Курс Информатика

Содержание

Слайд 2

Рейтинговая система оценки знаний Семестр: 8 лабораторных работ 3 контрольные работы

Рейтинговая система оценки знаний

Семестр:
8 лабораторных работ
3 контрольные работы
1 домашняя работа
тесты
Экзамен:
практическая

часть – (макс. 10 баллов)
теоретическая часть – (макс. 30 баллов)

60

40

Слайд 3

Рейтинговая система оценки знаний + бонусные задания (При условии выполнения учебного плана )

Рейтинговая система оценки знаний

+ бонусные задания (При условии выполнения учебного плана

)
Слайд 4

Организация работы Перед лекцией: самостоятельная проработка материалов лекции На лекции :

Организация работы

Перед лекцией: самостоятельная проработка материалов лекции
На лекции : объяснение, примеры,

вопросы, обсуждение
В компьютерном классе : защита лабораторных и домашних работ, контрольные мероприятия, бонусы
Слайд 5

Консультации понедельник 17 50 - 1930 Подготовиться! Изучить конспект лекций и методические материалы

Консультации

понедельник 17 50 - 1930

Подготовиться! Изучить конспект лекций и

методические материалы
Слайд 6

Организация работы Для защиты лабораторных работ обязательно иметь тетрадь В тетради:

Организация работы

Для защиты лабораторных работ обязательно иметь тетрадь
В тетради: оформление лабораторной

работы согласно заданию,
Любые конспекты и справочные материалы только в рукописном виде
Использование тетради: при защите лаб. работы, на тестах, контрольных и экзамене!
Слайд 7

Организация работы Отдельные темы предназначены для самостоятельного изучения. Защита практической части

Организация работы

Отдельные темы предназначены для самостоятельного изучения.
Защита практической части домашних заданий

проводится на консультациях в установленные сроки ( доп. баллы).
Защита теоретической части домашних заданий проводится в виде тестирования на консультациях в установленные сроки + 2 недели
Слайд 8

Организация работы В случае пропуска контрольных мероприятий по уважительной причине студент

Организация работы

В случае пропуска контрольных мероприятий
по уважительной причине студент допускается

к сдаче
в течение 2 недель
при наличии документов.
( медицинская справка заверяется в медпункте)
Слайд 9

Никина Культин Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi (2008)

Никина Культин
Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi
(2008)

Слайд 10

Валерий Васильевич Фаронов Delphi. Программирование на языке высокого уровня 2008

Валерий Васильевич Фаронов
Delphi. Программирование на языке высокого уровня
2008

Слайд 11

Постановка задачи. Формализация задачи. Анализ объекта Разработка алгоритма. Составление программы. Отладка

Постановка задачи.
Формализация задачи.
Анализ объекта
Разработка алгоритма.
Составление программы.
Отладка и тестирование программы.
Расчет и анализ

результатов.
Возможная модификация программы.

Этапы решения задачи

Слайд 12

Постановка задачи Дается формулировка: «Что дано и что необходимо определить». Четко

Постановка задачи

Дается формулировка: «Что дано и что необходимо определить».
Четко устанавливается

полный список исходных данных.
Затем определяются требования к результатам
Слайд 13

Анализ объекта Результат анализа объекта – выявление его составляющих (элементарных объектов)

Анализ объекта
Результат анализа объекта – выявление его составляющих (элементарных объектов)

и определения связей между ними.
Разработка информационной модели объекта.
В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства, которые соответствуют цели. Формализация
Замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т.е. его информационной моделью.
Слайд 14

Постановка задачи Масса Земли равна 6·1024 кг, масса Луны равна 7,3·1022

Постановка задачи

Масса Земли равна 6·1024 кг, масса Луны равна 7,3·1022 кг,

расстояние между их центрами 384 000 км.
Определите силу тяготения между Землей и Луной.
Слайд 15

Математическая модель Закон всемирного тяготения Гравитационная постоянная

Математическая модель

Закон всемирного тяготения
Гравитационная постоянная

Слайд 16

Формализация Входные данные: G - гравитационная постоянная m1,m2 - массы материальных

Формализация

Входные данные:
G - гравитационная постоянная
m1,m2 - массы материальных точек (кг)
r -

расстояние между ними (км)
Обработка данных:
F=G*m1*m2/sqr(r*1000)
Выходные данные:
F - сила тяготения (Н)
Слайд 17

Алгоритмизация (блок-схема) Ввод данных Обработка данных Вывод результата См. Методические материалы

Алгоритмизация (блок-схема)

Ввод данных

Обработка данных

Вывод результата

См. Методические материалы

Слайд 18

Разработчик ПО должен знать: как ввести информацию в память (ввод); как

Разработчик ПО должен знать:

как ввести информацию в память (ввод);
как хранить информацию

в памяти (данные);
как указать правильные команды для обработки данных (операции);
как передать данные обратно из программы пользователю (вывод).
Слайд 19

Среда Delphi. Delphi –это среда быстрой разработки приложений (Rapid Application Development,

Среда Delphi.

Delphi –это среда быстрой разработки приложений (Rapid Application Development,

RAD)
«Быстрая» разработка базируется на технологии визуального проектирования и событийного программирования.
Слайд 20

Процесс создания программы в Delphi состоит из двух шагов: сначала нужно

Процесс создания программы в Delphi состоит из двух шагов:

сначала нужно

создать форму программы (диалоговое окно),
затем — написать процедуры обработки событий.
Форма приложения создается путем добавления на форму компонентов и последующей их настройки.
Слайд 21

Алгоритм постоянное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий,

Алгоритм

постоянное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных

на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.
Слайд 22

Свойства алгоритмов: Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции - важное

Свойства алгоритмов:

Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции - важное свойство

алгоритмов, называемое дискретностью.
Для решения задачи по заданному алгоритму, необходимо, понять и выполнить каждое действие, предписываемое командами алгоритма. Такое свойство алгоритмов называется определенностью (или точностью) алгоритма.
Универсальность. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой исполнитель для решения аналогичной задачи.
Результативность (или конечность) алгоритма означает, что исполнение алгоритма должно закончиться за конечное число шагов.
Слайд 23

Действие Действия Имя

Действие

Действия

Имя

Слайд 24

Язык программирования Object Pascal. Программа – набор инструкций (операторов), записанных на

Язык программирования Object Pascal.

Программа – набор инструкций (операторов), записанных на алгоритмическом

языке и реализующих заданный алгоритм.
Элементарными синтаксическими единицами языка являются слова, которые состоят из символов алфавита, все слова отделены друг от друга специальными разделителями.
Слайд 25

Элементы языка. В языке Object Pascal выделены следующие основные типы слов:

Элементы языка.

В языке Object Pascal выделены следующие основные типы слов:
Ключевые выражения

(зарезервированные слова);
Идентификаторы (имена);
Значения (литералы).
Слайд 26

Алфавит языка Object Pascal Прописные (A-Z) и строчные (a-z) латинские буквы

Алфавит языка Object Pascal

Прописные (A-Z) и строчные (a-z) латинские буквы

вместе с символом подчеркивания (_);
цифры от 0 до 9
ряд специальных символов.
Смысл всех литер языка в идентификаторах и служебных словах не зависит от регистра букв (прописные/ строчные).
Слайд 27

Разделители Разделители, не являясь символами языка, становятся значимыми, если они входят

Разделители

Разделители, не являясь символами языка, становятся значимыми, если они входят

в состав строк. Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, служебных слов.
В качестве разделителя могут употребляться пробелы (32) и все управляющие символы кода ASCII (0 ÷ 31).
Слайд 28

Комментарии В Object Pascal комментарий может быть задан в одной из

Комментарии

В Object Pascal комментарий может быть задан в одной из трех

форм:
текст между открывающей и закрывающей фигурными скобками { и } ;
любой текст между открывающими и закрывающими символами языка (* и *) ;
любой текст между парой литер // и концом текущей строки.
В тексте комментариев можно использовать любые литеры, в том числе буквы кириллицы.
Слайд 29

Идентификаторы Идентификатор – это имя любого объекта программы (переменной, константы, процедуры,

Идентификаторы

Идентификатор – это имя любого объекта программы (переменной, константы, процедуры, функции,

типа, самой программы и т. д.).
Имя − это последовательность латинских букв от A до Z, цифр от0 до 9 и символов подчеркивания '_', (не должно начинаться с цифры!)
строчные и прописные буквы не различаются (MAX, Max, max и т.д. одно и то же имя);
длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 255 символов.
Слайд 30

Зарезервированные слова заголовки: program, unit, procedure, function; блоки описания: const,var, label,

Зарезервированные слова

заголовки: program, unit, procedure, function;
блоки описания: const,var, label, type;
создания НОВЫХ

ТИПОВ: array, string, record ... end, file, file of ... ;
операторные скобки: begin ... end;
операторы
и др.
Слайд 31

Специальные символы знаки пунктуации { } (* *) [ ] (

Специальные символы

знаки пунктуации
{ } (* *) [ ] ( )

‘ / . , ^ @ # $
знаки операций
+ - = * < > := >= <= <> (комбинации спецсимволов являются единичными символами, их нельзя разделять пробелами)
Слайд 32

Константы. Константы − это имена для фиксированных значений, на которые вы

Константы.

Константы − это имена для фиксированных значений, на которые вы часто

ссылаетесь в программе.
Значение констант не может измениться в процессе выполнения программы.
Константы объявляются в описательной части программы.
Слайд 33

Раздел описания констант const [: ] = ; Const a=17; b=-12.56е-2;

Раздел описания констант

const
<имя константы>[: <тип>] = <значение>;
Const
a=17;

b=-12.56е-2; с=$FF;
chO='А'; chl=#65;
MyName='Петр';
i: Integer=10;
Слайд 34

Переменные Переменная имеет такие характеристики: Имя Тип Значение Размещение в памяти

Переменные

Переменная имеет такие характеристики:
Имя
Тип
Значение
Размещение в памяти
Прежде, чем переменные будут

использоваться в программе, их необходимо объявить в разделе описания Var.
При объявлении переменной компилятор выделяет соответствующий объем памяти для её размещения.
Слайд 35

Раздел описания переменных var : ; Например: Var i,k: Integer; x,у:

Раздел описания переменных

var <список имен переменных>: <тип>;
Например:
Var
i,k: Integer;
x,у: Real;
S : string;

Ch : Char;
Слайд 36

Типы данных. С типом величины связаны три ее свойства: форма внутреннего

Типы данных.

С типом величины связаны три ее свойства:
форма внутреннего представления;
множество

принимаемых значений;
множество допустимых операций.
Слайд 37

Структура типов данных

Структура типов данных

Слайд 38

Стандартные типы: целый (integer); вещественный (real); логический (boolean); символьный (char); тип-строка (string); текстовый файл (textfile).

Стандартные типы:

целый (integer);
вещественный (real);
логический (boolean);
символьный (char);
тип-строка (string);
текстовый файл (textfile).

Слайд 39

Простые типы данных Порядковые Вещественные. Простые типы определяют элементы данных, состоящие только из одного компонента.

Простые типы данных

Порядковые
Вещественные.
Простые типы определяют элементы данных, состоящие только из одного

компонента.
Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Арифметические операции.

Арифметические операции.

Слайд 43

ОПЕРАТОРЫ ПРИСВАИВАНИЯ Имя := Выражение УПРАВЛЕНИЯ: РАЗВЕТВЛЕНИЯ If, Case ЦИКЛЫ For,

ОПЕРАТОРЫ

ПРИСВАИВАНИЯ
Имя := Выражение
УПРАВЛЕНИЯ: РАЗВЕТВЛЕНИЯ
If, Case
ЦИКЛЫ
For, While, Repeat

ПЕРЕХОДЫ
Goto
ОБРАЩЕНИЯ К ФУНКЦИЯМ, ПРОЦЕДУРАМ
Слайд 44

Оператор присваивания. := ; Например: x := 5; y := 10; x := x +y;

Оператор присваивания.

<имя переменной> := <выражение>;
Например:
x := 5;
y :=

10;
x := x +y;
Слайд 45

Выражения. Выражение — это конструкция, которая возвращает величину. Операция — это

Выражения.

Выражение — это конструкция, которая возвращает величину.
Операция — это определенное

действие над элементами данных. Сами элементы данных, над которыми выполняется операция, называются операндами.
Слайд 46

Арифметическое выражение b:=abs(x-y)*(1+sqr(sin(x))/(x+y))/(exp(abs(x-y))+x/2); Стандартные функции см. в МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ

Арифметическое выражение

b:=abs(x-y)*(1+sqr(sin(x))/(x+y))/(exp(abs(x-y))+x/2);

Стандартные функции см. в МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ

Слайд 47

Правила записи выражений. Все составные части выражения записываются в одну строку;

Правила записи выражений.

Все составные части выражения записываются в одну строку;
Используются

только круглые скобки;
Два знака арифметических операций не должны записываться подряд (n*(-5)).
Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо.
Часть выражения, заключенная в скобки, вычисляется в первую очередь.
Слайд 48

Целочисленное деление (DIV) Пример 1: найдем результат операции 11 DIV 5

Целочисленное деление (DIV)

Пример 1:
найдем результат операции 11 DIV 5
для этого

сначала разделим 11 на 5:
отбрасываем дробную часть;
получаем результат: 11 DIV 5= 2.

Целочисленное деление и остаток от деления см. в МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ

Слайд 49

Остаток от деления нацело (MOD) x mod y = x −

Остаток от деления нацело (MOD)

x mod y = x − (x

div y) * y
Пример 1:
найдем результат операции 11 MOD 5
для этого сначала получим результат операции: 11 DIV 5= 2
произведем вычисления по указанному алгоритму: здесь x=11 y =5 (x div y)=2 x mod y = 11−2*5 = 1
получаем результат: 11 MOD 5 = 1.
Слайд 50

методы разработки и записи программы, которые ориентированы на максимальные удобства для

методы разработки и записи программы, которые ориентированы на максимальные удобства

для восприятия и понимания человеком.
при прочтении программы должна четко прослеживаться логика её работы.
отдельные фрагменты программы представляют собой логические (управляющие) структуры, которые определяют порядок выполнения содержащихся в них правил обработки данных.

Структурное программирование:

Слайд 51

Основные логические структуры: Следование-последовательность операторов (групп операторов), выполняемых друг за другом

Основные логические структуры:

Следование-последовательность операторов (групп операторов), выполняемых друг за другом в

порядке следования в тексте программы;
Ветвление- управляющая структура, которая в зависимости от выполнения заданного условия определяет выбор для исполнения одного из двух или более заданных в этой структуре групп операторов;
Повторение- цикл, в котором группа операторов может выполняться повторно, если соблюдается заданное условие.
Слайд 52

Существенная особенность всех этих структур – то, что каждая из них

Существенная особенность всех этих структур – то, что каждая из них

имеет только один вход и только один выход, что и обеспечивает логически последовательную структуру программы.
Все эти структуры определяются рекурсивно, т.е. каждая из входящих в структуру групп операторов может быть любой из возможных структур – допускается вложение структур.
Слайд 53

Базовые структуры алгоритмов следование – обозначает последовательное выполнение действий;

Базовые структуры алгоритмов

следование – обозначает последовательное выполнение действий;

Слайд 54

Структура ветвление существует в четырех основных вариантах: ложь истина

Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:

ложь

истина

Слайд 55

Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:

Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:

Слайд 56

Слайд 57

Язык DELPHI If x>0 then y:=sqrt(x); IF условие THEN действие 1 ;

Язык DELPHI

If x>0 then y:=sqrt(x);

IF условие THEN действие 1 ;


Слайд 58

истина ложь

истина

ложь

Слайд 59

Слайд 60

начало Ввод X Y=ln2(X) Y=0 Вывод Y конец Х > 0 истина ложь

начало

Ввод
X

Y=ln2(X)

Y=0

Вывод Y

конец

Х > 0

истина

ложь

Слайд 61

Язык DELPHI If x>0 then y:=sqr(ln(x)) else y:=0; IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2;

Язык DELPHI

If x>0 then y:=sqr(ln(x))
else y:=0;

IF условие THEN действие

1
ELSE действие 2;
Слайд 62

истина истина истина ложь ложь ложь

истина

истина

истина

ложь

ложь

ложь

Слайд 63

Слайд 64

y:=3; k:=2; Case k of 1: y:=5; 2: y:=y-3; 3: y:=2*k; end;

y:=3;
k:=2;
Case k of
1: y:=5;
2: y:=y-3;
3: y:=2*k;
end;

Слайд 65

ложь ложь ложь истина истина истина

ложь

ложь

ложь

истина

истина

истина

Слайд 66