Области действия идентификаторов.

Содержание

Слайд 2

Области действия идентификаторов. Блок идентификаторы, описанные внутри блока, являются локальными. область

Области действия идентификаторов.

Блок

идентификаторы, описанные внутри блока, являются локальными.

область действия идентификатора начинается

в точке определения и заканчивается в конце блока;
видимость — в пределах блока и внутренних блоков;
время жизни — до выхода из блока.

После выхода из блока память освобождается.

Слайд 3

Области действия идентификаторов. Файл идентификаторы, описанные вне любого блока, функции, класса

Области действия идентификаторов.

Файл

идентификаторы, описанные вне любого блока, функции, класса или пространства

имен, имеют глобальную видимость и постоянное время жизни и могут использоваться с момента их определения.

Функция

единственными идентификаторами, имеющими такую область действия, являются метки операторов.
в одной функции все метки должны различаться, но могут совпадать с метками других функций.

Класс

элементы структур, объединений и классов (за исключением статических элементов) являются видимыми лишь в пределах класса.
они образуются при создании переменной указанного типа и разрушаются при ее уничтожении.

Слайд 4

Области действия идентификаторов. Прототип функции идентификаторы, указанные в списке параметров прототипа

Области действия идентификаторов.

Прототип функции

идентификаторы, указанные в списке параметров прототипа (объявления) функции,

имеют областью действия только прототип функции.

Поименованная область

C++ позволяет явным образом задать область определения имен как часть глобальной области с помощью оператора namespace.

Слайд 5

ОБЛАСТЬ ВИДИМОСТИ ИДЕНТИФИКАТОРОВ. Область видимости совпадает с областью действия за исключением

ОБЛАСТЬ ВИДИМОСТИ ИДЕНТИФИКАТОРОВ.

Область видимости совпадает с областью действия за исключением

ситуации, когда во вложенном блоке описана переменная с таким же именем.
В этом случае внешняя переменная во вложенном блоке невидима, хотя он и входит в ее область действия.
Тем не менее, к этой переменной, если она глобальная, можно обратиться, используя операцию доступа к области видимости ::.

Способ обратиться к скрытой локальной переменной отсутствует.

Слайд 6

ПРОСТРАНСТВО ИМЕН. В каждой области действия различают так называемые пространства имен.

ПРОСТРАНСТВО ИМЕН.

В каждой области действия различают так называемые пространства имен.
Пространство

имен — область, в пределах которой идентификатор должен быть уникальным.
В разных пространствах имена могут совпадать, поскольку разрешение ссылок осуществляется по контексту идентификатора в программе.

struct Node{
int Node;
int i ;
} Node;

В данном случае противоречия нет, поскольку имена типа, переменной и элемента структуры относятся к разным пространствам.

Слайд 7

КЛАССЫ ИДЕНТИФИКАТОРОВ В C++. В C++ определено четыре раздельных класса идентификаторов,

КЛАССЫ ИДЕНТИФИКАТОРОВ В C++.

В C++ определено четыре раздельных класса идентификаторов, в

пределах каждого из которых имена должны быть уникальными.

К одному пространству имен относятся имена переменных, функций, типов, определенных пользователем (typedef) и констант перечислений в пределах одной области видимости.

Все они, кроме имен функций, могут быть переопределены во вложенных блоках.

Другой класс имен образуют имена типов перечислений, структур, классов и объединений.

Каждое имя должно отличаться от имен других типов в той же области видимости.

Отдельный класс составляют элементы каждой структуры, класса и объединения.

Имя элемента должно быть уникально внутри структуры, но может совпадать с именами элементов других структур.

Метки образуют отдельное пространство имен.

Слайд 8

Внешние объявления Любая функция автоматически видна во всех модулях программы. Если

Внешние объявления

Любая функция автоматически видна во всех модулях программы.
Если требуется

ограничить область действия функции файлом, в котором она описана, используется модификатор static.
Слайд 9

ВНЕШНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ. Для того чтобы сделать доступной в нескольких модулях переменную

ВНЕШНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ.

Для того чтобы сделать доступной в нескольких модулях переменную или

константу, необходимо:
определить ее только в одном модуле как глобальную;
в других модулях объявить ее как внешнюю с помощью модификатора extern.
Другой способ — поместить это объявление в заголовочный файл и включить его в нужные модули.

Объявление, в отличие от определения, не создает переменную.
Объявление с extern не должно содержать инициализацию: если она присутствует, модификатор extern игнорируется.

Слайд 10

Все описания одной и той же переменной должны быть согласованы

Все описания одной и той же переменной должны быть согласованы

Слайд 11

Внешние объявления. Пример: // my_header.h - внешние объявления extern int a;

Внешние объявления.

Пример:

// my_header.h - внешние объявления
extern int a;
extern double

b;
......
// ---------------------------------
// one.cpp
#include "my_header.h"
int a;
......
// ---------------------------------
// two.cpp
#include "my_header.h"
double b;

Описание двух глобальных переменных в файлах one.cpp и two.cpp с помощью заголовочного файла my_header.h:

Обе переменные доступны в файлах one.cpp и two.cpp.

Слайд 12

Если переменная описана как static, область ее действия ограничивается файлом, в котором она описана.

Если переменная описана как static, область ее действия ограничивается файлом, в

котором она описана.
Слайд 13

Внешние объявления. При описании типа следует придерживаться правила одного определения, то

Внешние объявления.

При описании типа следует придерживаться правила одного определения, то есть

тип, используемый в программе, должен быть определен ровно один раз.

Как правило, это делается в заголовочном файле, который затем подключается к модулям, использующим этот тип.

Нарушение этого правила приводит к ошибкам, которые трудно обнаружить.

Поскольку компиляторы, как правило, не обладают возможностью сличать определения одного и того же типа в различных файлах.

Слайд 14

Поименованные области Поименованные области служат для логического группирования объявлений и ограничения

Поименованные области

Поименованные области служат для логического группирования объявлений и ограничения доступа

к ним.
Простейшим примером применения является отделение кода, написанного одним человеком, от кода, написанного другим.
При использовании единственной глобальной области видимости формировать программу из отдельных частей очень сложно из-за возможного совпадения и конфликта имен.
Слайд 15

Использование поименованных областей препятствует доступу к ненужным средствам.

Использование поименованных областей препятствует доступу к ненужным средствам.

Слайд 16

ПОИМЕНОВАННЫЕ ОБЛАСТИ. Объявление поименованной области (ее также называют пространством имен) имеет

ПОИМЕНОВАННЫЕ ОБЛАСТИ.

Объявление поименованной области (ее также называют пространством имен) имеет формат:
namespace

[ имя_области ]
{ /* Объявления */ }
Поименованная область может объявляться неоднократно, причем последующие объявления рассматриваются как расширения предыдущих.

Таким образом, поименованная область может объявляться и изменяться за рамками одного файла.

Слайд 17

Поименованные области. Если имя области не задано, компилятор определяет его самостоятельно

Поименованные области.

Если имя области не задано, компилятор определяет его самостоятельно с

помощью уникального идентификатора, различного для каждого модуля.

Объявление объекта в неименованной области равнозначно его описанию как глобального с модификатором static.

Помещать объявления в такую область полезно для того, чтобы сохранить локальность кода.

Нельзя получить доступ из одного файла к элементу неименованной области другого файла.

Слайд 18

Поименованные области. Пример: namespace demo{ int i = 1; int k

Поименованные области.

Пример:

namespace demo{
int i = 1;
int k = 0;


void func1(int);
void func2(int) { /* ... */ }
}
namespace demo{ // Расширение
// int i = 2; Неверно - двойное определение
void func1(double); // Перегрузка void func2(int); // Верно (повторное объявление)
}

В объявлении поименованной области могут присутствовать как объявления, так и определения.

Слайд 19

Логично помещать в поименованную область только объявления, а определять их позднее

Логично помещать в поименованную область только объявления, а определять их позднее

с помощью имени области и оператора доступа к области видимости ::.
Слайд 20

Поименованные области. Пример: void demo::func1(int) { /* ... */ } Такой

Поименованные области.

Пример:

void demo::func1(int) { /* ... */ }

Такой прием применяется для

разделения интерфейса и реализации.

Таким способом нельзя объявить новый элемент пространства имен.

Слайд 21

Поименованные области. Объекты, объявленные внутри области, являются видимыми с момента объявления.

Поименованные области.

Объекты, объявленные внутри области, являются видимыми с момента объявления.

К ним

можно явно обращаться с помощью имени области и оператора доступа к области видимости ::
demo::i = 100; demo::func2(10);
Слайд 22

Поименованные области. Если имя часто используется вне своего пространства, можно объявить

Поименованные области.

Если имя часто используется вне своего пространства, можно объявить его

доступным с помощью оператора using:
using demo::i;

После этого можно использовать имя без явного указания области.

Если требуется сделать доступными все имена из какой-либо области, используется оператор using namespace:
using namespace demo;

Операторы using и using namespace можно использовать и внутри объявления поименованной области, чтобы сделать в ней доступными объявления из другой области:
namespace Department_of_ Applied_ Physics
{ using demo::i; // ... }

Слайд 23

Имена, объявленные в поименованной области явно или с помощью оператора using,

Имена, объявленные в поименованной области явно или с помощью оператора using,

имеют приоритет по отношению к именам, объявленным с помощью оператора using namespace.
это имеет значение при включении нескольких поименованных областей, содержащих совпадающие имена.
Слайд 24

Короткие имена пространств имен могут войти в конфликт друг с другом,

Короткие имена пространств имен могут войти в конфликт друг с другом,

длинные непрактичны при написании реального кода, поэтому допускается вводить синонимы имен:
namespace DAM = Department_of_Applied_Physics;
Слайд 25

Пространства имен стандартной библиотеки Объекты стандартной библиотеки определены в пространстве имен std.

Пространства имен стандартной библиотеки

Объекты стандартной библиотеки определены в пространстве имен std.


Слайд 26

ПРОСТРАНСТВА ИМЕН СТАНДАРТНОЙ БИБЛИОТЕКИ. Объявления стандартных средств ввода/вывода С в заголовочном

ПРОСТРАНСТВА ИМЕН СТАНДАРТНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Объявления стандартных средств ввода/вывода С в заголовочном файле

помещены в пространство имен следующим образом:
// stdio.h
namespace std{
int feof(FILE *f);
......
}
using namespace std;

Это обеспечивает совместимость сверху вниз.

Слайд 27

ПРОСТРАНСТВА ИМЕН СТАНДАРТНОЙ БИБЛИОТЕКИ. Для тех, кто не желает присутствия неявно

ПРОСТРАНСТВА ИМЕН СТАНДАРТНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Для тех, кто не желает присутствия неявно доступных

имен, определен новый заголовочный файл :
// cstdio.h
namespace std{
int feof(FILE *f);
......
}
Если в программу включен файл , нужно указывать имя пространства имен явным образом:
std::feof(f)
Слайд 28

Механизм пространств имен вместе с директивой #include обеспечивают необходимую при написании

Механизм пространств имен вместе с директивой #include обеспечивают необходимую при написании

больших программ гибкость путем сочетания логического группирования связанных величин и ограничения доступа.
Слайд 29

Продуманное разбиение программы на модули, четкая спецификация интерфейсов и ограничение доступа

Продуманное разбиение программы на модули, четкая спецификация интерфейсов и ограничение доступа

позволяют организовать эффективную работу над проектом группы программистов.