Геополитика исламского мира

Содержание

Слайд 2

Пять столпов ислама

Пять столпов ислама

Слайд 3

УНИВЕРСАЛИЗМ ИСЛАМА: методологические, геополитические, социальные и экономические аспекты.

УНИВЕРСАЛИЗМ ИСЛАМА: методологические, геополитические, социальные и экономические аспекты.

Слайд 4

Течения ислама В основе ваххабизма лежат требования строгого единобожия, отхода от

Течения ислама

В основе ваххабизма лежат требования строгого единобожия, отхода от греховных

новшеств,

в том числе от культа святых, роскоши и т.д. Важное место принадлежит джихаду. Ваххабизм получил распространение среди радикальной части исламистов, а в Саудовской Аравии является государственной религией.

Суннизм – течение ислама, признающее сунну наряду с Кораном.

При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме, халифе) сунниты опираются на согласие всей общины, а не только, как шииты, на мнение алидов. Сунниты в исламском мире составляют большинство.

Шииты не признают суннитских халифов, поскольку не считают их законными преемниками Мухаммеда (они считают таковыми только алидов).

Шиизм – государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне, Азербайджане.

Слайд 5

Салафи́я (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники») – это исламское течение в

Салафи́я (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники») – это исламское течение в суннизме,

объединившее последователей имама Ибн Ханбала. Возникло в начале IX в. Объединяет мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, квалифицируя как бида все позднейшие нововведения, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.
Салафия означает понимание религии в том виде, в котором её понимал пророк и его сподвижники.
Главный догмат салафитов — это вера в безусловно единого Бога (таухид).
Главная задача салафитов – это борьба за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей и отвержение различных нововведений (бида).
Идеи салафитов в XVIII в. легли в основу идеологии ваххабитов.
В XX в. идеи салафитов были восприняты «Братьями-мусульманами». Салафитами являются приверженцы пуританского ислама на территории Северного Кавказа, неверно называемые ваххабитами.
Слайд 6

Слайд 7

В 922 г. посольство багдадского халифа аль-Муктадира достигло государства волжских булгар,

В 922 г. посольство багдадского халифа аль-Муктадира достигло государства волжских

булгар, которые изъявили желание добровольно принять ислам.
В 1445 г. великий князь московский Василий II за военную помощь отдал казанскому царевичу Касиму в удел Городец-Мещерский с волостью, положив начало Касимовскому царству на Оке.
В 1716 Пётр I повелел сделать первый перевод Корана на русский язык и поручил Дмитрию Кантемиру перевести жизнеописание пророка Мухаммеда.
17 июня 1773 г. по распоряжению Екатерины II был издан указ Святейшего Правительствующего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и запрещении Архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий». В указе приводились слова Императрицы: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то Ея Величество и с тех же правил, сходствуя Его Святой воле, и в сем поступать изволит, желая только, чтобы между подданными Ея Величества всегда любовь и согласие царствовали».
Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. учреждено Духовное Собрание магометанского закона. Ислам был признан в качестве второй государственной религии России. Мусульманское духовенство стало пользоваться государственной поддержкой, служители Собрания получали жалование от государства (муфтий Гусейн получал 1500 р. в год).
Слайд 8

Евразийское цивилизационное пространство: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД : СОВЕСТЬ+ДОЛГ=СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Евразийское цивилизационное пространство:

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД :
СОВЕСТЬ+ДОЛГ=СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 9

Иран в период расцвета – от Средиземноморья до Инда (553-586 гг.

Иран в период расцвета – от Средиземноморья до Инда (553-586 гг.

до н.э. – правление Кира II Великого)
Слайд 10

Иран Персидский царь Дарий I впервые в истории осуществил принцип разделения

Иран

Персидский царь Дарий I впервые в истории осуществил принцип разделения

властей: войска не подчинялись сатрапам (местным руководителям) и в то же время военачальники не имели административной власти.
Впервые монотеистическая религия (зороастризм) стала государственной.
В VII в. арабы завоевали Иран и распространили ислам. Персидская культура стала основой для начала золотого века ислама. Однако арабизация в Иране не имела успеха – в ответ началось возрождение персидского языка и литературы.
В 1220 г. северо-восток Ирана подвергся разорению Чингис-хана. К 1260 г. население Ирана сократилось с 2,5 млн. до 250 тыс. чел. Монголы правили частью Ирана до середины XIV в.
Ислам шиитского толка принят в Иране в качестве государственной религии в 1501 г.
Слайд 11

Государственное устройство Ирана Высший руководитель (Рахбар) Верховный главнокомандующий, руководитель военной разведки,

Государственное устройство Ирана

Высший руководитель (Рахбар)
Верховный главнокомандующий, руководитель военной разведки, назначает людей

на ключевые посты, избирается Советом экспертов

Президент
Назначает членов Совета Министров, координирует работу правительства, назначает министров обороны и разведки с одобрения Рахбара, избирается прямым всенародным голосованием на 4 года.

Меджлис (парламент)
Состоит из 290 членов, избираемых всенародным голосованием на 4 года. Разрабатывает законопроекты, ратифицирует международные договоры, составляет бюджет.

Совет стражей конституции
Проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву, может наложить вето на любое решение Меджлиса. Состоит из 12 членов, 6 назначаются Рахбаром.

Совет целесообразности
Разрешает спорные вопросы между Меджлисом и Советом стражей, является совещательным органом при Рахбаре.

Совет экспертов
Состоит из 86 представителей исламского духовенства, собирается на неделю каждый год. Избирает Рахбара и может сместить его в любое время. Избирается всенародным голосованием на 8 лет.

Органы местного самоуправления

Судебная система: Народный суд (гражданские дела), Революционный суд (особые преступления, решение не подлежит обжалованию), Особый духовный суд (высшая инстанция - Рахбар)