том. что материалистические идеи ему чужды, - грешить против истины.
СУЖДЕНИЕ О ДУШЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА
К тому же в своих
СУЖДЕНИЕ О ДУШЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА
К тому же в своих
ЧУВСТВА
Вообще, чувства у Вольтера занимают далеко не последнее место в его
ЧУВСТВА
Вообще, чувства у Вольтера занимают далеко не последнее место в его
Несмотря на важную роль, отводимую Вольтером чувствам, он, судя по всему, ставит мысль выше: “Я признаю, что не льщу себе мыслью, будто бы я имел идеи в том случае, если бы всегда был лишён всех моих пяти чувств; но меня не убедят в том, что моя мысленная способность - следствие пяти объединённых потенций, поскольку я продолжаю думать и тогда, когда теряю их одну за другой.” Нашими первыми идеями являются наши ощущения, потом появляются сложные идеи из ощущений и памяти (память - способность увязывать понятия и образы “и связывать с ними поначалу какой-то небольшой смысл”), затем мы подчиняем их общим идеям. Итак, “все обширные познания человека вытекают из единственной этой способности сочетать и упорядочивать таким образом наши идеи.”
О ЖИЗНИ
Как уже говорилось, основная цель Вольтера - изучать то, что
О ЖИЗНИ
Как уже говорилось, основная цель Вольтера - изучать то, что
Большой интерес представляют вольтеровские размышления о жизни, об основных принципах её устройства, о человеке и обществе. Здесь его взгляды весьма прогрессивны (естественно, для того времени, так как сейчас известны и более смелые идеи).
Вся наша жизнь - “удовольствие и страдание”, которые даны нам от Бога, так как мы сами не можем быть причиной собственных страданий. Хотя люди и считают, что всё делают справедливо и разумно, их поступками во всех случаях жизни руководит рутина; размышлению же они обычно предаются крайне редко, по особым случаям и, как правило, когда на него уже не осталось времени. Даже те действия, которые кажутся следствием воспитания и образованности ума, “Являются на самом деле инстинктами. Все люди ищут удовольствий, только те, кто имеет более грубые органы чувств, ищут ощущений, в которых душа не принимает участия; те же, кто обладает более утончёнными чувствами, стремятся к более изящным забавам.”
ЛЮДИ
Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая “столь же
ЛЮДИ
Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая “столь же
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что
ГОСУДАРСТВО
Вольтер отождествляет повиновение Богу и законам: “древняя максима гласила, что следует
ГОСУДАРСТВО
Вольтер отождествляет повиновение Богу и законам: “древняя максима гласила, что следует