Круги творчества. Виды творчества.

Содержание

Слайд 2

Первый круг - Касается создания новых, не существовавших ранее форм материи.

Первый круг

- Касается создания новых, не существовавших ранее форм материи.

Это касается и «сотворения мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека – в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по образу и подобию творчества человеческого разума.
Слайд 3

Второй круг Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и

Второй круг

Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и

совершенствование существующего . Это относится к человеку, который реализует свои потенциальные, безграничные возможности, по мнению ученых, лишь на одну десятую часть.

Третий круг

Третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его месте нового. Это относится главным образом к социальным перестройкам и революциям, а также появлению новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы.

Слайд 4

Виды творчества. Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Выделяют научное,

Виды творчества.

Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Выделяют

научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.
Слайд 5

Общепризнанные виды творчества Научное Игровое Учебное Коммуникативное Ситуативное Военное Управленческое Художественное Музыкальное Литературное Техническое Творчество

Общепризнанные виды творчества

Научное

Игровое

Учебное

Коммуникативное

Ситуативное

Военное

Управленческое

Художественное

Музыкальное

Литературное

Техническое

Творчество

Слайд 6

«Биотворчество» Вся эволюция живой материи свидетельствует о включении механизмов творчества в

«Биотворчество»

Вся эволюция живой материи свидетельствует о включении механизмов творчества

в процессы зарождения, созревания и процесса функционирования живых организмов. Весь эволюционный процесс направлен на совершенствование способностей живых организмов адаптироваться к постоянно меняющейся среде. Подстройка под среду как средство выживания является ведущей в растительно-животном мире.

«Творчество разума»

- Дублирует и продолжает творчество самой природы, контактирует с «Высшим разумом» как родоначальником всего сущего. Таким образом творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно проявляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности и в сновидениях, когда мозг получает свободу от контроля сознания. В зрелом возрасте, спонтанное проявление потребности и способности к творчекой деятельности наблюдается только у 5% людей.

Слайд 7

Научное творчество - связано с открытием явлений и общих закономерностей развития

Научное творчество

- связано с открытием явлений и общих закономерностей развития

реального мира.
Особенности научного творчества :
• опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;
• продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;
• процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего,
но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является
получение нового знания или открытия;
Слайд 8

• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический

• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический

характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования;
• научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;
• имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;
• часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.
Слайд 9

Специфика научного творчества 1. Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование

Специфика научного творчества

1. Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование

интуитивного знания.
2. Результатом научного творчества является принципиально новое научное знание,
объективно новое в «контексте всей истории» человеческого познания.
3. Критерий неповторимости при анализе научного творчества применим только к
самому процессу научного творчества, но не к его результату.
«Научное творчество – наивысший акт познания, характеризующийся оригинальностью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и повторимостью их результатов, акт, в основе которого лежит процесс преобразования интуитивного знания»
Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начинается в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.
Слайд 10

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по

Техническое творчество

связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим

психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия.
1. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.
2. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам
практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.
3. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса
Слайд 11

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей

Художественное творчество

связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей

людей.
Его особенности:
• опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и
абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;
• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;
Слайд 12

• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания – искусстве,

• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания
– искусстве, а

продуктом художественного творчества выступает художественный образ,
заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и
т. п.);
• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными
людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.
Слайд 13

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической

Педагогическое творчество

– это поиск и нахождение нового в сфере

педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.
Частным видом педагогического творчества является импровизация – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас».
Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:
1) педагогическое озарение;
2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации;
3) публичное воплощение этой идеи
4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.