Содержание
- 2. Эллада Термин «Греция», «греки» – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые
- 3. Этапы развития культуры Древней Греции Крито-микенская культура; Гомеровский период или «Темные века» ; Архаика; Классика; Эллинистический
- 4. Крито-микенская культура АРХИТЕКТУРА. На рубеже III и II тыс. до н.э. вся жизнь на Крите сосредотачивалась
- 5. МИФОЛОГИЯ Слово «миф» в переводе с греческого означает «сказание, история». Греки считали, что мир произошел из
- 6. Ахейская культура Расцвет минойской культуры был прерван в конце XV вв. до н.э. Почти все поселения
- 7. Гомеровский период или «Темные века» Дорийское завоевание Греции привело к гибели Эгейской культуры и общему хозяйственному
- 8. Архаика Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже IX–VIII вв. до н.э.
- 9. Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или ордера: дорический и ионический.
- 10. СКУЛЬПТУРА. Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Ее цель – создание красоты, которая равнозначна добру, духовному
- 11. Живопись (вазопись) В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает искусство знака, геометрического символа;
- 12. Классика V в. до н.э. – золотой век греческой культуры. Ведущие позиции в культурной жизни заняли
- 13. Классика Скульптура V в. до н.э. продолжает ориентироваться на изображение идеального человека – героя, воина-атлета, однако
- 14. МЕДИЦИНА Ко второй половине V в. до н.э. относится рождение научной медицины. Гиппократ (ок. 460 –
- 15. Эллинистический период МОДА. Одежда мужчин и женщин состояла из нижней и верхней. Нижней одеждой являлся хитон
- 16. Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах. Главной ее целью было
- 18. Скачать презентацию
Эллада
Термин «Греция», «греки» – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в
Эллада
Термин «Греция», «греки» – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в
Этапы развития культуры Древней Греции
Крито-микенская культура;
Гомеровский период или «Темные века»
Этапы развития культуры Древней Греции
Крито-микенская культура;
Гомеровский период или «Темные века»
Архаика;
Классика;
Эллинистический период.
В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов:
Крито-микенская культура
АРХИТЕКТУРА. На рубеже III и II тыс. до н.э. вся
Крито-микенская культура
АРХИТЕКТУРА. На рубеже III и II тыс. до н.э. вся
Он представлял собой целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких(2-4)уровнях, соединенных коридорами и переходами. Уловить какую-либо систему невозможно, поэтому Кносский дворец рассматривался как лабиринт, построенный зодчим – легендарным Дедалом.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. В целом изобразительное искусство Крита было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства Крита.
Лишь некоторая условность обнаруживается при изображении людей. Ноги и лицо показывались в профиль, плечи – развернутыми в фас, глаза – смотрящими прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческая фигура воспринималась как неотъемлемая ее часть, и не портило общего впечатления.
МИФОЛОГИЯ
Слово «миф» в переводе с греческого означает «сказание, история». Греки считали,
МИФОЛОГИЯ
Слово «миф» в переводе с греческого означает «сказание, история». Греки считали,
Мир был населен тысячами богов. Но на Олимпе правило их священное число: 12 олимпийских богов. Это жена Зевса Гера, богиня семьи и брака; Гермес, бог торговли и путников; нелюбимый сын Зевса Арес, бог жестокой и кровожадной войны; прекрасная Афродита, богиня любви и красоты; Афина Дева, богиня ремесел и мудрости, покровительница честных и правильных войн; Гефест — бог-кузнец; сестра Зевса богиня плодородия Деметра; Гестия, покровительница домашнего очага; Артемида - охотница; Дионис — бог виноградарства, виноделия и театрального искусства; Аполлон — бог солнечного света и покровитель искусств и музыки.
Ахейская культура
Расцвет минойской культуры был прерван в конце XV вв. до
Ахейская культура
Расцвет минойской культуры был прерван в конце XV вв. до
Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Они отличались симметрией и четкой системой расположения залов и комнат. Стены дворцов украшались фресками, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой, охотой, войной…
Торжество физической силы пронизывало всю микенскую художественную культуру. В изобразительном искусстве ахейцев преобладала жесткость и статичность композиции. На смену динамичности пришли строгость, геометричность и схематичность форм. Заняв место Крита, микенская культура распространила свое влияние далеко за пределы Эгейского региона.
Доминирование ахейцев в Эгейском море закончилось с появлением в XII веке до н.э. исключительных народов, среди которых были и дорийцы. Дорийское завоевание привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и каменного строительства, упадку ремесла, ослаблению торговых контактов, утрате письменности.
Гомеровский период или «Темные века»
Дорийское завоевание Греции привело к гибели
Гомеровский период или «Темные века»
Дорийское завоевание Греции привело к гибели
По преданию, Гомер был слепым странствующим певцом и жил около VIII в. до н. э. Многие столетия, начиная с древности, ученые спорят, действительно ли один человек написал две эти поэмы или это творение целого народа. Сейчас почти все уверены, что «Илиада» и «Одиссея» состоят из разных поэтических произведений, создававшихся на протяжении столетий, но собраны и обработаны они были одним человеком. Имя Гомера было священным для каждого грека; его поэмы заучивали наизусть, по ним учились читать и писать, из них черпали знания о богах, учились мужеству и доблести.
Гомер является воспитателем Греции.
Архаика
Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже
Архаика
Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже
Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н.э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся аэдами.
Бурно развивается градостроительство (каменные здания, планировка городского комплекса, водопровод). Возрождается монументальная архитектура (прежде всего возведение храмов); внедряется новый способ строительства с помощью огромных каменных блоков, промежутки между которыми заполняются мелкими камнями и щебнем.
Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля,
Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля,
Дорический можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Стройное сочетание вертикалей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математическом расчете. Массивный ствол с вертикальными ложбинками – каннелюрами неестественно завершает круглая подушка – эхин, поддерживающая более широкую квадратную плиту – абаку. Вся капитель геометрически безупречная в предельной своей лаконичности, стилистически определяющей строение колонны. На капителях мерно располагается так называемый антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтальная гладь которого мощно протягивается непосредственно над стволами; из фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – метопы. Выше антаблемента – фронтон, величественный треугольник которого увенчивает чередование колонн, являя собой идеальное обрамление многофигурной монументальной скульптуры.
Этой строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к легкости форм, плавность линий, свое более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с ее спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.
Легко вырастая над базой, ионическая колонна как бы распускается кверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчете, но этот расчет менее очевиден, не стесняет фантазии.
СКУЛЬПТУРА.
Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Ее цель – создание
СКУЛЬПТУРА.
Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Ее цель – создание
Это обнаженные юноши (куросы), атлеты. Можно сказать, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Постоянные состязания развивали у юношей силу мускулов, ловкость движений. Художник вдохновлялся красотой хорошо тренированного, упругого тела, а прекрасные статуи воодушевляли юношей на тренировку, давая им образец вожделенного физического совершенства.
Это коры – юные женщины в хитонах или плащах. Как правило, греческие женщины не участвовали тогда в спортивных состязаниях, так что красота обнаженного женского тела не сразу засияла в искусстве.
Улыбка озаряет лица всех этих архаических куросов, Апполонов и кор: знаменитая «архаическая улыбка», вызывавшая столько догадок в прошлом веке, когда были открыты первые скульптуры тех времен. Улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица.
Живопись (вазопись)
В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает
Живопись (вазопись)
В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает
Росписи на вазах, часто исполненные самими мастерами-керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры.
Классика
V в. до н.э. – золотой век греческой культуры. Ведущие позиции
Классика
V в. до н.э. – золотой век греческой культуры. Ведущие позиции
ПРАЗДНИКИ. В Афинах отмечалось около 60 праздников. Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские Игры, которые проводились в честь бога Зевса каждые четыре года летом в священном греческом городе Олимпия.
Изобретателями первых видов состязаний на этих Играх — скачек на колесницах, бега и борьбы — считались греческие герои Пелопс и Геракл, первые игры состоялись в 776 до нашей эры.
В Играх могли принимать участие только греки, варвары могли присутствовать на играх только в качестве зрителей. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.С началом игр во всех греческих государствах начиналось священное перемирие, длившееся два месяца, во время проведения которого прекращались все военные действия; область Олимпии становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием.Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр. Для тренировок отводилось 10 месяцев, но последний месяц спортсмены упражнялись под присмотром судей. Сами Игры длились 5 дней. В 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, проходили жертвоприношения богам. Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания (состязания), 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.
Первым победителем Олимпийских игр считался Коронбос, который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). Со временем в программу Игр вошли двойной (то есть на 2 стадия) бег, длинный бег (от 7 до 24 стадиев), борьба, пятиборье (состоявшее из прыжков, бега, борьбы, метания копья и диска), кулачный бой, бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, верховые скачки на взрослых лошадях, панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках), бег в полном вооружении (гоплитодром), попеременный бег, скачка на колеснице и др.; верховые скачки на жеребятах и панкратий для мальчиков.
Победителю судьи вручали пальмовую ветвь. Имя победителя, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. атлеты награждались венками из ветвей масличного дерева, по преданию, посаженного еще самим Гераклом, и им позволялось поставить в Олимпии свою статую.
Древние греки считали победу знаком внимания Зевса к атлету и к его родному городу.
Игры были священными и посвящались языческим богам; поэтому, когда Римская империя, в которую входила и Греция, стала христианской страной, они были запрещены.
Классика
Скульптура V в. до н.э. продолжает ориентироваться на изображение идеального
Классика
Скульптура V в. до н.э. продолжает ориентироваться на изображение идеального
Для пластического искусства в IV в. до н.э. характерен переход от обобщенно идеального к индивидуальному. Скульпторы все чаще стремятся через пластику тела выразить внутреннее состояние человека.
МЕДИЦИНА
Ко второй половине V в. до н.э. относится рождение научной медицины.
МЕДИЦИНА
Ко второй половине V в. до н.э. относится рождение научной медицины.
Последняя треть V века до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем эллинским миром. В длительной Пелопоннесской войне (431- 404 гг. до н.э.) Спарта нанесла Афинам сокрушительное поражение. Эта война ослабила всю Грецию.
Внутреннее устройство всего греческого мира требовало обновления: узкие рамки полисов оказывались недостаточными для развития рабовладельческого способа производства.
В истории Эллады наступала новая пора…
Эллинистический период
МОДА. Одежда мужчин и женщин состояла из нижней и верхней.
Эллинистический период
МОДА. Одежда мужчин и женщин состояла из нижней и верхней.
До эллинистической эпохи было принято иметь густую бороду и длинные волосы (в Афинах их заплетали и связывали в пучок). Со второй половины IV в. до н.э. распространился обычай брить бороду, коротко стричь волосы и завивать их в мелкие кудри. В ранний период мужчины считали неподобающим украшать себя; они носили лишь трости и перстни-печати. Позже трости вышли из употребления, а перстни превратились в предмет роскоши. Женщины, наоборот, широко использовали украшения и косметические средства (благовонные масла, эссенции, белила, румяна, сурьму). Существовали разные виды женской прически: волосы зачесывали назад, связывая их на затылке в пучок, завивали в локоны или заплетали в косу, обвивая ими голову; лоб всегда был низко закрыт. Для сокрытия дефектов фигуры гречанки надевали искусственные бедра и грудь и туго затягивали широкий пояс на талии. Одежда у греков могла служить формой наказания. Граждан, не посещавших народное собрание, заставляли носить шнурок, намазанный суриком (Афины); трусов – женское платье; доносчиков и обманщиков – венок из мирики; прелюбодеев – шерстяной венок (Крит); нарушительниц супружеской верности – прозрачную одежду, в которой их выставляли на торговой площади.
Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э.
Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э.
В IV в. до н.э. появляются средние учебные заведения, целью которых было развить мышление и способность рассуждения. В них преподавался цикл наук – грамматика, риторика, арифметика и теория музыки, к которым добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология). Возраст учащихся варьировался от тринадцати до восемнадцати лет.
В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее получение фундаментального гуманитарного знания. Риторы и философы за плату обучали желающих искусству красноречия, логике и истории философии. Порядок и содержание курса зависели от личности преподавателя.
Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте: задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования; за исключением элементарных знаний письма, счета, навыков пения и игры на музыкальных инструментах, спартанцы получали исключительно военную и физическую подготовку под контролем государства. В Спарте значительное внимание уделялось и женскому воспитанию, прежде всего физическому, которые было сходно с воспитанием мальчиков.
ОБРАЗОВАНИЕ