Для урока по античной и средневековой литературе в 9 классе Для урока по античной и средневековой литературе в 9 классе http://lib.ru/POEEA

Содержание

Слайд 2

Гай Валерий КатуллGaius Valerius Catullus «Римский поэт Катулл, читающий своим друзьям»

Гай Валерий КатуллGaius Valerius Catullus

«Римский поэт Катулл, читающий своим друзьям» (фрагмент).

Картина Степана Бакаловича
Дата рождения:ок. 87 до н.э.
Месторождения:Верона
Дата смерти:ок. 54 до н.э.
Жанр:поэзия
Слайд 3

Гай Валерий Катулл (лат. Gaius Valerius Catullus) (ок. 87 до н.э.)

Гай Валерий Катулл (лат. Gaius Valerius Catullus) (ок. 87 до н.э.) (ок.

87 до н.э. – ок. 54 до н.э.) — один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.
Слайд 4

консул 63 до н.э. Предшественник:Луций Юлий Цезарь и Гай Марций Фигул

консул 63 до н.э.
Предшественник:Луций Юлий Цезарь и Гай Марций Фигул
Преемник:Децим Юний Силан

и Луций Лициний Мурена 
Деятельность:защитник республики
Рождение:3 января3 января 106 до н. э.3 января 106 до н. э.Арпинум
Смерть:7 декабря7 декабря 43 до н. э.7 декабря 43 до н. э.Формиа 
Научная деятельность:философия, риторика
Известен как:автор речей, трактатов и писем 
Награды:титул «отец отечества» (pater patriae)

ЦИЦЕРОН

Слайд 5

ЦЕЗАРЬ Диктатор Римской республики Октябрь 49 до н. э. — 15

ЦЕЗАРЬ

Диктатор Римской республики
Октябрь 49 до н. э. — 15 марта 44 до н.э.
Рождение:12

июля102 до н. э. Рим
Смерть:15 марта 44 до н. э. Рим
Династия:ЮлииДинастия:Юлии, Юлии-Клавдии
Отец:Гай Юлий Цезарь старший
Мать:Аврелия Котта
Супруга:1. Корнелия Цинилла (83 до н. э.(83 до н. э. - 69 до н. э.) 2. Помпея Сулла (68 до н. э. - 62 до н. э.) 3. Кальпурния Пизонис (59 до н. э. - 44 до н. э.)
Дети:1. Юлия Цезарис (дочь Цезаря) (от первого брака) 2. Птолемей XV Цезарион (внебрачный сын от связи с Клеопатрой)
Слайд 6

Клеопатра Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч.Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69

Клеопатра

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч.Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 —Клеопа́тра

VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического ЕгиптаКлеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку АнтониюПрославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию, покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.
Слайд 7

Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры: Ибо красота этой женщины была

Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:
Ибо красота этой женщины была не

тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие
Слайд 8

Египетская статуя Клеопатры VII из базальта

Египетская статуя Клеопатры VII из базальта

Слайд 9

Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона ЖеромаКлеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)

Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона ЖеромаКлеопатра и Цезарь. Картина художника

Жана-Леона Жерома (1866 г.)
Слайд 10

Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892

Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892

Слайд 11

Портреты Клеопатры VII на монетах

Портреты Клеопатры VII на монетах

Слайд 12

Стихотворения. Книга Катулла Веронского. Перевод Максима Амелина Кто получит забавную книжонку,

Стихотворения. Книга Катулла Веронского. Перевод Максима Амелина  
Кто получит забавную книжонку,
пемзой

только что тертую, в подарок? —
Ты, Корнелий, — зане еще тогда ты
все безделки мои во что-то ставил,
самый первый когда из Италийцев
все лета уложить дерзнул в три свитка,
многотрудных, Юпитер! и премудрых.
На, — какою книжонка ни была бы, —
все равно; да продлится дольше века
жизнь ее, покровительница-Дева!
Слайд 13

Воробей, баловство моей малышки, с кем играть и кого держать на

Воробей, баловство моей малышки,
с кем играть и кого держать на грудке,
подавать

на укус кому мизинчик,
понуждая клевки больнее делать, —
лишь от скуки моей пригожей милым
кем-нибудь позабавиться охота,
чтоб утешить свою печаль, — уверен:
чтоб утишить огонь неугасимый.
Так с тобою и сам играть я мог бы,
груз томлений душевных облегчая!
Слайд 14

Гораций Гораций (полное имя Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus);

Гораций

Гораций (полное имя Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus);

65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э.); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим) — римский); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим) — римский поэт); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим) — римский поэт «золотого века» римской литературы); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим) — римский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия — 8 до н. э., Рим) — римский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
Слайд 15

ОКТАВИАН АВГУСТ 1-й Римский император1-й Римский император16 января1-й Римский император16 января

ОКТАВИАН АВГУСТ

1-й Римский император1-й Римский император16 января1-й Римский император16 января 27

год до н. э.1-й Римский император16 января 27 год до н. э. — 19 августа1-й Римский император16 января 27 год до н. э. — 19 августа 14 год
Преемник:Тиберий Цезарь Август 
Рождение:23 сентября23 сентября 63 год до н. э.23 сентября 63 год до н. э.Рим
Смерть:19 августа19 августа 14 год Нола
Похоронен:Мавзолей АвгустаМавзолей Августа, Рим
Династия:Юлии-Клавдии
Отец:Гай Октавий
Мать:Атия Бальба Цезония
Супруга:1. Клодия1. Клодия (41 год до н. э.) 2. Скрибония2. Скрибония (40 год до н. э.2. Скрибония (40 год до н. э. - 39 год до н. э.) 3. Ливия Друзилла3. Ливия Друзилла ( 38 год до н. э.3. Ливия Друзилла ( 38 год до н. э. - 14 год)Дети:дочь: Юлия Старшая (от Скрибонии)
Слайд 16

изречения Carpe diem — «хватай день» (Carmina I 11, 8). В

изречения

Carpe diem — «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде:

«carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) день, как можно менее полагаясь на следующий»
Dulce et decorum est pro patria moriDulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войныDulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда ОуэнаDulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна «Dulce Et Decorum Est» об этой войне.
Sapere audeSapere aude — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом КантомSapere aude — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения.
Слайд 17

В России Горацию подражал КантемирВ России Горацию подражал Кантемир; увлекались им

В России Горацию подражал КантемирВ России Горацию подражал Кантемир; увлекались им

ПушкинВ России Горацию подражал Кантемир; увлекались им Пушкин, ДельвигВ России Горацию подражал Кантемир; увлекались им Пушкин, Дельвиг, Майков и другие.
Слайд 18

В честь Горация назван кратер на Меркурии.

В честь Горация назван кратер на Меркурии.

Слайд 19

Данте Алигьери Dante Дата рождения:1265 Дата смерти:1313/14 сентября13/14 сентября 1321 Род деятельности:поэт

Данте Алигьери Dante

Дата рождения:1265
Дата смерти:1313/14 сентября13/14 сентября 1321
Род деятельности:поэт

Слайд 20

Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri) (1265) (1265— 13/14 сентября 1321) (1265—

Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri) (1265) (1265— 13/14 сентября 1321) (1265—

13/14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка) (1265— 13/14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии) (1265— 13/14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Бокаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Слайд 21

Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма) — твёрдая

Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма) — твёрдая

поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Who will in fairest book of Nature know…»)[1].
Возник в XIII в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.
Слайд 22

Сонет в России В русской поэзии стандартный размер сонета — пятистопный

Сонет в России

В русской поэзии стандартный размер сонета — пятистопный ямб,

но допускаются и отклонения. В отличие от большинства других твердых форм, сонет сохраняет актуальность и в современной русской поэзии. В качестве примеров можно привести «Сонеты на рубашках» Генриха Сапгира и «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова, пародирующего Бродского.
Слайд 23

Памятник Данте 1865 г. Флоренция

Памятник Данте 1865 г. Флоренция