ИДЕЯ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» В СИМВОЛИКЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Подготовили :Вавилова А .,Бузулуцкая В.

Содержание

Слайд 2

23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был

23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был

торжественно заложен храм Христа Спасителя.
Храм был воздвигнут в благодарении Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном в Отечественной войне

Храм Христа Спасителя. Современный вид

Слайд 3

Предшественники храма Христа Спасителя, уцелевшие до наших дней Это была сугубо

Предшественники храма Христа Спасителя, уцелевшие до наших дней

Это была сугубо русская

традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники

Церковь Всех Святых на Кулишках

(во славу победы на Куликовом поле)

Слайд 4

Храм Покрова Божией Матери на Рву (в честь взятия Казани)

Храм Покрова Божией Матери на Рву
(в честь взятия Казани)

Слайд 5

Казанский собор на Красной площади — в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту,

Казанский собор на Красной площади — в честь победы над польско-шведской

интервенцией в Смуту,
Слайд 6

церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы

церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы

Слайд 7

Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов,

Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов,

художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое.
Слайд 8

Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I,

Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I,

страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось.

Витберг. Портрет П. Соколова

Слайд 9

Слайд 10

Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей

Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей

русское общество с XVIII столетия. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное же, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Это стало причиной победы архитектора Константина Тона

Константин Тон. 1820-е годы

Слайд 11

Храм Христа Спасителя по проекту Константина Тона был не только воплощением

Храм Христа Спасителя по проекту Константина Тона был не только воплощением

национального зодчества, но и истинным символом русской национальной идеи. Архитектора при жизни называли отцом национального русско-византийского (или как тогда говорили, «византийского») стиля, в котором был построен московский храм. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу старой Москвы.
Слайд 12

Образец русского (русско-византийского) стиля Константина Тона - храм Христа Спасителя (Москва). Его строили 44 года

Образец русского (русско-византийского) стиля Константина Тона - храм Христа Спасителя (Москва).

Его

строили 44 года
Слайд 13

Интересно, что, несмотря на столь долголетнее строительство, проект ни разу не

Интересно, что, несмотря на столь долголетнее строительство, проект ни разу не

претерпел никаких изменений.
Множество критики обрушилось на этот храм.
Слайд 14

Тона осуждали за неудачный проект, за «патриархальный» византийский стиль, за воплощение

Тона осуждали за неудачный проект, за «патриархальный» византийский стиль, за воплощение

казенной теории официальной народности. Говорили, что храм похож то ли на самовар, у которого чаевничает какой-нибудь замосквореченский купец, то ли на гриб, то ли на чернильницу.
Слайд 15

Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных

Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных

православных храмов.

Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, открывшего Закон Божий, тесно переплетены с ветхозаветными, пророчествовавшими о пришествии в мир Мессии — Божественного Спасителя рода человеческого

Слайд 16

Слайд 17

Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до

Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до

Отечественной войны 1812 года, в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Россия не только отстояла свою национальную независимость но и одержала победу над злейшим врагом мира, о чем и благодарила Господа в храме, посвященном Его
Слайд 18

Слайд 19

Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва —

Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва —

Третий Рим», которая легла в основу замысла храма.
Слайд 20

Москва — Третий Рим План Кремля «Кремленаград» (1600-1605)

Москва — Третий Рим

План Кремля «Кремленаград» (1600-1605)

Слайд 21

Крупнейший исследователь этой темы М.П.Кудрявцев выделил три категории символики Третьего Рима.

Крупнейший исследователь этой темы М.П.Кудрявцев выделил три категории символики Третьего Рима.
Во-первых,

символы, заимствованные из великих древних держав, наследницей которых осмысляла себя Москва — Рима, Константинополя, Иерусалима.
Во-вторых, символика апокалиптического Града Божия — Небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова.
В-третьих, символы, связанные с Земной Жизнью Господа Иисуса Христа и Святой Земли.
Слайд 22

Кудрявцев считал главным символическим и градостроительным центром Москвы храм Покрова Божией

Кудрявцев считал главным символическим и градостроительным центром Москвы храм Покрова Божией

Матери, что на Рву, и прилегающую Красную площадь.
Покровский собор представляет особое значение для понимания символики храма Христа Спасителя, поскольку, как считают ученые, именно этот собор был символически воспроизведен в его шатре-иконостасе.

Покровский собор

Слайд 23

Национальная идея «Москва — Третий Рим» провозглашала целью исторического существования России

Национальная идея «Москва — Третий Рим» провозглашала целью исторического существования России

сохранение под защитой государства Православной Церкви.
Главный храм Москвы символизировал эту идею на языке своей архитектуры, скульптуры и росписи, прославляя спасение Церковью Москвы и России.
Слайд 24

Хранитель русской славы … И хотя по московскому обычаю запрещалось строить

Хранитель русской славы …

И хотя по московскому обычаю запрещалось строить в

городе сооружения выше Ивана Великого, для благодарственного храма, посвященного Господу, было сделано исключение.

Храм Христа Спасителя.
Старинная фотография

Слайд 25

Образу храма присущи следующие черты, в которых запечатлелась идея Москвы как

Образу храма присущи следующие черты, в которых запечатлелась идея Москвы как

Третьего Рима:
Он был не просто освящен во имя Рождества Христова, как обычная московская церковь. Храм был посвящен Лично Господу и в нем присутствует великое множество образов Земной Жизни Иисуса Христа
Представление о России как Богоизбранной Державе, развивавшейся исключительно в лоне Православной Церкви, и осмысление влияния православия как решающего в жизни и судьбе страны. Отсюда изображения в храме великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, положивших жизни в трудах на благо России и укреплявших в ней православие
Слайд 26

3. Восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви. Образы

3. Восприятие единства и преемственности Вселенской Церкви и Русской Церкви. Образы

великих древних святых сопровождаются изображениями русских святых. При этом образы вселенских и русским святых зачастую напоминают о боях Отечественной войны, совершившихся в их праздники
4. Непреложная идея симфонии Церкви и Государства.
5. Идея преемственности России Риму, Византии, Иерусалиму.
6.Мессианская роль православной России в мировой истории.
Слайд 27

Архитектура храма способствовала воплощению этой идеи. Он был построен в русско-византийском стиле

Архитектура храма способствовала воплощению этой идеи.
Он был построен в русско-византийском

стиле
Слайд 28

Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу

Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу

врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа.
В плане крестово-купольного пятиглавого храма, увенчанного короной в знак царственности Христа, лежит равноконечный крест — символ подвига Иисуса Христа
Его простирающиеся на четыре стороны света концы образуют крылья храма: восточное составляет алтарь с росписями о земной жизни Господа и основании Церкви, южное — придел св. Николая на хорах, посвященный Вселенской Церкви до крещения Руси, северное — придел святого Александра Невского, посвященного русскому государству, и западное, в котором прославлена Русская Православная Церковь.