Мифология как сложное культурное явление

Содержание

Слайд 2

МИФОЛОГИЯ КАК СЛОЖНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ. Миф — зародыш всей духовной культуры.

МИФОЛОГИЯ КАК СЛОЖНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Миф — зародыш всей духовной культуры. Миф

продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени — вместе с другими ее формами. Слово «миф» (от греч. myphos) буквально означает сказание, пре­дание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами).
Миф — сказание, предание особого рода. Его главная особенность: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Представи­тели той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Прин­ципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественно­го вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.
Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в кото­рой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из по­коления в поколение.
Слайд 3

ДЛЯ МИФОВ ХАРАКТЕРНЫ ЧЕРТЫ: 1) Отождествление фантазии с реальностью Человек, верящий

ДЛЯ МИФОВ ХАРАКТЕРНЫ ЧЕРТЫ:

1) Отождествление фантазии с реальностью Человек, верящий в

миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии. Он буквально «воочию», «наяву» видит то, что на самом деле существует лишь в его воображении. Логические доводы против него бессильны.
Слайд 4

2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме Миф объясняет реальность не через

2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме
Миф объясняет реальность не через абстрактные

понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассо­циаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер, поэтому миф выступает как художественное произведение.
Слайд 5

3) Связь с магией Мифологические представления о сверхъестест­венных силах предполагают возможность

3) Связь с магией
Мифологические представления о сверхъестест­венных силах предполагают возможность

влиять на них с целью получить их поддержку в решении какой-то задачи посредством магических действий.
Слайд 6

4) Эмоциональная насыщенность Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к

4) Эмоциональная насыщенность
Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к

этим событиям и зависимым от них. Глубокая эмоциональная во­влеченность делает его неспособным к холодному рациональному размышлению над содержанием мифа. На всякие попытки логиче­ской критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.
Слайд 7

ВСЕ МИФЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ, МОЖНО ПОДЕЛИТЬ НА 10 ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ВСЕ МИФЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ, МОЖНО ПОДЕЛИТЬ НА 10 ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ГРУПП:

Этиологические, космогонические, антропологические, астральные, солярные и лунарные, близнечные, тотемические, календарные, героические, эсхатологические

Слайд 8

СЛАВЯНСКАЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ Славянская мифология и религия славян слагались из

СЛАВЯНСКАЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

Славянская мифология и религия славян слагались из обоготворения

сил природы и культа предков.
Отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Славянская мифология связана с миром низших духов, обитающих повсеместно: берегини, вилы, водяные, полевики и т. п. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Главными источниками сведений о мифологических явлениях являются средневековые хроники, поучения против язычества, летописи, археологические раскопки, фольклорные и этнографические собрания.
Мифологические представления продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.
Слайд 9

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА Античную мифологию наиболее значительна по

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Античную мифологию наиболее значительна по степени

влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая.
Мифы передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
В Греции мифы были положены в основу всех литературных памятников.
Для римской мифологии характерно следующее: первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста – огонь; неопределенность пола божеств, отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона); заимствование греческих богов.
Заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы
Слайд 10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И ЛИТЕРАТУРЫ «Соотношение мифа и художественной письменной литературы может

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И ЛИТЕРАТУРЫ

«Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться

в двух аспектах: эволюционном и типологическом.
Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определенной стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Литература с этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально сменяющие его искусство и литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени не сосуществуют.
Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи»
Слайд 11

КАКОЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ УБИЛ МЕДУЗУ ГОРГОНУ?

КАКОЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ УБИЛ МЕДУЗУ ГОРГОНУ?

Слайд 12

ОТВЕТ: ПЕРСЕЙ

ОТВЕТ: ПЕРСЕЙ

Слайд 13

КАК ЗВАЛИ БОГА МОРЕЙ?

КАК ЗВАЛИ БОГА МОРЕЙ?

Слайд 14

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН

Слайд 15

ЧЕМ ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЛЮДЕЙ?

ЧЕМ ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЛЮДЕЙ?

Слайд 16

ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ БЕССМЕРТНЫ, В ИХ ЖИЛАХ ТЕЧЕТ БЕСЦВЕТНАЯ КРОВЬ – ИХОР.

ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ БЕССМЕРТНЫ, В ИХ ЖИЛАХ ТЕЧЕТ БЕСЦВЕТНАЯ КРОВЬ – ИХОР.

Слайд 17

НАГРАДА, КОТОРУЮ ПОЛУЧАЛИ ПОБЕДИТЕЛИ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

НАГРАДА, КОТОРУЮ ПОЛУЧАЛИ ПОБЕДИТЕЛИ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Слайд 18