Содержание

Слайд 2

План 1. Условия возникновения и особенности развития античной цивилизации. 2.Этапы развития

План

1. Условия возникновения и особенности развития античной цивилизации.
2.Этапы развития древнегреческой цивилизации.
3. Древнегреческая цивилизация

и её вклад в историю.
4.Этапы развития Древнеримской цивилизации.
5. Древнеримская цивилизация и её вклад в историю.
Слайд 3

Литература: 1. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. (Електорнная версия). 2.Всемирная история.

Литература:

1. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. (Електорнная версия). 2.Всемирная история. Учебник

для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮИНТИ, 2001.
3. Древние цивилизации / Под общей редакции Г.М. Бонгард – Левина – М.: Мцысль, 1989.
4.Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. – 320 с.
5.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Йошкар-Ола: Марийський полиграфическо-издательский комбинат, 1997. – 496 с.
6.Радциг С. И. История древнегреческой литературы: Учебник. – 5-е изд. – М.: Высш. школа, 1982. – 487 с.
7. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – Искусство, 1989. – 304 с.
Слайд 4

Значение греко-римской цивилизации Греко-римская цивилизация первая фаза европейской цивилизации. Греческая цивилизация

Значение греко-римской цивилизации

Греко-римская цивилизация первая фаза европейской цивилизации.
Греческая

цивилизация сложилась на перекрёстке более древних мировых культур.
Слайд 5

…То, что принято не совсем правильно называть историей древнего мира; в

…То, что принято не совсем правильно называть историей древнего мира; в

сущности это не что иное, как история культуры тех народов, которые жили вокруг Средиземного моря.
Теодор Моммзен

…То, что принято не совсем правильно называть историей древнего мира; в сущности это не что иное, как история культуры тех народов, которые жили вокруг Средиземного моря.
Теодор Моммзен

Слайд 6

Древняя Греция

Древняя Греция

Слайд 7

К числу индоевропейских языков принадлежат и различные диалекты греческого языка. Это

К числу индоевропейских языков принадлежат и различные диалекты греческого языка.

Это заставляет нас отнестись с большим доверием к античной традиции, по которой различные греческие племена пришли в позднейшую Грецию из северной части Балканского полуострова. Но единого греческого племени с единым греческим языком не существовало: существовал ряд греческих племен, говоривших на различных диалектах.
С.Я. Лурье
Слайд 8

Греческие племена Ахейцы Ионийцы Эолийцы Дорийцы Самоназвание всего греческого народа «Эллины»

Греческие племена

Ахейцы
Ионийцы
Эолийцы
Дорийцы
Самоназвание всего греческого народа «Эллины» появилось довольно поздно. Гомер

называл весь народ по имени одного из племён «ахейцами», иногда «данайцами». «Греками» эллинов называли римляне.
Слайд 9

Периодизация истории Древней Греции. 1.Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.).

Периодизация истории Древней Греции.

1.Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.).
2.Гомеровский

(XI-IX вв. до н. э.).
3.Архаический (VIII-VI вв. до н. э.).
4.Классический (V-IV вв. до н. э.).
5.Эллинистический (IV-I вв. до н. э.).
6.Римский (I в. до н.э. – V в. н.э.)
Слайд 10

Минойский Крит Начало Европейской цивилизации – Минойский Крит. Мир Минотавра и

Минойский Крит

Начало Европейской цивилизации
– Минойский Крит.
Мир Минотавра и царя

Миноса,
воспетый мифами. Возможный
прообраз Атлантиды
Платона. На Крите с негреческим
населением государство
сложилось раньше чем на
полуострове и в мифах отражена
зависимость материковой
Греции от Крита.

Тесей и Минотавр. Изображение на вазе

Слайд 11

Зарождение цивилизации Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия

Зарождение цивилизации

Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия и

право послужили основой для развития торговли и создания цивилизации, до сих пор поражающей нас свои изяществом и могуществом.
Возникновение на Крите первых государств относится к началу II тыс. до н.э. Тогда же на острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность. Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н.э. столицей всего острова. В дальнейшем власть кносских царей распространилась на многие острова и прибрежные области Эгейского моря. Критский флот господствовал в Восточном средиземноморье, очистив его от пиратов и установив там свободу судоходства. Крит развивал связи с Кикладскими островами, материковой Грецией, Сирией, Египтом и Месопотамией. Расширялось мореплавание и торговля, а значит, усиливалось влияние других культур.
Артур Эванс назвал открытую им цивилизацию «Минойской» в честь мифического царя Миноса. Позднее в науке утвердилось название «Крито-Микенская», так как первым очагом возникшей на Крите цивилизации в материковой Греции стал город Микены.
Слайд 12

Расселение греческих племён В древности семь городов спорили за право называться

Расселение греческих племён

В древности семь городов спорили за право называться родиной

Гомера. Но вероятно он происходил из ионийского племени, так как его поэмы написаны на ионийском наречии.
Ионийцы жили на востоке Средней Греции, затем расселились по островам Эгейского моря и западной части Малой Азии, которая стала называться «Ионией».
Ахейцы, если верить древним авторам занимали первоначально весь полуостров, но после дорийского завоевания стали занимать северную часть Пелопоннеса.
Дорийцы жили первоначально на севере, но потом переселились на самый юг полуострова. Восточная и центральная часть полуострова досталась эолийцам.
Слайд 13

Владыки моря Флот Крита в Минойскую эпоху господствовал на Средиземном море.

Владыки моря

Флот Крита в Минойскую эпоху господствовал на Средиземном море.

Потому критские цари, как впоследствии правители другой «Владычицы морей» - Великобритании не боялись вторжения извне. Вероятно, по этой причины ни один из городов Крита в Минойский период не был окружён крепостной стеной.
Слайд 14

Первооткрыватели Крито-Микенской цивилизации Генрих Шлиман (1822-1890) Артур Эванс (1857-1941)

Первооткрыватели Крито-Микенской цивилизации

Генрих Шлиман (1822-1890)

Артур Эванс (1857-1941)

Слайд 15

Золото Шлимана Софья Шлиман в «Золоте головного убора Елены Троянской» «Маска Агамемнонона» из Микен

Золото Шлимана

Софья Шлиман в «Золоте головного убора Елены Троянской»

«Маска Агамемнонона»

из Микен
Слайд 16

Лабиринт Конечно, лабиринт не был создан одним архитектором, пусть даже гениальным.

Лабиринт

Конечно, лабиринт не был создан одним архитектором, пусть даже гениальным. Дворец

(точнее дворцовый комплекс) возводился на протяжении нескольких столетий. В него входит множество собственно дворцовых, хозяйственных и подсобных помещений.
Артур Эванс вёл раскопки с 1900 года на протяжении более 25 лет.

«Световой колодец» во дворце

Слайд 17

Слайд 18

Фрески из лабиринта Придворные дамы Игра с быком. Вероятно, религиозный обряд

Фрески из лабиринта

Придворные дамы

Игра с быком. Вероятно,
религиозный обряд

Слайд 19

Письменность возникшая на Крите (линейное письмо А), проникла в Материковую Грецию,

Письменность возникшая на Крите (линейное письмо А), проникла в Материковую Грецию,

где была приспособлена для нужд греческого языка (линейное письмо Б). Письмо было смешанным (слоговое-идеографическое). Линейное письмо А (на минойском языке) дешифровано лишь частично. Линейное письмо Б (на греческом языке), дешифровано в 1950-1953 английским учёным Майклом Вентрисом.


Один из древнейших образцов первоначальной греческой письменности

Слайд 20

Алиса Кобер (1906-1950) Майкл Вентрис (1922-1956) Джон Чедвик (1920-1998) Расшифровка линейного письма Б

Алиса Кобер
(1906-1950)

Майкл Вентрис
(1922-1956)

Джон Чедвик
(1920-1998)

Расшифровка линейного письма Б

Слайд 21

Классовое общество складывается и в Материковой Греции. В начале II тысячелетия

Классовое общество складывается и в Материковой Греции. В начале II тысячелетия

до н.э.(период бронзового века) появляются первые города-государства. Микены, Афины, Фест, Пилос, Фивы, Тиринф. Этот период истории Греции нашёл отражение в мифах и Гомеровском эпосе.

Классовое общество складывается и в Материковой Греции. В начале II тысячелетия до н.э.(период бронзового века) появляются первые города-государства. Микены, Афины, Фест, Пилос, Фивы, Тиринф. Этот период истории Греции нашёл отражение в мифах и Гомеровском эпосе.

Львиные ворота в Микенах

Слайд 22

Гибель Минойского Крита Упадок Минойской цивилизации был по-видимому вызван природной катастрофой.

Гибель Минойского Крита

Упадок Минойской цивилизации был по-видимому вызван природной катастрофой. Около

1500 года до н.э. произошло грандиозное извержение вулкана Санторин. Возможно именно оно вдохновило Платона на создание мифа об Атлантиде. Взрыв вулкана был в 200000 сильнее взрыва атомной бомбы, уничтожившей Хиросиму, и в 3 раза сильнее взрыва вулкана Кракатау в 1883 году.
Около 1400 года до н.э. Крит оказался под контролем Микен.
Слайд 23

Троянская война и Возвращение Гераклидов Итак, в середине II тысячелетия до

Троянская война и Возвращение Гераклидов

Итак, в середине II тысячелетия до

н.э. Критская культура проникает в материковую Грецию. Ахейцы быстро усваивают её достижения, и центром их цивилизации становится город Микены. Ахейцы ведут победоносные войны с хеттами в Малой Азии, в частности с Троей (около 1200 г. до н.э.).
Но сто лет спустя ахейцы подверглись нападению дорийских племён. Это событие сами греки называли «возвращением Гераклидов». Потомки Геракла не могли согласно мифам вернуться на родину, где правили потомки Эврисфея и поселились у дорийцев, царями которых стали. Спустя три поколения они вернулись во главе своих войск, чтобы отомстить.
Развитие Крито-Микенской цивилизации было прервано.

Троянский конь

Слайд 24

Дорийское нашествие Итак, развитие Крито-Микенской цивилизации было прервано нашествием Дорийских племён,

Дорийское нашествие

Итак, развитие Крито-Микенской цивилизации было прервано нашествием Дорийских племён,

двинувшихся с севера. Дорийцы были такими же греками, как и ахейцы, ионийцы и эолийцы. Но, в отличие от них, дорийцы первоначально жили вдали от моря, то есть от Минойского Крита, потому несколько «задержались на старте». Дорийцы «огнём и мечом» прошлись по всей Греции. Общество было отброшено назад в эпоху варварства, письменность была забыта.
Слайд 25

Поединок Ахиллеса и Гектора В период наступивших «тёмных веков» был создан

Поединок Ахиллеса и Гектора

В период наступивших «тёмных веков» был создан

гомеровский эпос. Там нашли своё отражение и простой быт Гомеровской эпохи, когда появились поэмы, и воспоминания о блестящем Крито-Микенском периоде.

Поединок Ахиллеса и Гектора

Слайд 26

Появление греческого алфавита Гомеровский период называют также «Тёмные века», так как

Появление греческого алфавита

Гомеровский период называют также «Тёмные века», так как

Письменность в то время была забыта. Древнейшие дошедшие до нас образцы новой греческой письменности относятся VIII в. Она была создана на основе финикийского письма с добавлением гласных букв. Это был первый алфавит, где присутствовали и гласные и согласные буквы. От него происходит и латинский алфавит, и славянская Кириллица.
Слайд 27

Греческое общество в Гомеровский период В гомеровский период во главе общины

Греческое общество в Гомеровский период

В гомеровский период во главе общины стоял

царь «базилевс». Царь считался потомком какого-либо божества.
В важнейших случаях царь должен был совещаться со старейшинами «геронтами».
Для обнародования принятых решений, или для того чтобы получить народное одобрение царь созывал народное собрание «агору», или «эклесию».
В этот период шёл процесс имущественного расслоения общинников. Одни богатели, другие наоборот беднели и разорялись. Складывается слой знати «аристократии», которую уже Гомер называл лучшими людьми.
Появилось долговое рабство.
Постепенно родовой быт начал разлагаться. Роды распадались на семьи и в то же время соединялись для создания родовых союзов «фил».
Слайд 28

Великая колонизация В VIII-VII вв. до н.э. происходил процесс, получивший название

Великая колонизация

В VIII-VII вв. до н.э. происходил процесс, получивший название Великая

колонизация. Многие жители Греции уезжали тогда со своей родины и основывали города на побережье Средиземного моря.
Причин было несколько. 1.Нехватка пахотной земли.
2.Поражение в политической борьбе.
3.Потребности торговли.
Всего было основано в Средиземноморье до 2000 колоний
Слайд 29

Полисная система В VIII-VI вв. до н. э. в Греции сформировались

Полисная система

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции сформировались

полисы (города-государства). Греки всегда считали себя единым народом и противопоставляли себя всем другим народам «варварам». В то же время пока Древняя Греция была независима, она никогда не была единым государством. Полисы могли враждовать друг с другом могли даже вести борьбу не на жизнь, а на смерть как например Афины и Спарта во время Пелопонесской войны

Афинский Акрополь

Слайд 30

Изменения в Архаический период Постепенно в большей части греческих городов царская

Изменения в Архаический период

Постепенно в большей части греческих городов царская

власть была отменена. Большей частью это произошло в VIII-VII в. В это время некоторые честолюбцы, обычно знатного происхождения захватывали власть, опираясь на народ. Такие правители назывались «тиранами». Первоначально это слово не означало жестокого правителя, а узурпатора, захватившего власть, не имея на то права. Но часто народ свергал тиранов и возвращал себе свободу. Постепенно стало падать и значение наследственной знати. В некоторых городах даже устанавливалось демократическое правление.
Слайд 31

Борьба демократии с аристократией В зависимости от результатов борьбы демоса (земледельцев

Борьба демократии с аристократией

В зависимости от результатов борьбы демоса (земледельцев

и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта, Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство, в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.
Слайд 32

В начале V в. над Грецией нависла опасность персидского вторжения. Однако

В начале V в. над Грецией нависла опасность персидского вторжения. Однако

греки сумели победить в Марафонской битве 490 г. до н.э. и морской Саламинской битве 480 г. до н.э. Причём главными героям обоих сражений были афиняне.
Победив персов 479 г. до н.э. в битвах при Платеях и при Микале греки сумели окончательно отстоять свою независимость.

Греко-персидские войны (490-449 г. до н.э.)

Битва при Марафоне 490 г. до н.э.

Слайд 33

Завершение Греко-персидских войн «Калиев мир» 449 г. до н.э. подвёл черту

Завершение Греко-персидских войн

«Калиев мир» 449 г. до н.э. подвёл черту

под Греко-персидскими войнами. По условиям мира персы не имели права держать флот на Эгейском море.
Слайд 34

Упадок Греции Но мирное время длилось не долго. В Пелопонесскую войну

Упадок Греции

Но мирное время длилось не долго. В Пелопонесскую войну

(431-404 до н. э.) за гегемонию в Греции сражались Афины и Спарта, поддерживаемые своими союзниками. Причём афинян поддерживали демократические полисы, спартанцев – аристократические. Спартанцы победили, но в 371 г. до н.э. проиграли фиванцам в битве при Левктрах. Наконец, в битве при Хиронее в 338 г. до н.э. объединённое войско греков было разбито македонским царём Филиппом II. Греция лишилась независимости. В 196 г. до н.э., после поражения македонского царя Филиппа V, Греция была объявлена «свободной», но фактически оказалась по властью Рима.
Слайд 35

Причины упадка Разрушительные войны разоряли Грецию. Однако, не только они были

Причины упадка

Разрушительные войны разоряли Грецию. Однако, не только они были

причиной экономического упадка. Наступил кризис полисной системы. При экономическом подъёме – город-государство (полис) стал тормозом товарно-денежных отношений.
Слайд 36

Золотой век Время с начала V в. до 338 г. до

Золотой век

Время с начала V в. до 338 г. до

н.э. – это так называемый классический период – время наивысшего расцвета греческой культуры. К этому времени относится и «Золотой век Перикла» в Афинах.

Перикл (ок.494-429 г. до н.э.)

Слайд 37

Выступление Перикла перед афинскими гражданами

Выступление Перикла перед афинскими гражданами  

Слайд 38

Однако, зародилась греческая культура гораздо раньше. У её истоков была знаменитая

Однако, зародилась греческая культура гораздо раньше. У её истоков была

знаменитая греческая мифология. Уже в гомеровскую эпоху, греки поклонялись прекрасным антропоморфным божествам.
Слайд 39

Греческая религия – религия красоты. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Греческая религия – религия красоты.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Слайд 40

История развития греческой религии История развития греческой религии нашла отражение в

История развития греческой религии

История развития греческой религии нашла отражение в

самой греческой мифологии. Зевс был богом третьего поколения. Второе поколение богов, которое правило миром до появления олимпийцев называлось «титанами». Это были хтонические божества. Как и у некоторых других индоевропейских народов, обиталищем богов считалась высокая гора, в данном случае – Олимп.

Н.А. Майков«Боги на Олимпе»

Слайд 41

Двенадцать олимпийцев. Миром, по представлениям греков, правили 12 олимпийских богов. В

Двенадцать олимпийцев.

Миром, по представлениям греков, правили 12 олимпийских богов. В

их число обычно входят: Зевс, Гера, Афина, Афродита, Арес, Гермес, Гефест, Посейдон, Аполлон, Артемида, Деметра, Гестия. Такой перечень несколько случаен. Частично это связано с тем, что греки как и другие народы древности предавали числам сакральный смысл. В число это не вошли некоторые весьма могущественные по представлениям греков божества. Гелиос, Аид, Дионис, Фетида и др.

Зевс

Слайд 42

Младшие боги Кроме этих богов у греков было ещё громадное число

Младшие боги

Кроме этих богов у греков было ещё громадное число

божеств занимавших более низкое положение, музы, хариты, океаниды, нимфы, сатиры и т.д.

Бугро А.
«Нимфы и Сатир»

Муза истории Клио. Статуя в Павловске

Слайд 43

Зарождение литературы В начале греческой литературы был героический эпос, который традиционно

Зарождение литературы

В начале греческой литературы был героический эпос, который традиционно

связывается с именем Гомера. Из обширного цикла сказаний о Троянской войне сохранились лишь самые древние поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Ахилл с телом Гектора

Слайд 44

Гомеровский вопрос Теории об авторстве поэм. Унитарная теория ( Аристарх Самофракийский,

Гомеровский вопрос

Теории об авторстве поэм.
Унитарная теория ( Аристарх Самофракийский, Г.-В.

Нич, И.-Г. Фосс, Ф. Шиллер, И.-В. Гёте и Г. Гегель ).
Теория малых песен. (Ф. д'Обиньяк, Ф.-А. Вольф, К. Лахман, Г. Фихте, В. Гумбольдт и Ф. Шлегель )
Теория основного зерна (Г. Герман, Д. Грот, А. Кирхгоф, П.М. Леонтьев, С.П. Шестаков, Ф.Г. Мищенко, Ф.Ф. Зелинский, Л.Ф. Воеводский, А.А. Захаров).
Теория разделения (Ксенон Александрийский, Геланик Александрийский, С.И. Радциг).
Слайд 45

Дидактический эпос Экономические изменения конца VIII и начала VII в. до

Дидактический эпос

Экономические изменения конца VIII и начала VII в. до н.э.

и образование греческих государств-городов способствовали появлению новых понятий и новых интересов. Господство и произвол родовой знати, захватившей лучшие земли, стали встречать глухой ропот и протесты со стороны остального населения. Патриархальные традиции начали колебаться. Так, например, в противоположность аристократическому взгляду на труд как на что-то, унижающее свободного человека, стали признавать его значение. «Труд не позорен нисколько; позорна одна только праздность» — эта мысль проходит красной нитью через поэму беотийского поэта этого времени Гесиода «Труды и Дни». В связи с новыми условиями появляется дидактический, т. е. назидательный, эпос. содержание нового жанра уже совершенно иное, отвечающее потребностям текущей жизни. В противоположность гомеровской поэзии, где личность автора оставалась скрытой, здесь поэт сам считает нужным рассказать о себе и поделиться своим жизненным опытом, признавая его поучительным для других. Главным представителем дидактического эпоса был беотийский поэт Гесиод.
Слайд 46

Лирика В VII в. до н. э. эпос потерял руководящее значение

Лирика

В VII в. до н. э. эпос потерял руководящее значение в

литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа. Почти во всех областях Греции, о которых мы имеем сведения, происходило в это время глубокое социальное движение, во многих местах назревали и совершались экономические и политические перевороты.
Слайд 47

Первые лирики Древнейшими лирическими поэтами были Архилох (680-640 ок. до) Сапфо

Первые лирики

Древнейшими лирическими поэтами были Архилох (680-640 ок. до) Сапфо

(ок. 630-ок. 570 г. до н.э.) и Алкей (ок. 620 – ок. 580 г. до н.э.). Архилох родился на острове Парос. Сапфо и Алкей были уроженцами острова Лесбос. Сапфо была женой купца, Архилох и Алкей – воинами. По преданию Алекей являлся поклонником Сапфо, но был ею отвергнут.

Алкей и Сапфо. Изображение на вазе. V в. до н.э.

Слайд 48

Анакреонт Преемником Сапфо и Алекя был Анакреонт (ок. 570-ок. 480) однако

Анакреонт

Преемником Сапфо и Алекя был Анакреонт (ок. 570-ок. 480)

однако тон его текстов более более насмешливый. Концепция Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть у Анакреонта отсутствуют. Основные мотивы - размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли; эмоциональный фон - предчувствие смерти и тягот старости.
Поэт был очень популярен и в древности и в Новое время. В России его переводили М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин.
Слайд 49

Происхождение театра Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано, как видно

Происхождение театра

Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано, как видно

по многим признакам, с культом бога Диониса. Драматические представления в Греции, какими мы их знаем, в V и IV вв. до н. э. происходили только на праздниках Диониса — особенно на Великих Дионисиях в марте и на Ленеях в конце января, отчасти на Малых Дионисиях (в деревнях) в декабре — и составляли часть культа этого бога.

Аттическая амфора с
изображением сцены Дионисий.
Лувр. Париж.

Слайд 50

Происхождение театра Дифирамбы— это песнопения в честь Диониса, исполнявшиеся хором из

Происхождение театра

Дифирамбы— это песнопения в честь Диониса, исполнявшиеся хором из пятидесяти

человек.
Отличительной особенностью дифирамба было то, что при его исполнении из хора выделялся запевала и пение исполнялось попеременно то хором, то запевалой. Это было уже началом диалога, который является необходимым элементом драмы.
Дионис был и богом вина, и богом опьянения, и богом веселья. путниками Диониса мифы представляют обычно силенов и сатиров, которых древнее искусство еще в VI в., как показывают сохранившиеся памятники, изображало в козлиных шкурах, с рогами и копытами, но с конскими хвостами. В литературе сатиры нередко называются «козлами» Слово «трагедия», по-гречески «песнь козлов».
Подобным же образом название «комедия» производится от слов «космос», что значит «шествие бражников», и «оде» — песнь.
Введение первого актера греческая традиция приписывает поэту Феспиду, который поставил первую трагедию в Афинах при тиране Писистрате в 534 г. до н. э.
Слайд 51

Происхождение театра Первым драматическим поэтом греки считали Феспида (VI в. до

Происхождение театра

Первым драматическим поэтом греки считали Феспида (VI в. до

н.э.). Его историческое значение заключалось в том, что из состава хора он выделил одно действующее лицо в качестве актера, который должен был исполнять несколько ролей, меняя костюмы и маски. Произведения Феспида не сохранились — известны только четыре отрывка, в числе которых один из трагедии «Пенфей». Феспид сам был единственным исполнителем всех ролей своих пьес.

Древнегреческий актер

Слайд 52

Древнегреческий театр Маска трагедии Маска комедии

Древнегреческий театр


Маска трагедии

Маска комедии

Слайд 53

Древнегреческий театр Архитектура Древнегреческого театра

Древнегреческий театр

Архитектура Древнегреческого театра

Слайд 54

Великие греческие драматурги ЭСХИЛ (525–456 до н.э.) СОФОКЛ (ок. 496–406 до

Великие греческие драматурги

ЭСХИЛ (525–456 до н.э.)

 СОФОКЛ (ок.
496–406 до н.э.)

ЭВРИПИД (480

до н.э.
– 406 до н.э.)
Слайд 55

Эсхил В творчестве Эсхила греческая трагедия достигла полной зрелости и сделалась

Эсхил

В творчестве Эсхила греческая трагедия достигла полной зрелости и сделалась руководящим

литературным жанром. Потому его называли «Отец тарагедии».
Он принадлежал к эвпатридам, т.е. афинской аристократии. Эсхил был воином. Он сражался у Марафона с персами, и скорее всего, участвовал в битве при Саламине. Он был современником взлёта Афин.
Эсхил ввёл второго актёра.
Эсхил был автором более 80 пьес. Сохранились 7, самые знаменитые из них «Прикованный Прометей», «Персы», «Семеро против Фив».
Слайд 56

Софокл В отличие от Эсхила был свидетелем не только расцвета но

Софокл

В отличие от Эсхила был свидетелем не только расцвета но и

упадка демократических Афин.
Автор 123 пьес. До на дошло 7. Самые знаменитые. «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона».
Ввёл третьего актёра.
По характеру был человеком весёлым и оптимистичным, но божества в его пьесах существа злопамятные и мстительные.

Диалог трёх персонажей

Слайд 57

Эврипид Как и Софокл, Эврипид был свидетелем не только расцвета, но

Эврипид

Как и Софокл, Эврипид был свидетелем не только расцвета, но и

упадка Афин.
Ещё в древности его называли «философом на сцене». Из великих греческих трагиков Эврипид самый трагический, самый пессимистичный, самый лиричный. В. Г. Белинский называл его «самым романтическим поэтом Греции», «страстным, глубокомысленным» философом. Эсхил был не только замечательным поэтом, но и выдающимся мыслителем.
Автор 90 пьес, из которых сохранилось 18. самые знаменитые из них «Ипполит», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки».
Женщины Эврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.

В. Серов Ифигения (1891)

Слайд 58

Блажен, кто познал науку, не обращая ее ни во вред согражданам, ни на несправедливые дела… Эврипид

Блажен, кто познал науку, не обращая ее ни во вред

согражданам, ни на несправедливые дела…
Эврипид
Слайд 59

Я изображаю людей такими, какими они должны быть, Эврипид – такими,

Я изображаю людей такими, какими они должны быть, Эврипид – такими,

какими они есть на самом деле.
Софокл
Слайд 60

Аристофан Великим афинским комедиографом был Аристофан (444- ок. 380 до н.э.).

Аристофан

Великим афинским комедиографом был Аристофан (444- ок. 380 до н.э.). Он

получил прозвище «отец комедии».
Аристофан был убеждённым сторонником демократии и в его творчестве чувствуются тоска по «добрым старым временам». В его комедиях множество личных нападок на людей которые были ему несимпатичны, в том числе и на «сильных мира сего».
Из 44 комедий Аристофана до нас дошло 11.
Самые знаменитые: «Облака», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки», «Женщины в народном собрании».
Слайд 61

Школа в Древней Греции В Афинах было обязательное «среднее образование» для

Школа в Древней Греции

В Афинах было обязательное «среднее образование» для граждан.

С семи лет учили грамоте и заучивали наизусть поэмы Гомера. Также учили играть на лире, или кифаре. С 12 лет занимались гимнастикой.
Девочки в Афинах школу не посещали. Грамоте и ведению домашнего хозяйства их учили матери. Однако уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо.

Занятия в школе.
Изображение на вазе

Слайд 62

Развитие науки Наука в Древней Греции зародилась в Ионии, которая в

Развитие науки

Наука в Древней Греции зародилась в Ионии, которая в

архаический период опережала в своём развитии Балканскую Грецию. Гекатей Милетский (VI в. до н.э. ) начертил одну из первых географических карт и написал одно из первых сочинений по истории и географии.
Слайд 63

Отец истории Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы

Отец истории

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы

прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. Геродот

Геродот (484-425 до н.э.)

Слайд 64

Отец истории Геродот родился приблизительно в 485 г. до н. э.

Отец истории

Геродот родился приблизительно в 485 г. до н. э.

в городе Галикарнассе в Малой Азии. Во время продолжительных путешествий он побывал не только во многих греческих городах, но и в Египте, Персии, Вавилоне, Финикии, Скифии (в северном Причерноморье), он внимательно приглядывался к новым местам, местным жителям, вступая в беседы с образованными людьми, например с египетскими жрецами, и накопил богатейшие сведения по географии, этнографии и истории. Около 446 г. Геродот приехал в Афины (сюда он наезжал потом много раз). Он сблизился с Периклом и Софоклом. В 444 или 443 г. до н. э. он принял участие в основании колонии Фурий в южной Италии и сделался ее гражданином. Умер он, по-видимому, около 425 г. до н. э. Задумав описать войну греков с персами, Геродот считал необходимым проследить и предыдущую историю обоих Народов, а также тех, с кем они вступали в соприкосновение. Его труд, таким образом, выходил из рамок частной истории и носил международный характер.
Слайд 65

Отец истории По своему стилю сочинение Геродота близко примыкает к эпической

Отец истории

По своему стилю сочинение Геродота близко примыкает к эпической

поэзии и представляет, можно сказать, новую ступень в развитии эпоса, соответствующую новым историческим условиям. Здесь, как и в эпосе, мы находим любование рассказом, типичную медлительность. Язык отличается большой простотой и близок к разговорной речи. Писал Геродот на ионийском диалекте, который по сравнению с гомеровским языком представляет новую ступень развития.
Слайд 66

Историк, обогнавший науку своего времени Фукидиду принадлежит большой труд по истории

Историк, обогнавший науку своего времени

Фукидиду принадлежит большой труд по истории

Пелопоннесской войны, участником которой он был. Фукидид считал необходимым показать прежде всего ее основные причины. Фукидид говорит, что стремился к точному знанию и не излагал таких вещей, которые узнавал от первых встречных, или таких, которые мог только предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, или такие, о которых узнавал от других, после точной проверки каждого факта. Фукидид говорит, что стремился к точному знанию и не излагал таких вещей, которые узнавал от первых встречных, или таких, которые мог только предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, или такие, о которых узнавал от других, после точной проверки каждого факта. Ради этого он старался добывать по мере возможности документальные данные — постановления высших государственных органов, распоряжения властей, договоры между государствами и т. п. И в тех случаях, когда мы в настоящее время на основании открытых подлинных надписей можем проверить его сообщения, точность их вполне подтверждается .

Фукидид (V до н.э.)

Слайд 67

Два подхода к написанию истории Я обязан донести до читателя всё,

Два подхода к написанию истории

Я обязан донести до читателя всё,

что узнал, но я не обязан всему этому верить.
Геродот
Проверка всех фактов была делом нелёгким.
Фукидид
Слайд 68

Отец медицины На рубеже 5-4 вв. жил Гиппократ с острова Коса,

Отец медицины

На рубеже 5-4 вв. жил Гиппократ с острова Коса,

который прославился как врач. Некоторые из его учеников даже делали операции. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача.

Гиппократ (V до н.э.)

Слайд 69

Первые философы В буквальном переводе слово «философ» означает «любитель мудрости». Первым

Первые философы

В буквальном переводе слово «философ» означает «любитель мудрости». Первым

так себя назвал Пифагор.

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Слайд 70

В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе

В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в

процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений.
Ф. Энгельс
Слайд 71

Ионийская школа До Греко-персидских войн Иония в своём развитии опережала Балканскую

Ионийская школа

До Греко-персидских войн Иония в своём развитии опережала Балканскую

Грецию. И философия возникла именно там.
Первые философы были натурфилософами, или «физиками», т. е. занимались исследованием природы, и, занимаясь вопросом, откуда произошло все в окружающем мире, искали единую первооснову всего сущего, из которой все возникло и в которую все разрешается. Они полагали, что путем уплотнения или разряжения единой материи образуются различные формы видимого мира. Фалес видел эту первооснову в воде; Анаксимандр (начало VI в.) - в беспредельном (apeiron) или - Анаксимен (VI в.) - в воздухе; Гераклит (конец VI в. до н.э.) - в огне.
Слайд 72

Отец философии Фалес Милетский (ок. 640-548/545 до н. э.), по преданию

Отец философии

Фалес Милетский (ок. 640-548/545 до н. э.), по преданию

предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э. Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид, по их тени. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Певоэлемент видел в воде.
Слайд 73

Последователи Фалеса Ученик Фалеса Анаксима́ндр Миле́тский (610 - 547/540 до н.

Последователи Фалеса

Ученик Фалеса Анаксима́ндр Миле́тский (610 - 547/540 до н.

э.) считал первоосновой «апейрон» т.е. бесконечное, некую тонкую материю, которой заполнено пространство. Анаксиме́н Миле́тский, ученик Анаклемандра (585/560 - 525/502 до н. э.) считал первоэлементом воздух.
Слайд 74

Всё течёт, всё изменяется Самым талантливым из представителей Ионийской школы был

Всё течёт, всё изменяется

Самым талантливым из представителей Ионийской школы

был Гераклит Эфесский (ок. 544 — ок. 475 гг. до н.э.) — греческий философ, один из основоположников диалектики; в его философии центральное место занимает учение о вечном движении и борьбе; до нас дошли отрывки его труда «О природе», который в древности славился глубокомыслием и загадочностью изложения (отсюда и прозвище Гераклита — «Темный»). Происходил из высшей аристократии, но ушёл из родного Эфеса и вёл жизнь отшельника, чтобы никло не мешал ему размышлять над устройством вселенной. Не был ничьим учеником и создал своё оригинальное учение. Тем не менее его относят к Ионийской школе.
Слайд 75

Философия Гераклита Первоначалом сущего считал огонь; вещи появляются из огня путем

Философия Гераклита

Первоначалом сущего считал огонь; вещи появляются из огня путем

сгущения, а путем разрежения в него возвращаются. «Этот космос, один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет, вечно живым огнём мерами загорающимся и мерами потухающим». Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «логосом». Мировой процесс цикличен. По истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнём. Создатель концепции непрерывного изменения, борьбы и единства противоположностей (диалектики), Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». Жизнь природы – непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходит в свою противоположность, холодное становится тёплым, тёплое холодным, сухое увлажняется, мокрое высыхает. Борьба – отец всего. В понимание диалектики Гераклита входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей. Гераклиту приписывается знаменитое изречение: «Всё течёт, всё изменяется нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо каждый раз человек встречает новые потоки воды».
Слайд 76

Число есть сущность всех вещей Пифагор Особняком, от первых греческих философов-материалистов

Число есть сущность всех вещей Пифагор

Особняком, от первых греческих философов-материалистов

стоит, Пифагор (VI в. до н. э.), аристократ с острова Самоса, эмигрировавший при Поликрате, после долгих путешествий в разные страны — в том числе в Вавилон и Египет — обосновался в городе Кротоне в южной Италии и сделался там руководителем большого союза аристократических государств . Рассматривая мироздание, он признавал в нем высший порядок и красоту — «космос», основанный на гармонии составляющих его частей; высшему мировому порядку — «макрокосму» — он противополагал малый порядок индивидуальной личности — «микрокосм». Основу этой гармонии Пифагор находил в пропорциональности частей, которая заключается в числовых соотношениях, а отсюда следует, что число есть основа всего сущего. Таким образом, он берет за основу не материю, а отвлеченное понятие. Он пошел и дальше, введя в свое учение мистические элементы. Он заимствовал у египтян учение о переселении душ. Из сочинений Пифагора, которые передавались долгое время устно, не сохранилось ничего, и они известны только в передаче его учеников и последователей. Математические учения Пифагора и пифагорейцев, в том числе знаменитая теорема, сыграли большую роль в истории математики.
Слайд 77

Древние атомисты Основателями атомистики стали философы из городка Абдеры Левкипп и

Древние атомисты

Основателями атомистики стали философы из городка Абдеры Левкипп и

его ученик Демокрит.
По их мнению, всё в мире состоит из мельчайших, неделимых далее частиц – «атомов».

Левкипп (V до н.э.)

Демокрит (V-IV до н.э.)

Слайд 78

Проблема причинности Атомисты поставили вопрос о связи между событиями. Они, как

Проблема причинности

Атомисты поставили вопрос о связи между событиями. Они, как

спустя многие столетия астроном П. Лаплас, верили в жесткий детерминизм.

Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание
Левкипп

Слайд 79

Софисты и Софизмы В V в. до н.э. в Греции появляются

Софисты и Софизмы

В V в. до н.э. в Греции появляются

платные учителя ораторского искусства – «софисты». Софисты, учили доказывать прямо противоположные тезисы, независимо от их истинности, используя логические ошибки в рассуждениях так называемые «софизмы». Хотя слова «софист» и «софизм» уже в древности произносились с осуждением, тем не менее, софисты первыми задумались над законами человеческого мышления.
Слайд 80

Человек – есть мера всех вещей! Протагор Примеры софизмов: Лысый и

Человек – есть мера всех вещей! Протагор

Примеры софизмов:
Лысый и волосатый

(Эвбулид).
Куча (Эвбулид)
Рогатый (Эвбулид).
Порадокс Протагора и Эватла.
Медимн зерна (Зенон Элейский).
Слайд 81

Король логических парадоксов Парадокс лжеца (Эвбулид). «Я лгу!» «Данное высказывание ложь!»,

Король логических парадоксов

Парадокс лжеца (Эвбулид).
«Я лгу!» «Данное высказывание ложь!», «То, что

я утверждаю в настоящей фразе ложно!»
Более изящно парадокс сформулировал Эпименид: «Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы». То есть, если Эпименид прав, что все критяне лжецы, то он тоже лжец, и его утверждение ложно. Иными словами, если исходить из того, что он прав, выводом будет то, что он не прав.
Слайд 82

Другая формулировка «Платон и Сократ» Платон: «Следующее высказывание Сократа будет ложным».

Другая формулировка «Платон и Сократ»

Платон: «Следующее высказывание Сократа будет ложным».
Сократ: «То,

что сказал Платон, истинно».
То есть, если предположить, что Платон говорит правду, что Сократ лжёт, то Сократ лжёт, что Платон говорит правду, значит Платон лжёт. Если же Платон лжёт, что Сократ лжёт, то Сократ говорит правду, что Платон прав.
Слайд 83

«Движенья нет, сказал мудрец бродатый…» Философ Зенон Элейский в V в.

«Движенья нет, сказал мудрец бродатый…»

Философ Зенон Элейский в V в. до

н.э. доказывал, что движение невозможно. Он придумал 40 примеров (апорий), чтобы доказать свою мысль. До нас дошло 9. Самые знаменитые из них
«Ахилл и черепаха»
Дихотомия («Деление пополам»)
Летящая стрела
Слайд 84

Апории Зенона в той или иной форме затрагивают основания почти всех

Апории Зенона в той или иной форме затрагивают основания почти

всех теорий пространства, времени и бесконечности, предлагавшихся с его времени до наших дней.
Бертран Рассел
Слайд 85

Сократ – всемирно историческая личность. Г. Гегель Сократ – воплощённая философия

Сократ – всемирно историческая личность. Г. Гегель Сократ – воплощённая философия К.

Маркс

Сократ (469 г. - 399 г. до н.). Своего учения не записал. Известно от учеников Ксенофонта и Платона.
В юности увлекался натурфилософией, но не смог найти устраивающую его теорию. Пришёл к выводу:«Мир не познаваем».
Учился у софистов. Следующий шаг: «Познай самого себя». «Добродетель есть знание!»

Бюст Сократа работы Лисиппа
Лувр

Слайд 86

Метод Сократа Сократ говорил также: «Я знаю только то, что ничего

Метод Сократа

Сократ говорил также: «Я знаю только то, что ничего не

знаю». Своей задачей он видел не познание, а создание инструмента, с помощью которого можно получить знание. Диалектика и маевтика. Метод вопросов и ответов.
Слайд 87

Метод Сократа Метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил

Метод Сократа

Метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название

«сократовской иронии». Сократ спорил всю жизнь, и с его времён принято считать, что истина рождается в спорах.
Слайд 88

Несмотря на то, что Сократ демонстративно соблюдал все без исключения законы

Несмотря на то, что Сократ демонстративно соблюдал все без
исключения

законы родного города, его учение было признано опасным, для афинской демократии. Сократ мог бы спастись, если бы стал взывать к милосердию судей. Однако он счёл подобное поведение недостойным, и был приговорён к смерти.
Друзья предлагали ему бежать, но философ ответил, что никогда не нарушал законов своего города, не будет нарушать их и сейчас.
Ж.-Л. Давид. Смерть Сократа
Слайд 89

Платон Самым талантливым из учеников Сократа был Платон (428 - 348

Платон

Самым талантливым из учеников Сократа был Платон (428 - 348 до

н. э.). Постепенно он выработал собственное учение и сделался основателем школы, которая известна под названием Академии, так как помещалась в саду при святилище героя Академа близ Афин.
Слайд 90

Учение Платона Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный

Учение Платона

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир,

который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Возможность возникновения этой формы заключена уже в первой элементарной абстракции («дом» вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Он разъясняет свою мысль красочным сравнением. призрачности человеческой жизни с тенями, которые видят живущие в глубокой пещере узники, принимающие их за действительность.
Слайд 91

Аристотель Самым талантливым из учеников Платона был Аристотель (384-322 до н.э.).

Аристотель

Самым талантливым из учеников Платона был Аристотель (384-322 до н.э.).
Аристотель подверг

критике учение Платон об идеях. («Платон мне друг, но истина дороже!»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.
Аристотель был учёным – энциклопедистом древности.
Школа Аристотеля называлась Ликей (Лицей), так как он имел обыкновение прогуливаться в роще Аполлона Ликейского (Волчьего).
Школу его так же называли «Школой перипатетиков», от древнегреческого
περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться.

Бюст Аристотеля, римская
копия
оригинала Лисиппа

Слайд 92

Заслуги Аристотеля Аристотель стал делить дотоле единую философию, на различные научные

Заслуги Аристотеля

Аристотель стал делить дотоле единую философию, на различные научные

дисциплины.
Он стал основоположником формальной логики.
Он читал лекции для всех желающих и (отдельно) для избранных, наиболее способных учеников.
Учёный естественник не отвергавший опытные наблюдения, что для античности было не типично.
Слайд 93

Самым знаменитым из учеников Аристотеля стал не философ Теофраст, возглавивший после

Самым знаменитым из учеников Аристотеля стал не философ Теофраст, возглавивший после

него школу перипатетиков (кстати, основоположник ботаники), а Александр Македонский.
Слайд 94

Эллинизм Поход Александра на Восток породил удивительное историческое явление – слияние

Эллинизм

Поход Александра на Восток породил удивительное историческое явление –

слияние эллинской культуры с культурой восточных народов. Для обозначения этого явления в XIX веке немецкий учёный Иоганн Дройзен ввёл термин «эллинизм».

Бюст Александра,
роботы Лисиппа.
Единственное
прижизненное
изображение
полководца

Распад империи Александра Македонского

Слайд 95

Наука в Эллинистический и римский период Соратник Александра Македонского, ставший царём

Наука в Эллинистический и римский период

Соратник Александра Македонского, ставший царём

в Египте, Птолемей I Сотер со своим сыном Птолемеем II Филадельфом основали в Александрии Египтской знаменитый Музей (обиталище муз). Это учреждение было и музеем в современном смысле, и академией наук, и научно-исследовательском институтом и университетом. В создании Музея им помогал философ Деметрий Фалерский, ученик Теофраста.

Александрийский маяк

Слайд 96

Александрийская библиотека При музее находилась знаменитая Александрийская Библиотека, в которой находилось

Александрийская библиотека

При музее находилась знаменитая Александрийская Библиотека, в которой находилось

до 700 000 свитков. Птолемей II Филадельф позаботился собрать там подлинники сочинений великих писателей и философов Греции (действуя при этом не всегда честно). Это было крупнейшее книгохранилище в Древнем мире. Кстати, первая в мире публичная библиотека, где книги выдавали на дом.
Слайд 97

Аристарх Самосский (310-230 до н. э.). Аристарх Самосский известен в истории

Аристарх Самосский (310-230 до н. э.).

Аристарх Самосский известен в истории

как человек, который впервые предложил гелиоцентрическую систему мира и разработавший метод, который позволял определять расстояния до самых известных на тот момент Луны и Солнца. Вдобавок к этому его метод позволял узнать размеры Луны и Солнца.
Слайд 98

«Колумб мозга» Герофил (300 - 250 до н. э.). Музей тех

«Колумб мозга» Герофил (300 - 250 до н. э.).

Музей тех

дней был единственным местом на Земле, где можно было решиться на вскрытие человеческих трупов. Занимаясь анатомией,врач Герофил пришел к выводу, что головной мозг – во-первых, центр всей нервной системы, а во-вторых, орган мышления. Может показаться странным, что о таком очевидном факте до него никто не подозревал.
Слайд 99

Эвклид Эвклид (ок. 325 года до н - ок. 265 года

Эвклид

Эвклид (ок. 325 года до н - ок. 265 года

до н.э. ). В своём классическом труде «Начала» подвёл итог всему предыдущему развитию геометрии и вообще математики в Греции.
Слайд 100

Это удивительнейшее произведение мысли («Начала») дало человеческому разуму ту уверенность в

Это удивительнейшее произведение мысли («Начала») дало человеческому разуму ту уверенность

в себе, которая была необходима для его последующей деятельности. Тот не рождён для теоретических исследований, кто в молодости не восхищался этим творением.
Альберт Эйнштейн
Слайд 101

Эратосфен Директор Александрийской библиотеки Эратосфен (276 год до н. э.-194 год

Эратосфен

Директор Александрийской библиотеки Эратосфен (276 год до н. э.-194

год до н. э.) изобрёл способ нахождения простых чисел («Решето Эратосфена»). Кроме того, он сумел измерить окружность земного меридиана. Он получил значение 6 287 км. Совсем неплохая точность, если учесть, что современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6 371 км.
Слайд 102

Эврика! Друг Эратосфена Архимед Сиракузский (287-212 до н. э.). Великий математик.

Эврика!

Друг Эратосфена Архимед Сиракузский (287-212 до н. э.). Великий математик. Основатель

физики.
Заложил основы статики – с которой началась механика (открыл закон рычага и соорудил систему блоков) и открыл закон гидростатики (Закон Архимеда). «Эврика!» Вычислил число π.
Слайд 103

Архимед проявил себя как талантливый инженер, защищая родной город от римлян.

Архимед проявил себя как талантливый инженер, защищая родной город от

римлян.
Слайд 104

Не трогай моих чертежей! Он был так поглощён работой в этот

Не трогай моих чертежей!

Он был так поглощён работой в этот день,

что не заметил, что город уже занят римлянами. Когда посыльный солдат явился к нему и потребовал, чтобы он немедленно явился к Марцеллу, Архимед поморщился, лениво, как от надоедливой мухи, отмахнулся от него и, не поднимая глаз от чертежа, пробурчал: – Не мешай, я вычисляю. Солдат выхватил меч и убил его.
Слайд 105

Герон Александрийский Герон Александрийский (10-75 н.э.). Создавал автоматические двери, устройство для

Герон Александрийский

Герон Александрийский (10-75 н.э.). Создавал автоматические двери, устройство

для измерения длины пути, открыл «золотое правило механики», наконец создал первую паровую турбину, которая вполне могла бы стать основой доля разработки полноценного парового двигателя. Но его изобретения не нашли практического применения.
Слайд 106

Плутарх Философ и Историк Плутарх (46-120 н.э.). Автор, прославившего его в

Плутарх

Философ и Историк Плутарх (46-120 н.э.). Автор, прославившего его в веках,

сочинения «Сравнительные жизнеописания».
«…Часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово, или шутка дают знать о характере человека больше чем сражение с десятью тысячами убитых».
Слайд 107

Архитектура Древней Греции Дорический, ионический и коринфский ордер

Архитектура Древней Греции

Дорический, ионический и коринфский ордер

Слайд 108

Парфенон Самым знаменитым памятником греческой архитектуры, по-видимому, является Парфенон. Храм Афины

Парфенон

Самым знаменитым памятником греческой архитектуры, по-видимому, является Парфенон. Храм Афины в

Афинах, построенный в 447-438 гг. до н.э.

Парфенон. Первоначальный вид

Слайд 109

Парфенон Парфенон сохранял свой первоначальный вид до 1687 г., когда взорвался,

Парфенон

Парфенон сохранял свой первоначальный вид до 1687 г., когда взорвался, помещённый

там турками пороховой склад.

Парфенон. Современное состояние

Слайд 110

Греческая скульптура Первоначально греческие скульпторы не умели изображать движение. Архаичные статуи,

Греческая скульптура

Первоначально греческие скульпторы не умели изображать движение. Архаичные статуи, появившиеся

в VII в. до н.э. так называемые «куросы» (букв. юноша), хотя и изображали атлетов, показывают абсолютно статичную фигуру.
Слайд 111

Но начиная с V в. до н.э., греческие скульпторы, стали передавать

Но начиная с V в. до н.э., греческие скульпторы, стали передавать

движение

Артемида IV в. до н.э.

Аполлон Бельведерский
IV в. до н.э.

Слайд 112

Римские копии Многие греческие статуи до нас не дошли, но сохранились

Римские копии

Многие греческие статуи до нас не дошли, но сохранились в

римских копиях, как например, знаменитая скульптура Мирона «Дискобол»
Слайд 113

Венера Милосская (II в. до н.э.) Венера (Афродита) Милосская – едва

Венера Милосская (II в. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – едва ли

не самая знаменитая античная статуя.
Слайд 114

Великие древнегреческие скульпторы Фидий (ок. 490-430 до н. э.) Мирон (V

Великие древнегреческие скульпторы

Фидий (ок. 490-430 до н. э.)
Мирон (V в.

до н. э.)
Пракситель (IV в. до н. э.).

По иронии судьбы,
Изображений великих
греческих ваятелей не было,
Или они не сохранилось; если
не считать предполагаемого
автопортрета Фидия, на
щите статуи Афины в
Парфеноне. Скульптор
Изобразил себя в образе
Дедала.

Слайд 115

«Нормальное детство человечества» И почему детство человеческого общества там, где оно

«Нормальное детство человечества»

И почему детство человеческого общества там, где оно

развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки.
Карл Маркс
Слайд 116

Периодизация истории Древнего Рима. 1.Царский период. (754 или 753 - 510

Периодизация истории Древнего Рима.

1.Царский период. (754 или 753 - 510 или

509 до н.э.).
2.Республика. (509 - 30 или 27 до н.э.).
а) Ранняя республика (509 -287 до н.э.).
б)Средняя республика (287-133 до н.э.).
в) Поздняя республика (133 - 30 или 27 до н.э.).
3.Империя (30 или 27 до н.э.- 476 н.э.).
а)Принципат (30 или 27 до н.э.- 192 н.э.).
б)Кризис (192-284 н.э.).
в)Доминат (284-476 н.э.).

Октавиан Август. I в. до
н.э.Ватиканский музей

Слайд 117

Две цивилизации Что касается древних римлян то, их искусство было подражательным.

Две цивилизации

Что касается древних римлян то, их искусство было подражательным. Римляне

сами понимали это. И отдавали грекам культурный приоритет. Отношение Римлян к грекам было двойственным. С одной стороны они как победители презирали побеждённых называя эллинов словом «greculi» (гречишки). С другой стороны, они относились к грекам как к своим учителям в области культуры, уровня которых не надеялись достигнуть.
Слайд 118

Отношение римлян к Греции Греция, взятая в плен, победителей диких пленила

Отношение римлян к Греции

Греция, взятая в плен, победителей диких пленила

В Лаций суровый искусства внесла.
Гораций «Послания»
Слайд 119

Отношение Рима к самому себе Смогут другие создать изваянья живые из

Отношение Рима к самому себе

Смогут другие создать изваянья живые из

бронзы Или обличье мужей повторить во мраморе лучше, Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звёзды, — не спорю: Римлянин! Ты научись народами править державно — В этом искусство твоё! — налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных.
Вергилий «Энеида»
Слайд 120

Характер римской цивилизации Римская цивилизация была скорее технократической, чем гуманитарной, а

Характер римской цивилизации

Римская цивилизация была скорее технократической, чем гуманитарной, а сами

римляне были большими рационалистами. Но несмотря, на то что римляне сами признавали греков, своими учителями, они создали собственную великую цивилизацию, а в некоторых случаях сумели превзойти своих учителей.
Слайд 121

Начальное образование в Риме В Риме учебные заведения, или школы (scholae)

Начальное образование в Риме

В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для

совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый «калькулятор».
В школе царила жесточайшая дисциплина. Применялись и телесные наказания.
Учебный год начинался в марте. Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали «каникулярии» (caniculares), то есть, «дни собачек», самые знойные в году. Отсюда происходит наше слово «каникулы».

Школа в Древнем Риме

Слайд 122

Среднее образование в Риме Дети из малообеспеченных семей в начальной школе

Среднее образование в Риме

Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали

свое образование. Однако, её посещали все. Таким образом, неграмотных в Риме почти не было, полуграмотных – сколько угодно.
Представители знати серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. После окончания начальной школы римские аристократки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной.
Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке
Слайд 123

Высшее образование Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и

Высшее образование

Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья

высшая ступень образования: школа ритора (риторика значит «красноречие»). Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией.
Очень часто представители знати, для завершения своего образования отправлялись «на родину искусств и наук» - в Грецию.
Слайд 124

Система римских имён У римлян была очень интересная система имён. Мужчина

Система римских имён

У римлян была очень интересная система имён. Мужчина имел

личное
(Praenomen ) и родовое (Nomen) имя. Знатные люди имели так же фамильные имена (Cognomen) указывавшие на ветвь рода, могло существовать и личное прозвище (Agnomen), Появление агномена обусловлено отчасти тем, что старший сын часто наследовал все три имени отца, и таким образом в одной семье оказывалось несколько человек с одинаковыми именами. Часто римлянин получал агномен за какие-либо особые заслуги.
Слайд 125

Система римских имён Количество личных римских имён было невелико. Чаще всего

Система римских имён

Количество личных римских имён было невелико. Чаще всего употреблялись:

Appius, Aulus, Decimus, Gaius, Gnaeus, Lucius, Marcus, Publius, Quintus, Servius, Sextus, Spurius, Titus, Tiberius.
Женщины не имели личных имён. Только родовые Например: Cornelia (из рода Корнелиев), Julia (из рода Юлиев), Valeria (из рода Валериев). Чтобы как-то различаться в семье они назывались по номерам. Например, имя Нонна означает «девятая».
Отпуская раба на волю, римлянин принимал его в свой род, потому отпущенник получал Nomen своего бывшего хозяина.
Слайд 126

Римская архитектура Ещё в конце III в. до н.э. город Рим

Римская архитектура

Ещё в конце III в. до н.э. город Рим поражал

греков, своим мрачным, унылым видом, кривыми улочками и бедными, уродливыми домами. Но познакомившись с греческой архитектурой, римляне стали учиться строительному искусству у греков и быстро догнали своих учителей.

Римские строения во
Времена Ромула

Слайд 127

Римская архитектура Римские строители были не просто подражателями греков. Они изобрели

Римская архитектура

Римские строители были не просто подражателями греков. Они изобрели купол,

арку и бетон.

Колизей I в. н.э.

Пантеон II в. н.э.

Слайд 128

Акведуки Вода в Тибре была очень нездоровой. Римляне не знали насосов.

Акведуки

Вода в Тибре была очень нездоровой. Римляне не знали насосов. Потому

они прибегали к транспортировке воды за счёт силы тяжести, по специальным водопроводам – акведукам. В Рим вода поступала по 11 акведукам.

Знаменитый римский акведук Пон-Дю-Гар, во Франции.

Слайд 129

…Когда горожане стали жаловаться на недостаток и дороговизну вина, он (Октавиан

…Когда горожане стали жаловаться на недостаток и дороговизну вина, он (Октавиан

Август) унял их строгими словами: Мой зять Агриппа достаточно построил водопроводов, чтобы никто не страдал от жажды!
Светоний. «Жизнь двенадцати Цезарей»

Марк Випсаний Агриппа.
Друг и соратник Октовиана.
Талантливый военачальник,
инженер и архитектор

Слайд 130

Мраморный Рим Он (Октавиан Август) так отстроил город, что по праву

Мраморный Рим

Он (Октавиан Август) так отстроил город, что по праву гордился

тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным; и он сделал все, что может предвидеть человеческий разум, для безопасности города на будущие времена.
Светоний. «Жизнь двенадцати Цезарей»
Слайд 131

Юриспруденция Римляне превзошли греков и как юристы . Именно римляне стали

Юриспруденция

Римляне превзошли греков и как юристы . Именно римляне стали основателями

юридической науки. В Риме зародились и великие принципы юриспруденции Нового времени: «Нет преступления без указания на то в законе» («Nullum crimen sine lege»), и «Наказание исключительно на основании закона» («Nullum poena sine lege»).
«Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного». (Так по словам великого римского юриста Ульпиана любил говорить император Траян).

Марк Ульпий Траян
(53-117 г.н.э.)

Слайд 132

Ораторское искусство Ораторское искусство в Риме развивалось с древнейших времён, так

Ораторское искусство

Ораторское искусство в Риме развивалось с древнейших времён, так как

в республике политику необходимо было убеждать в правильности своей точки зрения и сенат и народ. Кроме того, принцип судопроизводства был состязательным, потому обвинитель и защитник старались привлечь присяжных на свою сторону, для чего нужно было пользоваться приёмами ораторского искусства.
Самым выдающимся римским оратором считается Марк Туллий Цицерон. Он был профессиональным политиком и профессиональным адвокатом.

Марк Туллий Цицерон
(106–43 до н.э. )

Слайд 133

Цицерон произносит речь против Катилины. Чезаре Маккари, 1882-1888

Цицерон произносит речь против Катилины.
Чезаре Маккари, 1882-1888

Слайд 134

Начало римской литературы С деятельностью Цицерона связано начало периода «золотой латыни»,

Начало римской литературы

С деятельностью Цицерона связано начало периода «золотой латыни», то

есть высшего развития литературного латинского языка.
Однако латинская литература древнее. Основателем письменной римской литературы стал вольноотпущенник Ливий Андроник (ок. 284 – ок. 204 до н.э.), который перевёл «Одиссею» Гомера на Латинский Язык.
Вторым профессиональным литератором стал драматург Тит Макций Плавт. Некоторые его пьесы сохранились до нашего времени. Благодаря этому мы можем судить о латинском языке III в. до н.э.
Слайд 135

Вкусы архаичных римлян Благодаря Плавту мы можем судить и о грубых

Вкусы архаичных римлян

Благодаря Плавту мы можем судить и о грубых вкусах

римлян того времени. Несмотря на то, что он был талантливым драматургом и писал весёлые комедии, римляне, по его собственным словам предпочитали гладиаторские бои. Однажды постановка его новой пьесы окончилась провалом, потому что одновременно с премьерой проходил гладиаторский бой.

Гладиаторский бой

Тит Макций Плавт
(позднейшее
изображение).

Слайд 136

Цезарь как писатель Во времена Ливия Андроника И Плавта статус писателя

Цезарь как писатель

Во времена Ливия Андроника И Плавта статус писателя в

Риме был необыкновенно низок. Но со временем он профессия литератора стала довольно престижной. Сочинительством не брезговали даже аристократы. Блестящим стилистом был современник Цицерона, полководец Гай Юлий Цезарь (100-44 г.до н.э.), мемуары которого сохранись до нашего времени, и представляют собой ценный исторический источник.

Гай Юлий Цезарь
(100-44 г.до н.э.)

Слайд 137

«Золотая латынь» Период развития языка, от первых выступлений Цицерона 81—80 года

«Золотая латынь»

Период развития языка, от первых выступлений Цицерона 81—80 года до

нашей эры и до смерти Августа в 14 году нашей эры, получил название «золотой латыни».
Выдающимися прозаиками того времени были Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Тит Ливий и Гай Саллюстий Крисп.
Знаменитыми поэтами стали: Тит Лукреций Кар, Гай Валерий Катулл, Публий Вергилий Марон, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон.
Слайд 138

Покровитель искусства Знаменитым покровителем поэтов был друг Августа Гай Цильний Меценат

Покровитель искусства

Знаменитым покровителем поэтов был друг Августа Гай Цильний Меценат (ок.

70-8 г. до н.э.). Самыми известными поэтами из его кружка были Вергилий и Гораций.

С.В. Бакалович. В приёмной у
Мецената

Слайд 139

Вергилий Из творчества Публия Вергилий Марона (70-19 г. до н.э.) сохранись

Вергилий

Из творчества Публия Вергилий Марона (70-19 г. до н.э.) сохранись три

поэмы. «Буколики» рассказывают о жизни на лоне природы, «Георгики» - воспевают труд земледельца. Но более известна третья его поэма «Энеида», написанная по заказу Октавиана Августа.

Поэт Вергиллий и музы Клио и
Мельпомена. Римская мозаика

Слайд 140

«Энеида» «Энеида» - большое эпическое произведение, рассказывает о предыстории Рима и

«Энеида»

«Энеида» - большое эпическое произведение, рассказывает о предыстории Рима и

прославляет Рим. Она является подражанием поэмам Гомера. Мнения современных критиков о поэтических достоинствах поэмы различны.

Ж. Теясон
Вергилий читает Энеиду
Августу и Октавии.

Слайд 141

Овидий Вергилий умер от, туберкулёза, не дожив до старости. Но он

Овидий

Вергилий умер от, туберкулёза, не дожив до старости. Но он

умер в богатстве и почёте. Судьба другого поэта сложилась более трагично. Публий Овидий Назон (43 г. до н.э.-17 г. н.э.) был сослан Августом в на берега Дуная, за «проповедь безнравственности». Восемнадцать столетий спустя Пушкин гордился, что отбывал ссылку в тех же местах, что и великий римский поэт Овидий.

Достоверных изображений Овидия нет. Эта статуя работы скульптора Нового времени

Слайд 142

Гораций Квинт Гораций Флакк (65-8 г. до н.э.). Сын богатого вольноотпущенника

Гораций

Квинт Гораций Флакк (65-8 г. до н.э.). Сын богатого вольноотпущенника сумел

получить прекрасное образование. В гражданской войне, занимая офицерскую должность, сражался на стороне республиканцев. После поражения республиканцев примкнул к Августу и стал другом Мецената.

Квинт Гораций Флакк

Слайд 143

Поэзия Горация Гораций автор несколько рассудочных лирических стихотворений. До нашего времени

Поэзия Горация

Гораций автор несколько рассудочных лирических стихотворений. До нашего времени

дошли по-видимому все, или почти все произведения поэта. Самым знаменитым из его сочинений является ода «К Мельпомене» («Памятник»), которую на русский переводили М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С.Пушкин, А.А. Фет.
Слайд 144

Историки Современником Августа и Мецената был выдающийся римский историк Тит Ливий

Историки

Современником Августа и Мецената был выдающийся римский историк Тит Ливий (59

до н.э.-17 н.э.). Его огромный труд состоял из 142 книг (свитков папируса), по современным меркам – 14 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I–X, и XXI–XLV.
Слайд 145

Тоска по «добрым старым временам» По своим убеждениям Ливий являлся республиканцем,

Тоска по «добрым старым временам»

По своим убеждениям Ливий являлся республиканцем, но

был лоялен установившемуся режиму принципата. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество переживало упадок в области морали, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше.
Слайд 146

Теория упадка нравов По мнению Ливия, Величие Рима покоилось на строгом

Теория упадка нравов

По мнению Ливия, Величие Рима покоилось на строгом следовании

долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам.

Ж.Д. Давид. «Клятва Горациев»

Г.И. Семирадский. «Римская оргия»

Слайд 147

Стиль Ливия Ливий великолепный рассказчик. Его язык богат, изящен, в высшей

Стиль Ливия

Ливий великолепный рассказчик. Его язык богат, изящен, в высшей степени

красочен. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга – это галерея ярких, запоминающихся портретов.
Слайд 148

Тацит Великим римским историком был Публий Корнелий Тацит (ок. 55-ок. 120

Тацит

Великим римским историком был Публий Корнелий Тацит (ок. 55-ок. 120 г.

н.э.). В своих трудах «Анналы» и «История» он изложил римскую историю с 14 по 96 г. н.э. К сожалению от обеих книг сохранилась лишь половина текста.
Слайд 149

«Без гнева и пристрастья» Благодаря таланту писателя, глубокому анализу источников и

«Без гнева и пристрастья»

Благодаря таланту писателя, глубокому анализу источников и раскрытию

психологии действующих лиц Тацит считается величайшим из римских историков.
Тацит считал, что историк должен хранить объективность. Его лозунгом было изречение «Sine ira et studio» (Без гнева и пристрастья). Однако описывая тиранию императоров и раболепие их поданных он не может удержаться от гневной интонации.
Тираноборческий дух сочинений Тацита сделал его очень популярным в революционную эпоху Нового времени (XVIII-XIX вв.).
Прекрасный стилист Тацит считается последним классиком римской литературы.
Слайд 150

Светоний Гай Светоний Транквилл (ок. 70-не ранее 122 г.н.) автор книги

Светоний

Гай Светоний Транквилл (ок. 70-не ранее 122 г.н.) автор книги «Жизнь

двенадцати Цезарей», сборника биографий первых римских императоров.

Цезарь

Август

Тиберий

Калигула

Клавдий

Нерон

Гальба

Отон

Вителлий

Веспасиан

Тит

Домициан